Судостроителям нужны правила игры

1 877 4 мин
Ситуация вокруг создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в той или иной мере затрагивает интересы всех российских участников проходящего в Петербурге с 26 июня по 1 июля третьего Международного военно-морского салона.а. Поэтому одним из ключевых событий салона стала пресс-конференция советника президента РФ по военно-технической политике Александра Бурутина, которому прочат пост гендиректора ОСК после ее юридической регистрации.

Верят корабли в свою мечту

Как заявил на пресс-конференции член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Владимир Поспелов, «указ президента о создании ОСК вступил в плоскость реализации».


Бурутин же начал свое выступление с того, что напомнил, как непросто принималось решение о создании ОСК. «Три раза за шесть месяцев проводили совещания у президента, и рассматривалось не менее пяти вариантов, — сообщил он. — В итоге было принято решение на первом этапе включить в ОСК все госактивы в данной сфере, сохранившиеся на данный момент у государства».


Итак, сформулированы задачи предполагаемой реорганизации: концентрация ресурсного потенциала (материально-производственной базы, финансов и высококлассных специалистов) на выполнении гособоронзаказа при снижении соответствующих госрасходов, наращивание за счет концентрации эффективности работы в производственной сфере, развитие экспортного потенциала и, наконец, создание условий для привлечения дополнительных инвестиций.


Правда, вопрос о допуске в корпорацию частного капитала будущий ее глава посчитал преждевременным.


Офис поближе к крейсеру «Аврора»


Напомним, что решение о создании трех региональных субхолдингов, которые будут подчиняться материнской компании, было принято еще в марте. Эти субхолдинги будут привязаны к судостроительным мощностям. Будут созданы Северный субхолдинг на базе Северодвинских предприятии, Западный субхолдинг на базе Санкт-Петербурга и Калининграда, а также Дальневосточный субхолдинг.


В «Северный центр судостроения и судоремонта» войдут ОАО «Рубин-Север», ФГУП «ПО «Севмаш», ФГУП «СПО «Арктика», ФГУП «СКТБ по электрохимии с опытнымным заводом», ФГУП «НИПТБ «Онега», ОАО «Центр судоремонта «Звездочка», ФГУП «СЗ «Нерпа», ФГУП «35 СРЗ» МО РФ, ФГУП «82 СРЗ» МО РФ, ФГУП «10 СРЗ» МО РФ, ФГУП «Северный Рейд», ФГУП «5 СРЗ пограничных войск», ФГУП «1судоверфь» МО РФ, ФГУП «Астраханский СРЗ» МО РФ и ФГУП «НПО «Винт».


ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» объединит ОАО «НИИ «Берег», ОАО «ХК «Дальзавод», ОАО «Николаевский-на-Амуре СЗ», ОАО «Амурский СЗ», ФГУП «ДВЗ «Звезда», ФГУП «Хабаровский СЗ», ФГУП «30 СРЗ» МО РФ, ФГУП «179 СРЗ» МО РФ, ФГУП «178 СРЗ» МО РФ, ФГУП «92 СРЗ» МО РФ, ФГУП «СВРЦ».


«Западный центр судостроения» включит ОАО «Светловское предприятие «ЭРА», ОАО «ПСЗ «Янтарь», ОАО «СЗ «Северная верфь», ОАО «Завод «Красное Сормово», ФГУП «Адмиралтейские верфи», ФГУП «Средне-Невский СЗ», ФГУП «КМОЛЗ» МО РФ и ФГУП «33 СРЗ» МО РФ.


С прямым подчинением в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» кроме вышеперечисленных региональных центров войдут ОАО «Невское ПКБ», ФГУП «Северное ПКБ», ФГУП «ЦМКБ «Алмаз», «ФГУП «Зеленодольское ПКБ», ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», ФГУП СПМБМ «Малахит», 24,5% ОАО «ЦКБ «Айсберг» и 14,99% ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева».


Головной офис корпорации будет размещаться в Петербурге.


«Сегодня проводится работа по оценке всех фондов и активов предприятий, которые будут включены в ОСК», — сказал Бурутин, отметив, что уже даны соответствующие указания ответственным структурам Росимущества.


Причем, уточнил он, важно провести работу по оценке не только материальных активов, но и интеллектуальных.


Льгот придется подождать


Кроме прочего, по словам Бурутина, уже получила одобрение в целом Стратегия развития отечественного судостроения до 2020 года, осталось внести уточнения. «Я думаю, в течение июля-августа стратегия будет обнародована», — сказал он, уточнив, что в окончательной редакции ее могут утвердить уже осенью.


При этом проект федеральной целевой программы «Модернизация гражданской морской техники» оценивается в 140 млрд рублей. Однако советник президента отметил, что «эту сумму еще необходимо подтвердить».


«Надо определить источники финансирования, куда вкладывать деньги, какое оборудование приобретать, в какие предприятия вкладывать, чтобы получить наибольший экономический эффект», — отметил он. Также Бурутин заметил, что федеральной целевой программой развития оборонной промышленности на модернизацию судостроительных предприятий предусматривается более 30 млрд рублей до 2015 года.


То есть, дело движется и вот-вот перейдет точку невозврата. Правда, при этом лица корабелов особой радостью не светятся.


Во-первых, зарубежный опыт показывает, что отрасли нужны льготы, и их пока нет. Впрочем, на салоне Бурутин заявил, что ждать осталось недолго. Есть президентский перечень поручений правительству РФ, в одном из пунктов которого поставлена задача выработать данные меры.


Но даже отсутствие льгот – не главное, что заставляет судостроительный директорат хмуриться.


Правил игры еще нет


«Создание ОСК – сложный и болезненный процесс, надо искать компромиссы», – заявил в беседе с журналистами первый заместитель гендиректора, генеральный конструктор предприятия ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Спасский.


Не стал скрывать беспокойство и гендиректор ФГУП «Адмиралтейские верфи» Владимир Александров: «Предприятия обеспокоены тем, что при создании ОСК пока еще не понятны полномочия и возможности, которые будут сохранены за предприятием. Непонятно, смогут ли предприятия сами заключать договора с контрагентами, как будут осуществлять взаимодействие с заказчиками и поставщиками».


При этом, похоже, окончательного видения этого вопроса нет и у Александра Бурутина, которому, напомним, прочат пост главы ОСК.


С одной стороны, он заявил, что директора судостроительных предприятий, прежде всего, должны быть экономистами. Сегодня отрасль на 80% зависит от госзаказа, и так быть не должно, нигде в мире так не делается, считает советник президента РФ.


С другой стороны, он полагает, что «если управляющая компания ОСК будет чувствовать себя в состоянии обеспечить заказы, то эти функции должны постепенно переходить к ней, но это произойдет не завтра». Дескать, руководителей предприятий хорошо бы освободить от несвойственных им функций. Пусть работают по вопросам повышения качества и снижения сроков выполнения заказов.

Игорь Чубаха, «Росбалт-Бизнес»



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Назмутдинов Камиль Махмутович
06.07.2007, 09:40
,,, до основания разрушим, а потом ,,, Душа радуется тому, что вопрос о проблемах морского и речного транспорта страны наконец-то начал решаться на Правительственном уровне. Судовладельцы из кожи лезут вон в поисках более выгодных "флагов", дипломированные специалисты работают на судах зарубежных компаний. Я назвал бы раковой болезнью ВВП, если зарубежные суда будут бороздить внутренние пути и грузопотоки достанутся ИМ. Создание ОСК - сложны процесс, но если ЭТО поручить СПЕЦИАЛИСТАМ, а не блатникам от "вертикали власти" то можно этот процесс и ускорить и добиться скорейшего эффекта. ОСК должен включить в себя решение в комплексе многие вопросы такие как подготовка кадров для строительства судов и тех кто будет на них работать. От ученика и стажера сегодня до высококлассного специалиста пройдет не менее 10-12 лет. Успехов ВСЕМ кто в ОСК.
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025