В конце сентября – первой декаде октября мы, как и обещали ранее, совершили поездку на юг России с целью собственными глазами ознакомиться с состоянием нашей отрасли в этом регионе. Пунктами нашего вояжа были Ростов-на-Дону и Астрахань. Первым неожиданным впечатлением была погода. В то время когда, как нам докладывали из Санкт-Петербурга, дома стояло мягкое "бабье лето" на юге страны была мерзкая осень. С температурой воздуха 2 – 4 градуса, мелким дождем и ветром до 25 метров в секунду.
Однако это не помешало нам посетить в Ростове судостроительно-судоремонтный завод "Мидель", судоверфь "Дон-Кассенс Аксай" и "Азовскую судоверфь". Попасть на ростовский судоремонтный завод "Прибой" нам не удалось, т.к. директор его был отъезде, а без Виктора Гавриловича на предприятии решения принять некому. Такой порядок!
В Астрахани мы посетили судостроительный завод "Лотос", ООО "Галактика" и приобретенный ими ССЗ им. А.П. Гужвина, судостроительный завод "Красные баррикады", АСПО, побеседовали с заместителем Министра промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Д.Е. Антоновым. Не буду рассказывать о каждом конкретном посещении, о них подробно отчитается наш корреспондент Владислав Букин в серии статей, но об общих впечатлениях написать надо.
Во-первых, судостроение и судоремонт на юге России живы! Конечно, ростовчанам не просто. Сказывается и не блестящее финансовое положение флота, и конкуренция коллег на черноморском бассейне. Корабелы из Украины, Болгарии, Румынии, Турции не спешат сдавать свои позиции, более того, активно борются за российские заказы. Тем не менее, предприятия работают, развиваются, строят планы на будущее. На "Азовской судоверфи" нам показали даже макет новой площадки, которую планируют строить практически с нуля.
В Астрахани ситуация получше. Активное освоение углеводородных месторождений на Каспии дает верфям много работы. Достаточно сказать, что, например "Красные баррикады", в этом году переработали около 15 тысяч тонн металла. На других предприятиях тоже работы хватает. По крайней мере, на имеющийся состав работников.
Откровенно говоря, не ожидал увидеть в Астрахани таких мощных верфей. Огромные площади, в том числе закрытые, современные линии по обработке металла, километровые достроечные набережные, великолепное крановое оборудование. Мне на территории России не доводилось видеть плавкранов грузоподъемностью 1600 тонн или гусеничных на 800 тонн. Как следствие секции и блоки весом сотни тонн там не проблема.
Жалко, что все же не все предприятия сумели дожить до существующего сейчас подъема судостроения на Каспии. Завод им. III Интернационала законсервирован, что если говорить без обиняков означает, что он умер.
Порадовало и то, что как одну из приоритетных задач развития области, Астраханская Администрация рассматривает создание особой экономической зоны на базе судостроительного завода "Лотос", о чем нам поведал Дмитрий Евгеньевич Антонов.
Но расслабляться астраханцам не дадут. Активно наращивают свои судостроительные мощности Азербайджан, Иран, Туркмения. Так что, конкуренция растет.
Еще об одном хочу сказать. На верхней Волге, где мы побывали в июле, на вопрос об уровне средних заработков на предприятиях, нам отвечали – около 30 тысяч рублей. Это было и в Белом Городке, и в Рыбинске, и в Ярославле, и в Навашино. А вот на юге, будь то в Ростове-на-Дону или в Астрахани, все твердо произносили цифру 20 тысяч. И ведь, согласитесь, отношение 2 к 3 в зарплате – это существенно.
Короче, ждите подробных отчетов!