судно, обеспеч. сбор разл. сведений о Мировом океане. С таких судов выполняют океанологические съемки, измеряют хар-ки водн. среды и дна океанов и соприкасающихся с водой слоев атмосферы, поверхностных и глубоководных течений, магнитных, электрических и гравитационных полей Земли, определяют темп-ру воды на разл. глубинах, содержание солей и др. веществ, растворенных в воде, ее цвет и прозрачность, скорости распространения и рассеивания звука в воде, собирают информацию о фито- и зоопланктоне и др. Появление научно-исследовательских судов связано с расширением в сер. XX в. запросов науки и практики в получении нов. и более подробных комплексных сведений о Мировом окене. Это выходило за пределы техн. возможностей гидрографич. судов (наиболее старшей группы научно-исследовательских судов). Особенностью архитектурно-конструктивного типа океанографич. научно-исследовательских судов является отсутствие лебедок и дуг в корме, т. к. они не работают с донными тралами и тяжелой буксировочной аппаратурой. В корме, как правило, имеются посадочные площадки для вертолетов. Суда обладают высокими мореходными качествами для ведения исследеваний в океане при любых погодных условиях и высокой устойчивостью на курсе. Для работы с заборт. аппаратурой предусмотрены разл. лебедки: глубоководные, океанографич., комбинир. с тросовым и кабельным барабанами и др. Поскольку масштабы океанографич. работ носят глобальный характер, их дальность плавания очень велика — 15 тыс. миль и более, а автономность — до 180 сут, т.е. в 2—3 раза больше, чем у универсальных научно-исследовательских судов.
Океанографические научно-исследовательские судна обладают очень высокими мореходными качествами, т.к. работают в суровых условиях Мирового океана
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+