ОГРАНИЧЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ

- A +
установленный междунар. конвенциями предел материальной ответственности судовладельцев за причиненный ими ущерб. В законодательствах соц. и кап. стран использованы разл. сист. ответственности: традиционные — английская (суммарная: предел равен произведению определ. кол-ва денежных единиц на тоннаж судна), романская (сист. абандона: ущерб возмещается любым имуществом судовладельца, напр, предприятиями, денежмыми ср-вами в банке и т. п., или отказом от судна и фрахта в пользу кредиторов), германская (вещная, или экзекуционная: предел — стоимость судна и фрахта, объектом взыскания всегда служат только само судно и фрахт) и выходящие за их рамки — стоимостная (пределом является стоимость судна или указ, в законе часть его стоимости), комбинир. (в осн.— стоимость судна, но в сочетании со способами традиц. систем). Трудности применения этих сист. и их разновидностей в нац. праве разл. стран привели к попыткам междунар. унификации соотв. правил. В Брюсселе в 1924 и 1957 гг. были приняты 2 конвенции об ограничении ответственности собственников мор. судов. Конвенция 1924 г. является результатом компромисса вещной и суммарной систем. В ней учтено и амер. законодательство в части обязат. внесения судовладельцем доп. (сверх осн. предела) суммы для удовлетворения претензий о возмещении ущерба, причиненного личности. Судовладелец был вправе воспользоваться любым из 2 способов образования предела ответственности, поэтому конвенцию 1924 г. постигла неудача. Конвенция 1957 г. основана на англ, системе. Она исходит не из нац. курса валюты, а из золотого франка, или „франка Пуанкаре", что обеспечивает относит, стабильность предела ответственности судовладельцев во всех государствах — участниках конвенции. Конвенция 1957 г. не предусматривала заниж. предел ответственности. Она была пересмотрена, и в 1976 г. в Лондоне принята конвенция об ограничении ответственности по мор. претензиям. В ней определены лица, имеющие право на ограничение ответственности; перечисляются претензии, по которым может быть ограничена их ответственность, и претензии, не подпадающие под ее правила; установлены нов., более высокие пределы ответственности (в зависимости от валового тоннажа судов, исчисляемого по правилам Междунар. конвенции по обмеру судов, 1969); регламентирован порядок образования и распределения фонда ограничения ответственности.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Статья юридическаой фирмы «Международная Юридическая Служба»
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 2. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +