/ события, аналитика

Вячеслав Попов, директор Благовещенского судостроительного завода

1 1417 5 мин
— Еще 20 лет назад в Благовещенске было гораздо больше крупных производственных предприятий, чем теперь. Уже нет мебельной, хлопкопрядильной, спичечной фабрик. Только здание осталось от Благовещенского электроаппаратного завода, а это предприятие живет и действует.
Сегодня у меня в гостях - директор и совладелец Благовещенского судостроительного завода Вячеслав Попов.

— Вячеслав Степанович, крупные судостроительные заводы стоят на морях-океанах, а наш – почти на верхнем течении Амура. По меркам отрасли, завод мелкий, средний?

— Средний.

— Есть еще мельче?

— Есть.

— Многие ли аналогичные вашему предприятия, которые стоят, например на Волге, Оби, Енисее, сохранились или перепрофилировались?

— Почти все сохранились, хотя изменили профиль более чем на 50 процентов.

— Вы только сейнеры выпускаете или еще другие суда?

— Сегодня выпускаем малые сейнеры, которые обслуживают прибрежную зону. В сдаче у нас есть танкер, он тоже считается прибрежным, но удаление у него 200 миль от берега, и он был построен для Тихоокеанского флота. На очереди сдача большого для нас корабля. Это среднедобывающее судно неограниченного района плавания.

— Это самое большое судно, которое вы когда-нибудь делали, или были крупнее?

— Нет, крупнее танкера не делали. Судно неограниченного района плавания немного меньше по параметрам.

— Сколько судов за последние 10 лет вышло из вашего завода?

— От 8 до 4 ежегодно.

— Какая динамика? Вы все-таки увеличиваете производство, или оно сокращается?

— В самые трудные времена – 1992-93 года – мы очень были ограничены, мало кто покупал сейнеры. Поэтому приходилось выпускать 3-4. А после дефолта – сразу 8, потому что дефолт положительно сказался на работе завода. Цена доллара повысилась, себестоимость понизилась, и в целом цена на наши продукты снизилась, и рыбаки смогли покупать.

— Сейчас вы выпустите суда и больше нечего будет делать, или у вас все-таки стоят очереди?

— Жизнь каждый год ставит перед нами очень сложные задачи. Сегодня нет программы, а завтра появляется какой-то заказчик и завод загружен. Каждый год много внимания уделяем этому вопросу: поездки, командировки, связи с ними. И в большем случае это зависит от рыбалки. Если на Сахалине хорошая рыбалка, значит люди с деньгами и покупательская способность выше.

— Сколько стоит ваш типовой сейнер?

— Стоил порядка 16 миллионов. Сегодня эта цена нас не устраивает, потому что себестоимость повышается в связи с тем, что покупное оборудование очень дорогое.

— Кто ваши основные конкуренты? С кем вы боритесь за заказы?

— Практически мы сегодня единственные стабильно работающие для прибрежного лова. Правда, попытки и программа создана в Приморском крае. Губернатор Дарькин Сергей Михайлович был владельцем фирмы, которая эксплуатировала эти суда. Они покупали и у нас. А сейчас они классом повыше, но уже заложили сейнер на замену РЭС-300. Был такой знаменитый сейнер, он на класс больше, чем мы.

— Есть угроза из Приморья?

— Не совсем, наша ниша пока не занята. Мы делаем суда 100 миль от берега.

— То есть несколько лет вы можете жить спокойно?

— Трудно сказать. Спокойно никогда за последние годы не приходилось жить.

— Вы следите за судьбой своих сейнеров? На плаву находятся все сейнеры, которые вами были произведены в последнее время, или какие-то уже были распилены на металлолом?

— Если говорить о последней серии, которую мы начали строить с 1976 года, практически все живы, работают. И если ремонтные работы производятся, то сегодня легче заменить полностью зашивку, двигатель, чем покупать новый.

— Что вы еще делаете, кроме судов?

— Так называемую прочую продукцию. В последние годы много сил положили и многое сделали для Бурейского водохранилища, работали с Ерковецким угольным разрезом.

— Какую долю занимает побочная деятельность?

— Каждый год по-разному - и 20, и 40 процентов.

— Но все равно основная деятельность превалирует?

— Да. Главное – это судостроение.

— Сколько человек работало на советском судостроительном заводе, сколько сейчас?

— Работала 1 тысяча 350 человек. Сегодня около 600.

— И справляетесь с теми же задачами, или объем был больше?

— Нет, объем сократился в два раза.

— Китайских специалистов еще не привлекаете к работе на заводе?

— Когда нам было очень тяжело, не хватало сварщиков, судосборщиков, мы привлекали до 15 человек. Сейчас только наши, хватает.

— Вы беретесь за нестандартные эксклюзивные работы. Я знаю, что вы делали купола для храма, купол обсерватории для первой школы. Вы занимаетесь меценатством или получаете прибыль с этого?

— Нет, в меньшей степени получаем прибыль. В другой раз на первом месте стоит загрузка людей, и, если даже по нолям сработаем, мы считаем, что задачу выполнили. Прибыль получаем за счет других производств, а здесь интересная работа, работа на авторитет завода. И в большей степени работаешь с хорошими людьми, поэтому приятно что-то для них сделать.

— Не думаете ли вы, что судостроение в Благовещенске должно когда-то закончиться: все-таки мы так далеко находимся от морей-океанов? Сегодня это судостроение, возможно, делается на сплоченном и очень опытном коллективе и мудром руководителе. А что произойдет через 20-30 лет? Судостроительный завод долго будет находиться в Благовещенске?

— Все зависит от специалистов. Сегодня мы не получили за 10 лет практически ни одного специалиста-корабела, механика, электрика. Но если механика, электрика можно вырастить из специалиста, который закончил, допустим, АмГУ, сельскохозяйственный институт, то корабела – только специализированный институт. На Дальнем Востоке он есть во Владивостоке. И пока мы имеем еще такие кадры, завод будет жить.

— Дарькин построит у себя на побережье завод по производству таких же сейнеров, как у вас, и у вас начнутся трудные времена?

— Могут быть трудные времена. Поэтому мы работаем в хорошем контакте с проектантом, который находится в Хабаровске. Это характеризует нас в более лучшем плане. Хотя и во Владивостоке есть проектные институты. Но мы постоянно смотрим за гарантийными судами. Во-вторых, предлагаем рыбакам суда в зависимости от того, какие у них в этом году орудия лова и так далее.

— Последний месяц в СМИ активно шли объявления о скупке акций вашего предприятия. Вы знаете, кто скупал ваши акции?

— Лично знаю.

— Вы нашли этого человека или компанию?

— Один не скрывался, второй объявился.

— На самом деле ничего плохого нет, люди хотят скупить акции. Кто хотел скупить контроль над судостроительным заводом? Вы встречались с ними?

— Встречались. Один – Садовников – и объявление, и телефон указывает, и лично принимает, и платит. Второй человек – москвичка. Мы с ней встречались. Она говорит, что имеет свой бизнес-проект, наш завод привлекательный и имеет прибыль и перспективу, к тому же у нее есть конкретный заказчик.

— А заказчик не назван?

— Нет. Это большой секрет.

— Вы предполагаете, кто мог скупать акции?

— Не знаю. Я думаю, что это все-таки частный капитал и московские деньги.

— Закончилась скупка или продолжается?

— Они, по-моему, купили пять процентов. А мы за эти два дня, когда они объявились, поняли, откуда идет опасность, собрали акционеров, которые работают на заводе и рассказали о сложившейся ситуации. Решением совета директоров мне было поручено оформить эти акции на мое имя. Мы за два дня купили 30 процентов, и было 32.

— Можно сказать, что амурчане по-прежнему контролируют ситуацию, управление и собственность судостроительного завода в городе Благовещенске?

— Да, тем более что сегодня мы исполняем государственный заказ. Это настолько важный момент в нашей жизни, и любое вмешательство - возможная смена руководства, специалистов - немедленно нанесло бы серьезные помехи. Вы понимаете, уходит лидер – уходят и специалисты. Такие случаи бывают и очень часто. И оставили бы меня или нет, не обсуждалось.

— Акционерная война закончилась?

— С моей точки зрения, она закончилась.

— Вы победили?

— Мы победили.

— Спасибо за беседу.



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Павел
18.07.2007, 16:19
После армии работал на заводе содосборщиком, могу ли вернуться?
Мостовой Павел
Свежие новости
На "Окской судоверфи" заложили траулер проекта Т40ОК
20:12 / судостроение
рекламаПодписка 2025