Жертва "новых технологий"
...Интернет может познакомить каждого желающего с несколькими фотоснимками "Варяга". На одном - четырехтрубный крейсер на рейде. На другом - этот корабль, лежащий на борту в бухте Чемульпо. Часть борта и палубы остались над водой. Хорошо видны стволы орудий. Есть и третий снимок: четырехтрубный корабль, пришвартовавшийся к коммерческой пристани Владивостока. На корме развевается японский флаг. Первый снимок датирован 1903 годом, второй 1904-м, третий сделан в 1916 году. На всех снимках - крейсер "Варяг".
Это был корабль-неудачник. Его строители - американская фирма "Крэмп и сыновья" - постарались вложить в него последние достижения кораблестроения. Но технологически не отлаженные новшества стали бедой корабля. Большим позором для крейсера, например, обернулся его визит в немецкий порт Киль, куда он прибыл в качестве эскортного корабля императорской яхты "Штандарт". Из-за неожиданной аварии в машине "Варяг" не смог сопровождать царскую яхту обратно в Россию. Эскортировать ее по Балтике пришлось эскадре германских крейсеров.
Выяснилось, что красавец "Варяг" проектную скорость - 23 узла - развить не способен. Максимум - это 19 узлов, далее начинаются поломки в машине и в котлах.
Из докладной записки начальника Главного морского штаба контр-адмирала Рожественского: "После первого ремонта скорость хода крейсера составила 19 узлов, после второго упала до 16. Какой она будет после третьего, предсказать никто не берется".
Малая скорость означает службу в учебном отряде либо пожизненный пост дипломатического стационера в какой-либо второстепенной державе. Так, корабль, которым уже год командовал гвардейского экипажа капитан I ранга Руднев, оказался в декабре 1903 года в корейском порту Чемульпо, где ему предстояло заменить ветерана Тихоокеанской эскадры - канонерскую лодку "Кореец".
Бодался теленок с дубом...
9 февраля 1904 года (27 января по старорусскому календарю) командиры иностранных кораблей-стационеров в Чемульпо получили послания от командующего японской эскадрой адмирала Уриу. Он предлагал иностранным кораблям покинуть порт, так как японская эскадра начинает обстрел стоящих на рейде русских кораблей. Капитан "Варяга" тоже получил предложение вместе с "Корейцем" покинуть порт - чтобы обезопасить "нейтралов". Старший штурман Беренс (через 20 лет он станет начальником Главного морского штаба РККФ) предложил Рудневу вместо боя вывести на портовый фарватер "Варяг", "Кореец", а также пароход "Сунгари" и там их затопить. После этого японские суда долго не смогут использовать порт... А вооруженные экипажи русских кораблей по плану штурмана должны через Корею пробиваться в Маньчжурию либо русское Приморье.
Но капитан I ранга Руднев принял другое и трагическое решение. Русские корабли покинули Чемульпо для боя. Трудно понять, на что рассчитывал командир "Варяга". Скорость своего корабля он должен был согласовывать с еще большим тихоходом "Корейцем". И что значили двенадцать шестидюймовок "Варяга" против четырех восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий тяжелого крейсера "Асама"? А на крейсерах "Нанива" и "Такашихе" было по два десятидюймовых. Несколько залпов японской эскадры могли отправить на дно все русские корабли до открытия ими огня. Да и прорываться с боем Рудневу было некуда: Порт-Артур, китайские порты, проливы Желтого моря наверняка были блокированы японским флотом.
За время непродолжительного боя с шестью крейсерами "Варяг" успел выпустить около сорока шестидюймовых и несколько десятков трехдюймовых (абсолютно бесполезных) снарядов. Почти что все они пролетели мимо японских кораблей или не долетели до них. А адмирал Уриу больше всего боялся, что его командоры потопят "Варяг", который японцы справедливо имели в виду как будущий трофей, и потому постоянно напоминал артиллеристам эскадры, чтобы они стреляли только осколочными снарядами. Вот почему в бою погибло так много русских моряков - сто двадцать два человека были убиты и ранены, потому что японцы не хотели топить будущий боевой приз и лишь сметали с палубы "Варяга" шрапнелью орудийную прислугу!
Как предупреждение об опасности "Варяг" все же получил в борт два бронебойных снаряда, и на нем поняли, что пора отступать. Крейсер шел впереди, а "Кореец" прикрывал его бегство в Чемульпо. Расстояние между противниками сократилось до "убойной дистанции" двух с половиной миль, и тогда в бой вступил главный калибр старой канонерской лодки. Первым же выстрелом "Кореец" отправил на дно японский миноносец, от снарядов "Корейца" возник пожар на тяжелом крейсере "Асама", получив повреждения, вышли из боя два легких крейсера японцев.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"!
Русские корабли благополучно вернулись в порт, где их терпеливо дожидался владивостокский пароход "Сунгари", принадлежащий Обществу морского пароходства КВЖД. Решение об уничтожении кораблей Руднев принимал, уже ни с кем не советуясь.
Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На "Варяге" взрывов не устраивали. Экипаж, прихватив личные вещи и казенные ценности, просто перешел на иностранные корабли, а трюмная команда открыла кингстоны. Через три часа крейсер аккуратно лег на левый борт на мелководье вдоль берега бухты. Погибших в бою нижних чинов захоронили в Чемульпо. Тело погибшего в бою мичмана графа Нирода вместе с командами русских кораблей через нейтральные порты было доставлено в Россию.
Первый морской бой русско-японской войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф Грейнц пишет о "Варяге" стихотворение, которое уже 25 февраля 1904 года поместил на своих страницах журнал "Югенд". Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из немецких маршей, и вскоре песню о "Варяге" распевала вся Германия. В апреле стихи Грейнца с параллельным переводом, сделанным поэтессой Студенской, напечатал петербургский "Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки". Так началась литературная слава крейсера.
Кому - бесславье, а кому - бессмертие
Она же спасла Руднева. Первоначально его за сдачу крейсера хотели отдать под суд. Но затем (когда выяснилось, что порт-артурская эскадра за первые два дня войны потеряла, не сделав даже выстрела, девять кораблей) для поднятия боевого духа бой при Чемульпо стали считать моральной победой и подвигом. Тем более что канонерская лодка все же потопила один японский миноносец. Наградили всех.
Но пути капитана I ранга Руднева и капитана II ранга Беляева - командира "Корейца" - на том стремительно разошлись. Руднев после следствия был произведен в контр-адмиралы и немедленно отправлен в отставку. Общим решением Санкт-Петербургского и Кронштадского Морских собраний ему было запрещено их посещение. Он уехал в свое имение в Тульской губернии, где скончался в 1913 году.
Беляев был произведен в капитаны I ранга и назначен капитаном эскадренного броненосца "Екатерина". В ноябре 1907 года он становится командиром линкора "Георгий Победоносец", но вскоре умрет на борту своего корабля.
После окончания войны японцы "Варяг" подняли. В штабе адмирала Того, убедившись в незначительных боевых качествах призового крейсера, переобозвали в "Сойю" и определили в учебный отряд, где он прослужил до 1916 года.
23 декабря 1911 года останки 16 русских моряков крейсера "Варяг" и канлодки "Кореец", погибших в бою или скончавшихся в японском госпитале от тяжелых ранений, были доставлены из Чемульпо во Владивосток и на следующее утро без пиетета захоронены на Морском кладбище. Позднее на могиле был установлен обелиск, увенчанный крестом с высеченным на нем знаком ордена Георгия Победоносца... Но на мемориальной надписи указывалось, что это братская могила моряков крейсера. О погибших с "Корейца" тогда уже просто забыли. Справедливость восстановили лишь недавно, и отнюдь не военные моряки.
В 1916 году "Варяг" вместе с быстроходными броненосцами "Пересвет" и "Победа" был у Японии выкуплен. Броненосцы ушли в Средиземное море, а крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт и модернизацию. Там он несколько лет ржавел на заводе (некому было оплачивать работы), а позже (уже новой, советской властью) был продан Германии на слом. Во время перехода штормом в Ирландском море "Варяг" выбросило на скалы. Там он длительно разрушался штормами и волнами вплоть до середины двадцатых годов, пока его не порезали на месте и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.
В русском флоте издавна существовала хорошая традиция. Имя корабля, совершившего подвиг или героически погибшего, передавали другому кораблю. Так, в 1908 году во владивостокском отряде появился контрминоносец "Стерегущий", а в 1914 году воды Балтики бороздили самый лучший в мире эсминец "Новик", крейсер "Рюрик", линкоры "Петропавловск" и "Севастополь". Несла охрану русских берегов на Аландских островах канонерская лодка "Кореец". После русско-японской войны в Российском императорском флоте имя "Варяг" (а крейсер был не первым кораблем России с этим именем) не носил ни один корабль.
Но Сталину нужны были герои. Не реальные, полившие страну и Европу своей кровью в Великую Отечественную, а выдуманные и идеальные, так сказать. В 1946 году "Союздетфильм" и режиссер Валерий Эйсымонт (он еще "Судьбу барабанщика" потом снял!) выполняют госзаказ на героев - появляется фильм "Крейсер "Варяг", где неправда - все! Имя "Варяга" возвращается флоту - сначала это крейсер, потом авианосец, наконец - флагман ТОФ. Интересно, что нынешний "Варяг" - это бывший крейсер "Червона Украина". А вот этого имени флоту стыдиться было незачем!
...Интернет может познакомить каждого желающего с несколькими фотоснимками "Варяга". На одном - четырехтрубный крейсер на рейде. На другом - этот корабль, лежащий на борту в бухте Чемульпо. Часть борта и палубы остались над водой. Хорошо видны стволы орудий. Есть и третий снимок: четырехтрубный корабль, пришвартовавшийся к коммерческой пристани Владивостока. На корме развевается японский флаг. Первый снимок датирован 1903 годом, второй 1904-м, третий сделан в 1916 году. На всех снимках - крейсер "Варяг".
Это был корабль-неудачник. Его строители - американская фирма "Крэмп и сыновья" - постарались вложить в него последние достижения кораблестроения. Но технологически не отлаженные новшества стали бедой корабля. Большим позором для крейсера, например, обернулся его визит в немецкий порт Киль, куда он прибыл в качестве эскортного корабля императорской яхты "Штандарт". Из-за неожиданной аварии в машине "Варяг" не смог сопровождать царскую яхту обратно в Россию. Эскортировать ее по Балтике пришлось эскадре германских крейсеров.
Выяснилось, что красавец "Варяг" проектную скорость - 23 узла - развить не способен. Максимум - это 19 узлов, далее начинаются поломки в машине и в котлах.
Из докладной записки начальника Главного морского штаба контр-адмирала Рожественского: "После первого ремонта скорость хода крейсера составила 19 узлов, после второго упала до 16. Какой она будет после третьего, предсказать никто не берется".
Малая скорость означает службу в учебном отряде либо пожизненный пост дипломатического стационера в какой-либо второстепенной державе. Так, корабль, которым уже год командовал гвардейского экипажа капитан I ранга Руднев, оказался в декабре 1903 года в корейском порту Чемульпо, где ему предстояло заменить ветерана Тихоокеанской эскадры - канонерскую лодку "Кореец".
Бодался теленок с дубом...
9 февраля 1904 года (27 января по старорусскому календарю) командиры иностранных кораблей-стационеров в Чемульпо получили послания от командующего японской эскадрой адмирала Уриу. Он предлагал иностранным кораблям покинуть порт, так как японская эскадра начинает обстрел стоящих на рейде русских кораблей. Капитан "Варяга" тоже получил предложение вместе с "Корейцем" покинуть порт - чтобы обезопасить "нейтралов". Старший штурман Беренс (через 20 лет он станет начальником Главного морского штаба РККФ) предложил Рудневу вместо боя вывести на портовый фарватер "Варяг", "Кореец", а также пароход "Сунгари" и там их затопить. После этого японские суда долго не смогут использовать порт... А вооруженные экипажи русских кораблей по плану штурмана должны через Корею пробиваться в Маньчжурию либо русское Приморье.
Но капитан I ранга Руднев принял другое и трагическое решение. Русские корабли покинули Чемульпо для боя. Трудно понять, на что рассчитывал командир "Варяга". Скорость своего корабля он должен был согласовывать с еще большим тихоходом "Корейцем". И что значили двенадцать шестидюймовок "Варяга" против четырех восьмидюймовых и четырнадцати шестидюймовых орудий тяжелого крейсера "Асама"? А на крейсерах "Нанива" и "Такашихе" было по два десятидюймовых. Несколько залпов японской эскадры могли отправить на дно все русские корабли до открытия ими огня. Да и прорываться с боем Рудневу было некуда: Порт-Артур, китайские порты, проливы Желтого моря наверняка были блокированы японским флотом.
За время непродолжительного боя с шестью крейсерами "Варяг" успел выпустить около сорока шестидюймовых и несколько десятков трехдюймовых (абсолютно бесполезных) снарядов. Почти что все они пролетели мимо японских кораблей или не долетели до них. А адмирал Уриу больше всего боялся, что его командоры потопят "Варяг", который японцы справедливо имели в виду как будущий трофей, и потому постоянно напоминал артиллеристам эскадры, чтобы они стреляли только осколочными снарядами. Вот почему в бою погибло так много русских моряков - сто двадцать два человека были убиты и ранены, потому что японцы не хотели топить будущий боевой приз и лишь сметали с палубы "Варяга" шрапнелью орудийную прислугу!
Как предупреждение об опасности "Варяг" все же получил в борт два бронебойных снаряда, и на нем поняли, что пора отступать. Крейсер шел впереди, а "Кореец" прикрывал его бегство в Чемульпо. Расстояние между противниками сократилось до "убойной дистанции" двух с половиной миль, и тогда в бой вступил главный калибр старой канонерской лодки. Первым же выстрелом "Кореец" отправил на дно японский миноносец, от снарядов "Корейца" возник пожар на тяжелом крейсере "Асама", получив повреждения, вышли из боя два легких крейсера японцев.
Врагу не сдается наш гордый "Варяг"!
Русские корабли благополучно вернулись в порт, где их терпеливо дожидался владивостокский пароход "Сунгари", принадлежащий Обществу морского пароходства КВЖД. Решение об уничтожении кораблей Руднев принимал, уже ни с кем не советуясь.
Канонерскую лодку вывели к острову Идельми, верхнюю палубу разрушили взрывами, а затем отправили корабль на дно. На "Варяге" взрывов не устраивали. Экипаж, прихватив личные вещи и казенные ценности, просто перешел на иностранные корабли, а трюмная команда открыла кингстоны. Через три часа крейсер аккуратно лег на левый борт на мелководье вдоль берега бухты. Погибших в бою нижних чинов захоронили в Чемульпо. Тело погибшего в бою мичмана графа Нирода вместе с командами русских кораблей через нейтральные порты было доставлено в Россию.
Первый морской бой русско-японской войны был красочно описан иностранными журналистами. Вдохновленный газетной статьей немецкий поэт Рудольф Грейнц пишет о "Варяге" стихотворение, которое уже 25 февраля 1904 года поместил на своих страницах журнал "Югенд". Размер стихотворения хорошо лег на музыку одного из немецких маршей, и вскоре песню о "Варяге" распевала вся Германия. В апреле стихи Грейнца с параллельным переводом, сделанным поэтессой Студенской, напечатал петербургский "Новый журнал иностранной литературы, искусства и науки". Так началась литературная слава крейсера.
Кому - бесславье, а кому - бессмертие
Она же спасла Руднева. Первоначально его за сдачу крейсера хотели отдать под суд. Но затем (когда выяснилось, что порт-артурская эскадра за первые два дня войны потеряла, не сделав даже выстрела, девять кораблей) для поднятия боевого духа бой при Чемульпо стали считать моральной победой и подвигом. Тем более что канонерская лодка все же потопила один японский миноносец. Наградили всех.
Но пути капитана I ранга Руднева и капитана II ранга Беляева - командира "Корейца" - на том стремительно разошлись. Руднев после следствия был произведен в контр-адмиралы и немедленно отправлен в отставку. Общим решением Санкт-Петербургского и Кронштадского Морских собраний ему было запрещено их посещение. Он уехал в свое имение в Тульской губернии, где скончался в 1913 году.
Беляев был произведен в капитаны I ранга и назначен капитаном эскадренного броненосца "Екатерина". В ноябре 1907 года он становится командиром линкора "Георгий Победоносец", но вскоре умрет на борту своего корабля.
После окончания войны японцы "Варяг" подняли. В штабе адмирала Того, убедившись в незначительных боевых качествах призового крейсера, переобозвали в "Сойю" и определили в учебный отряд, где он прослужил до 1916 года.
23 декабря 1911 года останки 16 русских моряков крейсера "Варяг" и канлодки "Кореец", погибших в бою или скончавшихся в японском госпитале от тяжелых ранений, были доставлены из Чемульпо во Владивосток и на следующее утро без пиетета захоронены на Морском кладбище. Позднее на могиле был установлен обелиск, увенчанный крестом с высеченным на нем знаком ордена Георгия Победоносца... Но на мемориальной надписи указывалось, что это братская могила моряков крейсера. О погибших с "Корейца" тогда уже просто забыли. Справедливость восстановили лишь недавно, и отнюдь не военные моряки.
В 1916 году "Варяг" вместе с быстроходными броненосцами "Пересвет" и "Победа" был у Японии выкуплен. Броненосцы ушли в Средиземное море, а крейсер отправили в Англию на капитальный ремонт и модернизацию. Там он несколько лет ржавел на заводе (некому было оплачивать работы), а позже (уже новой, советской властью) был продан Германии на слом. Во время перехода штормом в Ирландском море "Варяг" выбросило на скалы. Там он длительно разрушался штормами и волнами вплоть до середины двадцатых годов, пока его не порезали на месте и не отправили в сталеплавильные печи Ливерпуля.
В русском флоте издавна существовала хорошая традиция. Имя корабля, совершившего подвиг или героически погибшего, передавали другому кораблю. Так, в 1908 году во владивостокском отряде появился контрминоносец "Стерегущий", а в 1914 году воды Балтики бороздили самый лучший в мире эсминец "Новик", крейсер "Рюрик", линкоры "Петропавловск" и "Севастополь". Несла охрану русских берегов на Аландских островах канонерская лодка "Кореец". После русско-японской войны в Российском императорском флоте имя "Варяг" (а крейсер был не первым кораблем России с этим именем) не носил ни один корабль.
Но Сталину нужны были герои. Не реальные, полившие страну и Европу своей кровью в Великую Отечественную, а выдуманные и идеальные, так сказать. В 1946 году "Союздетфильм" и режиссер Валерий Эйсымонт (он еще "Судьбу барабанщика" потом снял!) выполняют госзаказ на героев - появляется фильм "Крейсер "Варяг", где неправда - все! Имя "Варяга" возвращается флоту - сначала это крейсер, потом авианосец, наконец - флагман ТОФ. Интересно, что нынешний "Варяг" - это бывший крейсер "Червона Украина". А вот этого имени флоту стыдиться было незачем!