НАСОС судовой

- A +
гидравлическая машина, обеспечивающая перемещение жидкостей в судовых системах. Насос используется на судах со времен парусного флота. Первым насосом был простейший поршневой насос с ручным приводом — помпа (от англ, pump — качать, насос) для откачки воды из трюмов судна. Появление поршневых насосов с паровым приводом связано с обеспечением питательной водой первых котломашинных энергетических установок. Насосы других типов получили распространение на судах после внедрения электропривода, позволившего повысить частоту вращения. В настоящее время на морских судах практически применяются насосы всех существующих типов. Насосы используются в судовых системах и системах энергетических установок, размещаются на двигателях, обеспечивают работу гидроприводов и т. д. Все насосы могут быть классифицированы по следующим признакам: по назначению (осушительные, пожарные, топливные и т. д.); по роду перекачиваемой жидкости (водяные, топливные, масляные, фреоновые и т. д.); по типу приводного двигателя (электронасосы, турбо-насосы, мотонасосы и т. д.); по принципу действия (объемные, лопастные и струйные). Основными характеристиками насоса являются подача (производительность Q в м3/ч) и напор Н в м или создаваемое давление р в Па. В объемных насосах (насос вытеснения) перемещение жидкости происходит путем периодического изменения занимаемого жидкостью объема камеры, которая попеременно сообщается со входом и выходом насоса. По характеру процесса вытеснения жидкости объемные насосы делятся на поршневые с неподвижными камерами (жидкость вытесняется из них поршнем или плунжером) и роторные с подвижными камерами, образующимися при вращении шестерен, винтов или лопаток (шиберов),— шестеренчатые, винтовые или лопаточные насосы. Существуют и роторно-поршневые насосы, в которых одновременно используются принципы неподвижных и подвижных камер. Объемные насосы применяются в топливных, масляных и гидравлических системах, а на судах малого водоизмещения — в качестве осушительных. Их основным свойством является возможность создания больших давлений. Все лопастные насосы имеют рабочее колесо, которое при вращении сообщает заполняющей его жидкости энергию движения. По направлению движения жидкости лопастные насосы делятся на центробежные (жидкость в них движется под действием центробежной силы от центра рабочего колеса к его периферии), осевые (пропеллерные), в которых жидкость после рабочего колеса попадает в аппарат, где поток спрямляется и дальше движется в осевом направлении, и вихревые, имеющие радиальные лопатки и периферийный кольцевой канал, с помощью которых частицы жидкости получают вращательное (вихревое) движение и неоднократно возвращаются в межлопаточное пространство. Лопастные насосы могут обеспечивать высокую производительность и применяются в осушительных, противопожарных и др. системах судна. Вихревые насосы обладают очень важным для судна свойством — самовсасыванием (способностью работать без заливки жидкостью). В струйных насосах жидкость перемещается потоком жидкости рабочего тела. На судах эти насосы применяются как для откачки жидкости или газа (эжекторы), так и для нагнетания ее под давлением в соответствующей емкости (инжекторы). По роду рабочего тела струйные насосы делятся на водоструйные (рабочее тело — забортная вода), применяемые для осушения, и пароструйные (рабочее тело — пар), используемые на судах для подачи питательной воды в судовые паровые котлы. В эжекторах, применяемых для создания вакуума в конденсаторах и испарителях, рабочим телом может являться как пар, так и забортная вода.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
  1. Материал о "Насосах судовых" в Словаре морских терминов
  2. Термин в других источниках
По данным
"МОРСКОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ" в двух томах, том 1. Под редакцией академика Н.Н.Исанина
- A +