Атака террористов на объекты морского транспорта чревата большими жертвами и крупнейшими экологическими катастрофами
В предыдущем номере «ВПК» было рассказано, как в конце ноября у берегов Сомали (Восточная Африка) было освобождено захваченное пиратами украинское торговое судно «Панагия». Это был тот счастливый случай, когда, как говорится, обошлось без жертв. Украинский спецназ уже отрабатывал технику штурма, но до силового решения проблемы дело не дошло — с сомалийскими корсарами договорились, выплатив им крупный выкуп. Однако общая проблема борьбы с пиратством на море остается весьма актуальной. Уже известно, что на море начинают действовать и террористические организации, в частности «Аль-Каида».
По статистике Международной морской организации (ММО), убытки от пиратской деятельности в мире составляют 450 млн. долларов ежегодно. Наиболее опасными «корсарскими регионами» в мире являются Азиатско-Тихоокеанский, где фиксируется две трети всех случаев пиратства, Южная и Центральная Америка (Карибское море, Бразилия, Колумбия), а также западное и восточное побережья Африки (Гвинейский залив, Ангола, Нигерия и Сомали). «Пиратская эпоха», когда в океанах рыскали целые эскадры с черепами на развевающихся на мачтах черных флагах, давно в прошлом, но здесь грабежи на море по-прежнему процветают. Система же противодействия пиратству на международном уровне до сих пор не отработана.
Против пиратов трех океанов
Нападения на торговые суда разных стран в Индийском и Тихом океанах и в Атлантике происходили всегда, а с появлением скоростных катеров и судов только участились. В лапы современных флибустьеров не раз попадали и советские, и российские морские грузовозы. В этом смысле известный всем фильм «Пираты ХХ века», где советский теплоход захватывают малайзийские пираты, отнюдь не выдумка сценариста и режиссера. С той лишь разницей, что захваченные теплоходы после грабежа не топили, а советские моряки не сами за себя стояли (в фильме чуть ли не все оказались каратистами, меткими стрелками, отменными пловцами и прочими супергероями). Их освобождением вне территориальных вод бывшего Советского Союза занимались группы специального назначения Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба ВС СССР.
По словам первого заместителя украинского Агентства морской безопасности (АМБ) капитана 1-го ранга Александра Борискина, бывшего командира отряда боевых пловцов, во времена Союза морской спецназ применялся при борьбе с пиратством достаточно эффективно. Группы таких профессионалов находились на боевых кораблях, выходивших в океаны на патрулирование (в частности, это было показано в не менее знаменитом советском боевике «Одиночное плавание» с Михаилом Ножкиным в главной роли). Но каждая проведенная операция за рубежом была глубоко засекречена, в том числе и из-за ее, мягко говоря, сомнительного правового обоснования. Район Африканского Рога — Эфиопия, Сомали — во времена СССР был зоной стратегического интереса сверхдержав. Здесь работали и советские военные советники, и сопровождавшие их группы спецназа ГРУ, действовавшие в оперативно-тактических целях. Политическую разведку осуществляло 1-е Главное управление Комитета государственной безопасности.
Кстати, АМБ разработало специальный документ под названием «Действия, рекомендованные к применению, при нахождении в районах, где существует угроза пиратских нападений и вооруженных ограблений». В нем подробно описан план охраны судна, а также все стадии атаки морских разбойников и меры противодействия им. Например, предлагается использовать брандспойты с давлением воды не менее 80 фунтов на квадратный дюйм и маневрирование судна до создания на нем специальных безопасных зон и своевременного укрытия в них экипажа. Интересно, что хранить и использовать огнестрельное оружие для защиты экипажа не рекомендуется из-за сразу же возникающих проблем с гражданским статусом судна и его заходом в порты, и в случае нападения высок риск обострения и без того опасной ситуации. Инструкция не рекомендует геройствовать (как то было в тех же «Пиратах ХХ века») в случае высадки пиратов на судно и захвата ими хотя бы одного члена экипажа.
В настоящее время единственным реальным способом противодействия пиратам является патрулирование и сопровождение торговых судов военными. Но если в Малаккском проливе этим периодически занимаются силы безопасности Малайзии и Индонезии, то у берегов Сомали моряки зачастую оказываются беззащитными.
Террористы не корсары
Пираты пиратами, а и угроза террора на круизных или торговых судах стоит на повестке дня. Еще в декабре 2002 г. в Лондоне была принята поправка в конвенцию МMO по обеспечению противодействия актам терроризма против объектов морского транспорта. Это, как считают специалисты, стало лишь началом процесса усиления требований к уровню защиты совершающих международные рейсы судов, а также морских буровых установок и портовых средств, которые эти установки обслуживают. Ведь когда террористы захватывают судно, то срочные меры по его освобождению зачастую неприемлемы. Террористы не обыкновенные пираты, цель которых — вымогательство. Террористы, как известно, «вымогают» политические требования или осуществляют акции устрашения. В таком случае под угрозой оказываются жизни пассажиров и экипажа, возникает риск экологической катастрофы.
После 11 сентября 2001 г. угроза терроризма на море стала довольно зримой. И с тех пор все настойчивее звучат предложения о формировании на судах специальных команд самообороны. Пока, правда, международный статус такой команды не определен. А затраты на ее содержание во многом будут зависеть от того, насколько эффективно организована защита от терроризма в морских портах.
По словам писателя и летописца российского спецназа полковника Михаила Болтунова, на сегодняшний день известно по крайней мере три четко выраженных террористических акции на морских судах. В конце 1961 г. в Карибском море вооруженной группой был захвачен направлявшийся на Майами (США) португальский круизный теплоход «Санта-Мария» с 600 пассажирами и 350 членами команды на борту. «В Португалии тогда действовал фашистский режим диктатора Антониу Салазара, — рассказывает Болтунов, — и те, кто захватил судно, хотели привлечь внимание общественности к антисалазаровской борьбе в Португалии. Оружие было пронесено злоумышленниками в багаже, при действиях на палубах они убили двух офицеров. Спецназ для освобождения судна не применялся. 3 февраля 1962 года „Санта-Мария“ прибыла в Бразилию, где ее захватчики попросили политического убежища».
7 октября 1985 г. четыре палестинских террориста захватили итальянский туристический лайнер «Акилле Лауро» с 500 туристами (в основном граждане США) на борту. Цель — акция мщения за совершенный израильской авиацией 1 октября того же года налет на штаб-квартиру Организации освобождения Палестины в Тунисе. Террористы заставили капитана направить судно в сирийские территориальные воды, где они выдвинули требование освободить 50 террористов, заключенных в израильских тюрьмах. «Израиль, верный традициям, ответил отказом, — продолжает свой рассказ полковник Болтунов. — 8 октября захватчики убили одного из пассажиров — парализованного 69-летнего американского гражданина Леона Клингхофера, его сначала застрелили, а затем вместе с коляской сбросили в море». Американский спецназ был готов к противодействию террористам. Однако Рим не дал разрешения на штурм, мотивируя это тем, что судно итальянское. 9 октября террористы сдались египетским властям, а 11-го покинули Египет на самолете египетской авиакомпании. Над Средиземным морем самолет был перехвачен американцами и посажен на базе ВВС США в Италии, где террористы были арестованы. Заказчиком этого преступления, по данным итальянских правоохранительных органов, был лидер организации «Палестинский фронт освобождения», знаменитый террорист Абу Аббас, который был арестован американцами в Ираке в апреле 2003 г., а 8 марта 2004 г. умер в тюремной камере. «Кстати говоря, — указывает Болтунов, — он является одним из „родоначальников“ морского терроризма. Помимо „заказа“ „Акилле Лауро“, в 1990-м он при поддержке ливийских экстремистов, используя скоростные катера, организовал нападение на израильское побережье в районе Тель-Авива. На его счету и другие теракты».
16 января 1996 г. в турецком порту Трабзон, на черноморском побережье, группа чеченских террористов захватила российский паром «Аврасия». В течение четырех дней в заложниках удерживались 226 человек, в основном граждане России, частные торговцы из Сочи. Бандитами руководил турок Мохаммед Токчан. Преступники выдвинули требования о немедленном прекращении боевых действий в Чечне и выводе оттуда российских войск. После двухдневных переговоров все террористы сдались местным властям, и спустя еще несколько дней «Аврасия» вернулась в порт приписки Сочи. Террористы были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. «Но дело это темное, — говорит историк спецслужб Болтунов. — Токчан получил девять лет тюрьмы, однако ему и еще нескольким участникам этой группы вскоре удалось бежать. А 19 апреля 2001 года ФСБ заявила, что операцией по захвату руководил сотрудник турецкой разведслужбы, руководитель центра по подготовке спецназа „Силиври“ Эргюн Кылычаслан. Именно он обеспечил проход на „Аврасию“ террористов и доставку оружия. Кроме того, на пароме находились еще несколько сотрудников турецкой спецслужбы».
Флотилия шахидов
Начало XXI века ознаменовалось новыми терактами. В 2000 г. на рейде йеменского порта Аден два шахида на катере, начиненном половиной тонны тротила, врезались в борт американского эсминца «Коул». В результате взрыва корабль получил огромную пробоину, но остался на плаву, однако погибли 17 моряков и еще 30 получили ранения. В 2002 г. опять же у берегов Йемена такой же катер со смертниками подорвал французский танкер «Лимбург».
Эксперты предсказывают, что, учитывая нынешние оперативные возможности террористов, можно предположить, что такого рода атаки будут повторяться. Прогнозы их страшны: следует ожидать нападения на какой-нибудь одиноко следующий пассажирский лайнер, сухогруз или танкер, обстрел с целью захвата судна с последующим его подрывом и затоплением вместе с людьми. Такая атака вполне под силу одному вооруженному кораблю или двум-трем катерам. Террористы «Аль-Каиды» вполне могут здесь позаимствовать тактику пиратов Сомали или своего «коллеги» Абу Аббаса.
По данным крупнейшего страхового фонда Lloyds of London, «Аль-Каида» уже сформировала военную флотилию численностью до 20 судов водоизмещением 200–300 тонн (в основном это малые сухогрузы) и рассредоточила их в небольших гаванях и островных укрытиях Индийского океана. Большинство судов экстремисты приобрели в 2002–2003 гг. в Салониках (Греция). Около трети — куплены у пиратов Индонезийского архипелага.
По сведениям журнала «Джейнс нейви Интернэшнл», суда этой террористической флотилии после приобретения были внешне заметно изменены. Дело даже не в том, что их перекрасили и переименовали, отремонтировали. Они были переоборудованы: на многих снесены палубные надстройки, чтобы сделать силуэт неузнаваемым, а на борту каждого подготовлены приспособления для монтажа скорострельных автоматических пушек, крупнокалиберных пулеметов, переносных зенитных и противотанковых ракетных комплексов.
Один из отрядов этой жуткой флотилии базируется на стоянке как раз в районе Африканского Рога (где и произошло пиратское нападение на украинское судно) и ориентирован на действия в западной части Индийского океана. Второй отряд скрывается среди многочисленных островов Индонезийского архипелага и нацелен на операции против судов, следующих через Малаккский пролив. И тот и другой регионы Индийского океана являются зоной наиболее интенсивного судоходства. И тот факт, что в этом же районе корсарские группировки совершенно безнаказанно творят свои разбойные нападения, подтверждает реальную возможность действий флотилии Бен Ладена и колоссальную трудность обнаружения ее сил, которые могут успешно маскироваться под пиратские и скрываться среди них. Вычислить дислокацию флота «Аль-Каиды», маршруты его судов и объекты нападений возможно только с помощью разветвленной агентурной сети.
По боевому применению суда Бен Ладена подразделяются на ударные и корабли-камикадзе. Последние представляют собой быстроходные катера, способные нести до трех тонн взрывчатки.
Последствия будут страшны
То, что еще не было атак на огромные круизные суда, перевозящие тысячи туристов, еще не значит, что их и не будет. Ведь никто не мог и в страшном сне представить 11 сентября 2001 г. Тем не менее случилось то, что случилось. Последствия же террористической атаки на море могут быть страшными, ибо изуверская сущность нынешнего терроризма нацелена на то, чтобы уничтожить «за раз» как можно больше мирных людей. Поэтому выбранное в жертву судно подручные мирового «террориста №1» будут топить с тем расчетом, чтобы оно затонуло как можно быстрее, люди не успели бы воспользоваться шлюпками, а помощь им могла бы быть оказана лишь через несколько часов.
К какой трагедии это приведет, представлять излишне. Достаточно вспомнить военные и «мирные» катастрофы подобного рода. О случившемся в Атлантике с «Титаником» помнит каждый: айсберг, уход судна под воду через два часа, недолгое барахтанье в четырехградусной воде тех, кому не хватило мест в шлюпках. Погибли 1500 человек из 2200. А, например, потопление в Черном море 7 ноября 1941 г. пассажирского теплохода-госпиталя «Армения». Атакованное фашистским самолетом-торпедоносцем «Хейнкелем-111», судно получило пробоину и за четыре минуты ушло под воду. Из 7 тыс. пассажиров уцелели только 8 человек. Или гибель в результате взрыва линкора «Новороссийск» на рейде Севастопольской бухты в ночь с 28 на 29 октября 1955 года. По официальной версии, мина времен Второй мировой войны пробила дыру площадью в полтораста квадратных метров. Менее чем через три часа корабль, заполнившись водой, перевернулся через левый борт, накрыв собой оказавшихся в воде моряков. Сотни их оставались и внутри него. Из почти полутора тысяч человек погибли 611 офицеров и матросов. Памятна и гибель поздним вечером 31 августа 1986 г. в акватории порта Новороссийск теплохода «Адмирал Нахимов». Тяжелый морской зерновоз «Петр Васёв» протаранил пассажирское судно, и лайнер через восемь минут скрылся под водой, «забрав» с собой на дно 423 человека.
А возьмем крушение парома «Эстония» в Балтийском море в ночь на 28 сентября 1994 г. По версии расследовавшей катастрофу комиссии, на большой скорости у судна раскрылись створки грузового отсека и вода быстро стала заполнять его. По версии же независимых экспертов и киношников-документалистов, был взрыв. Так или иначе, погибли 852 из 989 пассажиров и членов экипажа.
А если шахиды предпримут массовую атаку на танкер или крупный береговой нефтяной терминал? Это гарантированная экологическая катастрофа целому географическому региону, в периметре которого может находиться не одна страна… Никто не может гарантировать, что возможность аналогичных катастроф, только вызванных террористическими атаками, не «привлекательна» для «Аль-Каиды». Вся история этой античеловеческой организации убеждает в обратном. Мир, однако, не спешит вырабатывать меры к предотвращению таких атак.