плавающее средство, изготовленное из прорезиненного или пластикового материала, форма которого поддерживается за счет избыточного давления воздуха (или углекислого газа) в отсеках-камерах. Надувные лодки широко используются как спасательные, туристские, рыболовные, десантные средства, суда для изыскательных партий. Важнейшими качествами надувной лодки являются транспортабельность, большие живучесть и грузоподъемность при малой массе корпуса, возможность швартовки на взволнованном море к борту другого судна без опасения за прочность корпуса. По способу движения надувные лодки бывают гребными и моторными. Гребные надувные лодки представляют собой замкнутую О-образную камеру цилиндрического сечения с приклеенным снизу днищем из одного слоя материала или надувным (матрасного типа) днищем. При больших размерах борта надувные лодки снабжаются надувными поперечными распорками, служащими также сиденьями для гребцов. Камеры надувных лодок разделяются внутренними перегородками на несколько изолированных отсеков для обеспечения живучести. На днище изнутри надувной лодки укладываются разборные фанерные пайолы, распределяющие нагрузку. Моторы надувной лодки выполняются подковообразной формы и снабжаются жестким фанерным транцем, вклеенным между бортовыми камерами. При мощности подвесного мотора до 7,5 кВт роль транца может выполнять надувная поперечная камера, замыкающая концы „подковы". Вкладные фанерные пайолы собираются в жесткую конструкцию, воспринимающую упор гребного винта и препятствующую деформации корпуса. Между пайолом и днищем из прорезиненной ткани устанавливается разборный киль, придающий днищу килеватость. С помощью винтовых натяжек-талрепов транец жестко раскрепляется с пайолами. Носовая часть закрывается декой из прорезиненного материала и иногда снабжается ветровым стеклом. На моторные надувные лодки устанавливают подвесные моторы мощностью до 90 кВт, способные развивать скорость до 100 км/ч. С целью повышения мореходных качеств спасательных надувных лодок в последние годы применяются комбинированные конструкции— с жестким пластмассовым днищем большой килеватости и надувными бортами. Подобные суда строятся длиной до 12 м, имеют водоизмещение до 7 т и снабжаются стационарными механическими установками мощностью до 300 кВт, спаренными с водометными движителями или угловыми поворотно-откидными колонками с гребными винтами. Для изготовления надувных камер надувных лодок применяют одно- или многослойные материалы на основе хлопчатобумажных (для малых гребных надувных лодок) или синтетических тканей, покрытых резиной с обеих сторон. Гребные надувные лодки делают также из нетканых материалов, например поливинилхлорида. Избыточное давление в камерах, определяющее вместе с диаметром камер жесткость корпуса, составляет 10,13—15,2 МПа.
Надувные лодки, как класс судов, смогли появиться только после открытия в 1839 году Чарльзом Гудниром способа вулканизации каучука. В том же 1839-м в Англии разработана конструкция десятиместной надувной лодки. Предназначено данное судно было, как и многие другие изобретения, для нужд армии. Чуть позже в головы изобретателей пришла логичная мысль об использовании надувной лодки в качестве спасательного средства, а еще через несколько лет знаменитая фирма "Макинтош" изготовила первое экспедиционное надувное судно для арктической экспедиции Джона Франклина. Кстати, это была первая двухслойная конструкция, поскольку для надежности лодку обтянули брезентом.
Появились надувные плоты, стали производиться баллоны, был создан и испытан в трансатлантическом переходе прототип надувного парусного тримарана.
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+