Наибольшим успехом на мировом рынке неатомных подводных лодок в течение последних тридцати лет пользуются российские (советские) и немецкие субмарины. Две страны, каждая из которых построила лодок больше чем все остальные страны мира вместе взятые, обладают наиболее развитой школой подводного судостроения, что обеспечивает их продукции стабильный сбыт.
Однако на всем протяжении соперничество российских и немецких дизелей сопровождалось вопросом: чьи лодки лучше? Сейчас этот вопрос вновь приобрел актуальность в связи с освоением обеими странами новых типов ПЛ - U-212 в Германии и проекта 677 в России.
Для того, чтобы дать ответ на вопрос "чья лодка лучше", следует сравнить основные ТТХ и возможности оборудования обеих. Благодаря возросшей открытости таких сведений, подобное сравнение будет иметь результат, более-менее близкий к реальному.
Архитектура и размерения
Обе лодки, и российская и немецкая, относятся к классу больших ПЛ, способных действовать как в прибрежных водах, так и в открытом море. По размерам российская лодка превосходит немецкую - 67 метров длины и 1765 тонн надводного водоизмещения против 56 метров и 1450 тонн соответственно. По конструкции корпусов - российская лодка однокорпусная, немецкая - смешанная, одно-двухкорпусная (корпус лодки в районе энергетической установки и далее в корму имеет двойной борт, в котором, между внутренним прочным корпусом и наружным легким размещены реагенты электрохимического генератора).
Большие размеры российской лодки с одной стороны, повышают ее уязвимость, с другой - обеспечивают комфорт для экипажа и большую автономность (45 суток против 30) за счет количества запасов. Двухкорпусная конструкция немецкой лодки, несколько увеличивающая живучесть субмарины за счет большего запаса плавучести, но вместе с тем снижает скрытность ПЛ за счет более высокого уровня гидродинамических шумов.
Энергетическая установка
Немецкая лодка оснащена комбинированной воздухонезависимой энергетической установкой (ДЭУ+ЭХГ). Главной особенностью такой установки является входящий в ее состав электрохимический генератор (ЭХГ), в модулях топливных элементов которого при соединении водорода и кислорода выделяется электрическая энергия. При этом выработка энергии происходит бесшумно, а побочным продуктом реакции является дистиллированная вода, которой легко найти применение на подводной лодке.
Такая установка значительно увеличивает дальность и время плавания лодки на малошумной скорости (3-5 узлов). С другой стороны, хранение на борту лодки жидкого кислорода увеличивает вероятность взрыва. Следует также обратить внимание, что, несмотря на очевидные преимущества электрохимического генератора, он не обеспечивает преимуществ при выполнении скоростных маневров при преследовании цели или уклонении от атаки противника - по максимальной подводной скорости немецкая и российская лодка почти равнозначны - 20 узлов у U-212 и 21 у проекта 677 при мощности электродвигателей в 3875 л.с. у U-212 и 4100 л.с. у проекта 677.
Кроме того, по сообщениям из ряда источников, немецкий дизель MTU-16V396, установленный на первой серии лодок типа 212, вызывает нарекания по своей надежности, из-за чего потребовалось переработать силовую установку на лодках следующих серий.
Российская лодка оснащена традиционной дизель-электрической установкой (ДЭУ) с полным электродвижением (дизель используется как электрогенератор, что повышает экономичность лодки и снижает ее шумность). В подводном положении лодка может двигаться как на электромоторе, так и под дизелями, которые в этом случае получают воздух через шноркель. Мощность дизелей позволяет проводить зарядку аккумуляторных батарей лодки в ускоренном режиме, что значительно сокращает время пребывания субмарины в перископном положении, увеличивая ее скрытность.
Скрытность
Уровень скрытности современных лодок является одним из самых засекреченных и самых обсуждаемых аспектов. Объективные данные в виде "шумовых портретов" обеих субмарин, которые позволили бы сравнить их малозаметность, недоступны, а рекламные проспекты не отличаются большой надежностью. Единственной возможностью сравнить уровень шумности обеих лодок является сопоставление по косвенным параметрам. В настоящее время для сравнения могут использоваться следующие известные факты.
В июне 2003 года, атомный ракетный крейсер "Петр Великий" принимал участие в маневрах, в ходе которых осуществлял поиск и обнаружение подводной лодки проекта 877 "Палтус" (предыдущее поколение по сравнению с лодками проекта 677 и U-212). Установленный на "Петре" гидроакустический комплекс (ГАК) "Полином" позволил обнаружить ПЛ лишь после того, как субмарина "условно потопила" крейсер четырьмя торпедами.
В начале июня 2006 года, сторожевой корабль Балтийского флота "Неустрашимый" участвовал в международных учениях Baltops-2006, в ходе которых засёк своим ГАК и некоторое время преследовал подводную цель, впоследствии опознанную как лодка типа U-212. Учитывая, что установленный на "Неустрашимом" гидроакустический комплекс по своим характеристикам значительно уступает "Полиному" атомного ракетного крейсера, можно сделать вывод, что старая подлодка проекта 877 как минимум не уступает в скрытности лодкам типа U-212. Вместе с тем по результатам испытаний головной лодки проекта 677 известно, что по скрытности субмарины этого типа превосходят проект 877 в шесть-восемь раз, что позволяет сделать вывод о значительном превосходстве этих лодок и над U-212.
Вооружение
По боевой мощи лодки обоих типов практически равны - обе несут по шесть торпедных аппаратов калибром 533 миллиметра, однако, в отличие от немецкой лодки, которая несет только торпеды или морские мины, российская лодка может быть вооружена противокорабельными ракетами типа "Клаб", запускаемыми через торпедные аппараты. По характеристикам торпед российская лодка несколько уступает немецкой в случае использования торпед типа САЭТ-60М, уступающих немецким DM2A4 по скорости (42 узлов против 50), глубине погружения (400 метров против 600) и дальности (15 километров против 20).
В случае использования новейших торпед УГСТ со скоростью 50 узлов, глубиной погружения 500 метров и значительно возросшей дальностью - до 40 километров, или подводных ракето-торпед ВА-111 "Шквал" с 200-узловой скоростью, российская лодка получает преимущество. Некоторое преимущество обеспечивается и ускоренной перезарядкой торпедных аппаратов - 35-40 секунд против 60 на немецкой лодке. Боезапас у обоих соперников одинаков - 18 торпед.
Гидроакустика и электроника
Гидроакустическое и электронное оборудование отечественных подлодок всегда было их слабым местом. Немецкая лодка оснащена автоматизированной системой боевого управления MSI-90U разработки норвежской фирмы Norsk Forsvarsteknolgi A/S. АСБУ объединяет в единый комплекс все системы обнаружения подлодки, обеспечивает сопровождение до 25 целей и позволяет в автоматизированном режиме решать огневую задачу, управляя под водой восемью торпедами одновременно. Установленная на проекте 677 АСБУ "Литий" также позволяет автоматизировать сопровождение целей и управление торпедами, но, по имеющейся информации, проигрывает MSI-90U по основным ТТХ.
Сравнить возможности обеих ПЛ по обнаружению целей затруднительно из-за отсутствия внятной информации по гидроакустическому комплексу проекта 677. Известно, что он оснащен шумопеленгаторными антеннами увеличенной чувствительности и рекордно больших размеров, что позволяет рассчитывать на серьезное улучшение характеристик по сравнению с модернизированными ГАК МГК-400, установленными на лодках проекта 877.
Немецкая лодка использует гидроакустический комплекс DBQS-40FTC разработки фирмы STN Atlas Electronic. В состав комплекса входят три пассивных гидроакустических станции с носовой, конформными бортовыми и буксирумой антеннами, а также активная гидроакустическая станция кругового обзора. Носовая ГАС ГАС DBQS-21DG обеспечивает определение в пассивном режиме дистанции до цели, фиксирование работы чужих активных гидролокаторов и замер уровня шумов собственной лодки. ГАС FAS 3-1 с бортовыми антеннами позволяет обнаруживать цели в секторе 45-135 градусов с левого и правого бортов и пеленгование с точностью до 1 градуса. ГАС TAS-3 (MAS) c буксируемой антенной обеспечивает дальнее обнаружение подводных целей.
Для активного обнаружения целей используется ГАС FMS-52 (MAS) английской фирмы Ferranti-Thomson, антенны которой расположены так, чтобы обеспечивать круговой обзор. Эта станция предназначена прежде всего для подводной навигации и обнаружения мин, а также для замера дистанции до цели в условиях, когда пассивная ГАС по каким либо причинам не позволяет этого сделать.
По набору средств - пассивные ГАС с антеннами большого размера, буксируемая антенна, активная ГАС - проект 677 не уступает лодкам типа U-212, но ТТХ российского комплекса неизвестны. Исходя из общих соображений и сравнения комплексов предыдущих поколений, можно предположить, что они несколько ниже чем у немецкого "ровесника".
Подводя итог, можно сказать, что российская лодка больше немецкой, превосходит ее в скрытности, надежности энергетической установки, боевой мощи и автономности, но, скорее всего, уступает в возможности обнаружения целей под водой. Кроме того, в настоящее время немецкий флот имеет в строю уже четыре лодки проекта U212, российский - пока одну лодку проекта 677 в стадии завершения испытаний, еще три субмарины этого типа строятся.
Илья Крамник
Источник - http://www.lenta.ru/articles/2007/10/10/sub/