Китай объявил о своих амбициозных планах стать крупнейшей мировой судостроительной державой. События последних лет показывают, что ему это вполне по силам.
Стать мировым лидером на рынке судостроения Китаю позволит введение в строй судостроительной верфи Чансинской, ежегодная проектная мощность которой составит 4,5 млн тонн, что в 9 раз превышает возможности крупнейшей на сегодняшний день Цзяннанской судоверфи. Строительство ведет Китайская судостроительная корпорация, на ее долю приходится 50% китайского рынка и 7% мировой рыночной доли. Компания являет собой классическую иллюстрацию «китайского феномена». Образовавшаяся в 1999 году, Китайская судостроительная корпорация всего за три года стала лидером в своей стране и вошла в список пяти сильнейших судостроительных предприятий в мире. В настоящее время она уже получила заказы на строительство судов с общим тоннажем 16 млн тонн.
Заявление о планируемой экспансии Китай сделал в условиях повышающегося спроса на мировом рынке судостроения, который дал толчок для небывалого оживления в отрасли: заказы уже два года подряд превышают 100 млн тоннажа. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы спрос будет стабилен и сохранится на уровне 60 млн тоннажа в год. К тому же судостроение в течение последних десятилетий является одной из наиболее стабильно и мощно развивающихся отраслей в Китае. Так, полвека назад, до образования КНР, в стране было менее 20 судостроительных верфей, на которых работали около 20 тыс. человек, а производственная мощность предприятий едва достигала 10 тыс. тоннажа. За тридцать последующих лет в отрасли появились десятки новых предприятий, а объемы производства возросли в 20 раз. К 1980 году КНР занимала 17-е место в мире, а теперь обошла такую признанную судостроительную державу, как Германия, и заняла уже 3-е место после Японии и Северной Кореи. За последние три года прирост производства в отрасли составил 35%, в 2005 году в Китае производилось 15% мирового объема судов, а их водоизмещение достигло 10 млн тонн. Планируется, что к 2010 году этот показатель составит не менее 15 млн тонн.
Говоря об успехах КНР в области судостроения, многие эксперты отмечают, что рост ее экономики обусловлен дешевизной рабочей силы. С такой оценкой соглашаются и китайские специалисты. Но сегодня оно лишь отчасти справедливо, поскольку, получив первоначальный толчок, отрасль начинает делать ставку на инновационные технологии и уделяет огромное внимание самостоятельным наукоемким разработкам.