Украинские моряки пользуются популярностью на рынке труда по двум причинам. Первая — бедность украинского флота, количество суден которого ежегодно сокращается, вторая — дефицит морского персонала на мировом рынке.
Каждый 20-й моряк в мире — украинец
Крупнейшая в мире ассоциация судовладельцев BIMCO (The Baltic and International Maritime Council), которая объединяет 61% мирового флота сухогрузов и танкеров, и международная организация ISF (International Shipping Federation) каждые пять лет готовят анализ рынка труда на мировом морском торговом флоте. В исследовании, которое они провели в 2005 году, Украина названа пятой в мире страной-поставщиком после Китая, Филиппин, Турции и Индии моряков для мирового торгового флота. Они утверждают, что каждый 20-й моряк в мире — украинец. А по числу поставок морских офицеров для мирового торгового флота Украина занимает четвертое место. По информации Михаила Киреева, почти половина работающих под иностранными флагами украинских моряков — офицеры. И тенденция эта, скорее всего, сохранится, поскольку мировому флоту недостает около 10 тыс. офицеров, а через 10 лет, по информации BIMCO и ISF, дефицит высококвалифицированных моряков может вырасти до 27 тыс. человек.
«Министерство с сожалением воспринимает тот факт, что украинские моряки вынуждены работать за рубежом под иностранными флагами. Потому что Украина в свое время имела сильный флот, и все эти специалисты работали здесь. Также в Украине очень сильные учебные заведения, которые готовят первоклассных специалистов и которые признаются во всем мире, и потом они работают за пределами страны, — говорит Валентин Касабчук. — С другой стороны, ничего смертельного в работе украинских моряков под иностранными флагами я не вижу. Моряки не теряют квалификацию и привлекают внушительный валютный ресурс в Украину».
Легализация длинного рубля
Внушительный импорт валютного ресурса в Украину занимает и министра транспорта и связи Николая Рудьковского. Но он делает другой акцент: где подоходный налог? «Украинские моряки, находясь в рейсах, ежегодно привозят домой до $1 млрд., а вопрос уплаты ими налога на прибыль не решен», — говорит Рудьковский.
Идеи, как защитить права моряков-остарбайтеров и легализировать их доходы, в Минтрансе есть. Например, создать единый реестр украинских моряков совместно с Министерством труда и социальной политики. «Но сначала нужно решить, есть ли смысл создавать такой реестр и чего мы добьемся, введя его», — говорит Валентин Касабчук. В то же время он отмечает: прежде любых реестров необходимо выработать систему налогообложения доходов моряков. «До тех пор пока этого не будет сделано, мы будем иметь дело с теневым денежным оборотом», — утверждает замминистра.
Рудьковский уже озвучил один из вариантов такой системы налогообложения, которая разрабатывается в министерстве. Зарегистрировать свободную экономическую зону на острове Змеином, разрешить морякам, работающим под иностранными флагами, зарегистрироваться там и легализировать свои доходы.
Валентин Касабчук убежден, что моряки на это пойдут. «Сейчас моряк чувствует себя неспокойно: он не знает, что его ждет при прохождении таможни, как ему будут выкручивать руки. А так он будет знать, что заплатил налоги и будет спать спокойно», — говорит он.
Более жесток в своих оценках директор херсонской крюинговой компании «Арктур Лтд.» Григорий Кудас. «Можно сделать по-другому. Создать свободную экономическую зону на Змеином и собрать туда весь депутатский корпус, — иронизирует он. — Какая зона? Кто кого куда будет загонять? Вы посмотрите на нелегальных украинских работников в Португалии или Испании. Они что, когда приезжают в Украину, бегут платить налоги Януковичу или Рудьковскому? Да никогда такого не было. Ведь они же их туда и выгнали. Государство ничего не сделало для украинских моряков, чтобы они ему платили. Легализация происходит только тогда, и это касается не только моряков, когда государство защищает интересы своих граждан. А когда оно их только обирает, то о легализации приходится только мечтать».
Трудно представить, чтобы моряки согласились на уплату налогов со своих заработков в полном объеме. Оклад рядового матроса составляет от $450 до $1,5 тыс. в месяц, капитана — от $1,5 тыс. до $6 тыс. и больше. Из рейса, который, как правило, длится 6-8 месяцев, каждый из них привозит от $2,5-3,5 тыс. до $20-50 тыс. Перспектива отдавать государству 15% этих денег их явно не прельщает. В прошлом году профсоюз работников морского транспорта Украины предложил такой способ решения вопроса: чтобы украинские моряки платили налоги исходя из средней заработной платы по транспортной отрасли, которая на сегодня составляет 1,6 тыс. грн. «Я встречался с моряками — они согласны на это», — говорит Михаил Киреев.
Минтранс поддерживает и эту идею. «Я думаю, каждый из моряков с удовольствием будет платить налоги по этой схеме», — утверждает Валентин Касабчук.
Есть еще один вариант легализации денег моряков. Он озвучен в концепции развития морского рынка Украины. Там предлагается, чтобы моряк получал на руки только 20% своей зарплаты, а остальные 80% должны перечисляться на банковский счет, контролировала бы который некая профсоюзная организация. «Мы высказались категорически против такой концепции, — комментирует Киреев. — Если ее примут, моряки уйдут в «тень», они не будут трудоустраиваться через крюинговые агентства. А пойдут через туризм, и контроль над ними утратится вообще».
Заработки моряков
Оклад рядового матроса составляет от $450 до $1,5 тыс. в месяц, капитана — от $1,5 тыс. до $6 тыс. и больше. Из рейса, который, как правило, длится 6-8 месяцев, каждый из них привозит от $2,5-3,5 тыс. до $20-50 тыс. Перспектива уплатить 15% от суммы никого не прельщает. Государство уже разработало три варианта, как заставить моряков платить подоходный налог. Ни один из них пока окончательно не утвержден