крейсер рус. Черноморского флота, возглавивший отряд рев. кораблей во время Севастопольского вооруж. восстания против самодержавия в ноябре 1905 г. Спущен на воду в Севастополе в 1902 г. К моменту восстания не был достроен и вооружен (т. к. завершал сдаточные испытания), командой укомплектован только на 66%. В окт. 1905 г., после опубликования царского манифеста, обещавшего народу осн. гражд. свободы, большевистская фракция политич. заключенных и улучшения положения матросов и рабочих. Однако последовали нов. репрессии и аресты, Воен. власти расстреляли мирную манифестацию, убив 8 чел. В городе начались стихийные выступления, и воен. организация РСДРП решила возглавить восстание, чтобы придать ему организ. характер. Команда крейсера „Очаков" присоединилась к восставшим. Руководили восстанием большевики машинист А. И. Гладков и комендор Н. Г. Антоненко, В ночь на 13 ноября офицеры покинули корабль, и матросы назначили своего командира — кондуктора С. П. Частника, выбрали командный состав и делегатов в Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов, установили связь с восставшими моряками флотской дивизии на берегу, солдатами гарнизона и рабочими города. Требование властей разоружить крейсер матросы выполнить отказались. 14 ноября на „Очаков" прибыл лейтенант (кап, 2 ранга в отставке) П. П. Шмидт, избранный восставшими командующим флотом, Крейсер превратился в штаб восстания на кораблях и берегу. К „Очакову", стоявшему у выхода из Севастопольской бухты, присоединились экипажи миноносцев „Свирепый", № 265, 268, 270 и минного крейсера „Гридень". Вместе с ними по сигналу „Командую флотом. Шмидт", поданному с „Очакова", красные флаги подняли стоявшие в Южной бухте миноносцы „Зоркий" и „Заветный", канонерская лодка „Уралец", минный заградитель „Буг", учеб. судно „Днестр" и 4 портовых судна. Матросы во главе с П. П. Шмидтом на миноносце „Свирепый" прошли вдоль кораблей эскадры, призывая их экипажи к восстанию, освободили из плав. тюрьмы „Прут" участников восстания на броненосце „Потемкин" и захватили сам броненосец (к тому времени переименованный в „Пантелеймон"). Однако попытки П. П. Шмидта мирными призывами присоединить к восстанию др. корабли эскадры не удались, контроль над ними успели захватить офицеры. Командование Черноморского флота направило на подавление восстания корабли и войска. Днем 15 ноября, после истечения 2-часового ультиматума о сдаче, по „Очакову" был открыт арт. огонь из крепостных орудий и с кораблей. На крейсере начался пожар, произошли взрывы. Шмидт перешел на миноносец № 270, однако он вскоре был поврежден и затонул, а Шмидт арестован. Миноносец „Свирепый" в сопровождении 2 номерных миноносцев пытался атаковать верные правительству корабли, но был подбит. Команду, спасающуюся вплавь с горящего „Очакова", расстреливали из пулеметов. В февр. 1906 г. состоялся суд над восставшими, среди которых был 41 чел. из команды „Очакова". Шмидт, Антоненко, Гладков и Частник были приговорены к смертной казни и 6 марта расстреляны на о-ве Березань близ Очакова. Остальные приговорены к разным срокам каторги и тюрьмы. В 1907 г. крейсер переименован в „Ка-гул". К нач. 1910 г. он был полностью восстановлен. В 1912—1913 гг. входил в состав междунар. эскадры в Константинополе. В годы 1-й мир. войны участвовал в боевых действиях. В 1915 г. на корабле модернизировано арт. вооружение (установлено 16 152-мм орудий и 2 75-мм зенитные пушки). После Февральской революции ему возвращено прежнее имя „Очаков". Экипаж крейсера отстаивал сов. власть на фронтах Гражд. войны. В 1918 г. корабль, стоявший в Севастополе, захватили белогвардейцы, переименовали его в „Генерал Корнилов" и в 1920 г. вместе с остатками флота угнали в Бизерту (Тунис). В 1924 г. крейсер осмотрела сов. комиссия под председательством А. Н. Крылова, однако предполагаемая передача кораблей не состоялась, и в 1933 г. „Очаков" был разобран на металл в Бресте (Франция). Водоизмещение 6645 т. дл. по КВЛ 132,5 м, мощн. 2 пар. машин 14 340 кВт, скорость 22 уз, экипаж 570 чел. бронирование палуб — до 70 мм, рубок — до 140 мм, башен — до 125 мм, казематов — до 80 мм. Вооружение (в период восстания): 12 152-мм, 12 75-мм, 12 мелких орудий и 2 подв. торпедных аппарата.
Крейсер «Очаков» заказан в рамках судостроительной программы на 1895—1902 гг. Строился в Севастополе на Казённой верфи корабельным инженером Н.И. Янковским по проекту крейсера — дальнего разведчика
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+