То ли жара виновата, то ли, наоборот, похолодание в российско-украинских отношениях, но наступление лета, как и в прошлом году, ознаменовалось очередным обострением противоречий между Москвой и Киевом по поводу раздела Черного и Азовского морей.
Как сообщила «Независимая газета», МИД России потребовал от Украины прекратить разработку нефтегазовых месторождений на черноморском шельфе. В ответ Киев заявил, что работы ведутся на участках, принадлежащих к украинской зоне компетенции.
Издание напоминает, что в минувшую пятницу Департамент информации и печати российского МИД опубликовал на своем сайте комментарий, в котором отметил, что украинские компании - совместно с компаниями третьих стран - ведут активную разработку нефтегазоносных площадей на шельфе Черного моря, в частности в районе так называемой «Структуры Субботина». Кроме того, намечено освоение ресурсов газа в районе «Поднятия Палласа».
«Российская сторона обращает внимание, - говорится в комментарии, - что указанные районы являются предметом переговорного процесса между РФ и Украиной по разграничению континентального шельфа и исключительной экономической зоны в акватории Черного моря. В этой связи полагаем, что указанная деятельность носит противоправный характер и должна быть прекращена».
«Украинская сторона не выдает лицензий на территориях, которые не принадлежат к зоне компетенции Украины», – заявил вчера в ответ уполномоченный президента Украины Богдан Соколовский. По его словам, подобные проблемы будут возникать до тех пор, пока не будут завершены переговоры по приграничным вопросам, которые, как отметил Соколовский, затягиваются не по украинской вине.
Впрочем, ситуацию не стоит драматизировать, считает «НГ». Экономическая ценность этих спорных участков, с точки зрения Москвы, весьма сомнительна, что позволяет предполагать, что Россия выдвигает эти претензии к Украине в попытке создать новый инструмент давления на соседа - в случае если тот решит противодействовать другим экономическим интересам России в этом регионе. Например, затянуть согласование прокладки через свой участок Черного моря подводного газопровода «Южный поток».
И чисто экономические выкладки, действительно, вроде бы свидетельствуют в пользу такой версии претензий, выдвинутых Москвой. Ведь прогнозные запасы газа на «Структуре Субботина», расположенной в Черном море между Феодосией и Керчью, составляют около 20–24 млрд кубометров. А промышленные запасы нефти – около 100 млн тонн.
«Ежегодная добыча там может составить около 1 млн тонн нефти в год, – приводит издание мнение главы Департамента инвестиционного проектирования одной из российских компаний Светлана Савченко. – При этом годовое потребление нефти Украиной составляет около 15 млн тонн ежегодно, из них более 70% страна импортирует. Газа страна потребляет около 75 миллиардов кубометров в год, из них 55 миллиардов импортируется. Понятно, что ни о каком снижении энергозависимости с помощью запасов этих участков говорить не приходится».
«Это чистая политика, – убежден руководитель Службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, чье мнение также приводит «НГ». – Украина, начиная хозяйственную деятельность на участках с неопределенным правовым статусом, пытается де-факто определить границу. В этой ситуации вопрос становится принципиальным, и уже не имеет значения, сколько нефти или газа на них находится».
И вот тут, добавим от себя, эксперт издания попал, что называется, в «десятку». Дело в том, что переговоры между Москвой и Киевом по разграничению Черного и Азовского морей буксуют уже многие годы.
Напомним, что 24 декабря 2003 года в Керчи президентами России и Украины были подписаны Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также Совместное заявление по Азовскому морю и Керченскому проливу. Эти документы закрепили целый ряд принципиально важных положений, касающихся правового статуса Азово-Керченской акватории и совместной деятельности там двух стран:
• закрепление исторически сложившегося статуса внутренних вод двух государств,
• запрещение на заходы в Азовское море и Керченский пролив без согласия России и Украины военных кораблей третьих стран,
• признание необходимости сохранения акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины,
• свобода судоходства в акватории для судов обоих государств.
Произошло это (заключение договоренностей) на излете президентства Кучмы. А вскоре к власти на Украину пришли «оранжевые». И после этого Киев стал навязчиво намекать Москве, что неплохо было бы пересмотреть договоренности 2003 года.
В июне прошлого года первый заместитель главы МИД Украины Антон Бутейко, приехав в Москву, прямо призвал пересмотреть российско-украинский договор об Азовском море и Керченском проливе. Напомнив, что документ рассматривает акваторию Азовского моря как внутренние воды России и Украины, он огласил предложение украинской стороны, которое «предусматривает изменение статуса Азовского моря, к которому были бы применены нормы международного права». К этому времени, надо сказать, Москва уже пошла на существенные уступки Киеву. Стороны уже согласовали текст договора о государственной границе в Азовском море – правда, без указания координат. Согласован был и текст договора о разграничении Черного моря - тоже без указания координат. Оставалось провести лишь одно «размежевание» - Керченского пролива. И вот тут Москва на уступки Киеву уже не шла – по вполне понятным причинам.
Дело в том, что, официально установив границы в Керченском проливе, Россия тем самым открывает туда путь иностранным военным кораблям. Пока же, если опираться на дух и букву договоренностей 2003 года, украинские «оранжевые» попросту не имеют права – без согласия России - запустить в Азов иностранный корабль. И Москва продолжает настаивать, чтобы Керченский пролив сохранил статус «внутренних вод» двух стран, которые находятся в их общем пользовании.
И в этом смысле нынешние претензии Москвы Киеву по поводу «несанкционированного» освоения черноморского шельфа имеют для России отнюдь не только экономический смысл.
Издание напоминает, что в минувшую пятницу Департамент информации и печати российского МИД опубликовал на своем сайте комментарий, в котором отметил, что украинские компании - совместно с компаниями третьих стран - ведут активную разработку нефтегазоносных площадей на шельфе Черного моря, в частности в районе так называемой «Структуры Субботина». Кроме того, намечено освоение ресурсов газа в районе «Поднятия Палласа».
«Российская сторона обращает внимание, - говорится в комментарии, - что указанные районы являются предметом переговорного процесса между РФ и Украиной по разграничению континентального шельфа и исключительной экономической зоны в акватории Черного моря. В этой связи полагаем, что указанная деятельность носит противоправный характер и должна быть прекращена».
«Украинская сторона не выдает лицензий на территориях, которые не принадлежат к зоне компетенции Украины», – заявил вчера в ответ уполномоченный президента Украины Богдан Соколовский. По его словам, подобные проблемы будут возникать до тех пор, пока не будут завершены переговоры по приграничным вопросам, которые, как отметил Соколовский, затягиваются не по украинской вине.
Впрочем, ситуацию не стоит драматизировать, считает «НГ». Экономическая ценность этих спорных участков, с точки зрения Москвы, весьма сомнительна, что позволяет предполагать, что Россия выдвигает эти претензии к Украине в попытке создать новый инструмент давления на соседа - в случае если тот решит противодействовать другим экономическим интересам России в этом регионе. Например, затянуть согласование прокладки через свой участок Черного моря подводного газопровода «Южный поток».
И чисто экономические выкладки, действительно, вроде бы свидетельствуют в пользу такой версии претензий, выдвинутых Москвой. Ведь прогнозные запасы газа на «Структуре Субботина», расположенной в Черном море между Феодосией и Керчью, составляют около 20–24 млрд кубометров. А промышленные запасы нефти – около 100 млн тонн.
«Ежегодная добыча там может составить около 1 млн тонн нефти в год, – приводит издание мнение главы Департамента инвестиционного проектирования одной из российских компаний Светлана Савченко. – При этом годовое потребление нефти Украиной составляет около 15 млн тонн ежегодно, из них более 70% страна импортирует. Газа страна потребляет около 75 миллиардов кубометров в год, из них 55 миллиардов импортируется. Понятно, что ни о каком снижении энергозависимости с помощью запасов этих участков говорить не приходится».
«Это чистая политика, – убежден руководитель Службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин, чье мнение также приводит «НГ». – Украина, начиная хозяйственную деятельность на участках с неопределенным правовым статусом, пытается де-факто определить границу. В этой ситуации вопрос становится принципиальным, и уже не имеет значения, сколько нефти или газа на них находится».
И вот тут, добавим от себя, эксперт издания попал, что называется, в «десятку». Дело в том, что переговоры между Москвой и Киевом по разграничению Черного и Азовского морей буксуют уже многие годы.
Напомним, что 24 декабря 2003 года в Керчи президентами России и Украины были подписаны Договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также Совместное заявление по Азовскому морю и Керченскому проливу. Эти документы закрепили целый ряд принципиально важных положений, касающихся правового статуса Азово-Керченской акватории и совместной деятельности там двух стран:
• закрепление исторически сложившегося статуса внутренних вод двух государств,
• запрещение на заходы в Азовское море и Керченский пролив без согласия России и Украины военных кораблей третьих стран,
• признание необходимости сохранения акватории как целостного хозяйственного и природного комплекса, используемого в интересах России и Украины,
• свобода судоходства в акватории для судов обоих государств.
Произошло это (заключение договоренностей) на излете президентства Кучмы. А вскоре к власти на Украину пришли «оранжевые». И после этого Киев стал навязчиво намекать Москве, что неплохо было бы пересмотреть договоренности 2003 года.
В июне прошлого года первый заместитель главы МИД Украины Антон Бутейко, приехав в Москву, прямо призвал пересмотреть российско-украинский договор об Азовском море и Керченском проливе. Напомнив, что документ рассматривает акваторию Азовского моря как внутренние воды России и Украины, он огласил предложение украинской стороны, которое «предусматривает изменение статуса Азовского моря, к которому были бы применены нормы международного права». К этому времени, надо сказать, Москва уже пошла на существенные уступки Киеву. Стороны уже согласовали текст договора о государственной границе в Азовском море – правда, без указания координат. Согласован был и текст договора о разграничении Черного моря - тоже без указания координат. Оставалось провести лишь одно «размежевание» - Керченского пролива. И вот тут Москва на уступки Киеву уже не шла – по вполне понятным причинам.
Дело в том, что, официально установив границы в Керченском проливе, Россия тем самым открывает туда путь иностранным военным кораблям. Пока же, если опираться на дух и букву договоренностей 2003 года, украинские «оранжевые» попросту не имеют права – без согласия России - запустить в Азов иностранный корабль. И Москва продолжает настаивать, чтобы Керченский пролив сохранил статус «внутренних вод» двух стран, которые находятся в их общем пользовании.
И в этом смысле нынешние претензии Москвы Киеву по поводу «несанкционированного» освоения черноморского шельфа имеют для России отнюдь не только экономический смысл.