Социальное обеспечение в судостроительной отрасли

13 4758 4 мин
Трудовой кодекс Российской Федерации разъясняет систему взаимоотношений между работником и работодателем, прописывает права и обязанности тех и других. Однако ни в одной главе данного документа не говорится о предоставлении таких социальных благ для работников, как путевки в санаторий, в лагерь - для детей, оказание помощи в устройстве ребенка в детский сад или помощь в вопросе жилья. 
Всё это, конечно, разрешается и поощряется (правда в основном словесно), но опираясь на главы Трудового кодекса, все, что обязан сделать работодатель, это обеспечить оплату больничного, отпуска, командировки и т.п. Следовательно, в России в вопросе обеспечения социальных потребностей работников приходится полагаться исключительно на инициативу самих работодателей, либо профсоюзных организаций (если такие вообще на предприятии имеются) и судостроительная отрасль не является исключением в этом вопросе.

В настоящее время в нашей отрасли существует проблема привлечения молодых специалистов на заводы (на эту тему мы поговорим в следующей статье). По-моему, увеличение организациями предлагаемых социальных благ и гарантий способно помочь в решении данной проблемы.


В июне этого года Корабел.ру публиковал на страницах своего портала интервью с Генеральным директором ОАО "РЦПКБ "Стапель" Тыртышным Николаем Николаевичем, который рассказал о том, как его предприятие решило ситуацию с кадрами, которая оказалась на грани критической.


“Для того, чтобы избежать текучки, в первую очередь отработали принципиальную схему решения жилищного вопроса. Приходящих в "Стапель" молодых специалистов сразу ждет служебная квартира, за которую они ежемесячно платят символическую сумму – 118 рублей. Проработав не менее трех лет и получив как минимум 2-ю категорию, конструктор имеет право приобрести это жилье в рассрочку за 20% от реальной стоимости – в месяц приходится отдавать не более 3-4 тыс. рублей. Понятно, что у людей есть мотивация надолго связывать свою судьбу со "Стапелем", что, в конечном итоге, определяет стимул работы и стабильность коллектива.”


Также, в качестве примера можно привести астраханский завод “Красные Баррикады”. На предприятии уделяют большое внимание социальной стороне жизни сотрудников. “В прошлом году сдали в эксплуатацию игровую детскую площадку, в этом году закончили ремонт парка в поселке”. По словам руководства завода: “так как большее количество жителей поселка работает на их предприятии, то намного приятнее когда сотрудники, приходя домой, могут отдохнуть и расслабиться. Всё финансирование идет от завода. Но этот результат является совместной работой профсоюза завода и руководства”.


Возникает вопрос, кто должен финансировать подобную инициативу? Предприятие или государство? Пивкин Юрий Сергеевич - бывший директор Новоладожского завода, в настоящее время занимается антикризисным управлением (арбитражный управляющий) поделился с Корабелом своими мыслями по этому поводу: “Сейчас, если работники не занимаются подобными вопросами, то больше некому. Вся деятельность в направлении социального обеспечения работников ведется в основном только в рамках законодательства (по минимуму). Раньше на заводах были свои дома отдыха, работников отправляли туда в отпуск, сейчас такого нет. Жильем, также, работников практически не обеспечивают. Если на заводе есть общежитие - то да, если нет, никто арендой жилья для работников не занимается. Конечно, возрождать и вести активную работу в этом направлении надо. Хотелось бы конечно, чтобы государство взяло расходы, связанные с социальной поддержкой сотрудников и обеспечением социальных благ на себя, сняв эту ответственность с заводов. Это было бы несомненно плюсом для предприятий при привлечении квалифицированных специалистов и работников”.


В решении вопроса о роли главного инвестора социального обеспечения работников предприятия, по-моему, нужно исходить из реальных возможностей предприятия. Конечно, это не значит, что небольшие компании вообще не должны заниматься подобными вопросами. Во-первых, не можете себе позволить жильем обеспечить персонал, так начните хотя бы в отпуск сотрудников отправлять, хороший работник - отдохнувший работник. Сделайте хороший отдых сотрудников системой. Не обязательно отправлять механика Ивана Петровича в Рим, думаю он и от бесплатной путевки в родной русский санаторий будет счастлив. Подобные решения смогут не только привлечь новых сотрудников, но и будут стимулом для долгосрочных трудовых отношений с работодателем.


Во-вторых, можно попробовать привлечь к финансированию государство. Сейчас из уст многих политических деятелей мы слышим о том, что судостроение нужно возрождать, озвучиваются далеко идущие планы и различные программы развития. Надеяться на то, что один из красноречивых ораторов сразу выделит кругленькую сумму не приходится, однако, государство заинтересованно в развитии нашей отрасли и попытаться стоит. В случае же многочисленных отказов, можно спокойно заявить: “Да, пытался. Обращался. Безуспешно”.


В-третьих, предприятия, работники которых состоят в профсоюзных организациях могут (а может быть и должны) ставить решение подобных задач в том числе и перед профессиональными объединениями. Взносы перечисляются, значит средства выделить можно? А если таковых нет, поинтересуйтесь, на какие цели распределяется бюджет?


Существует в Санкт-Петербурге ещё одно предприятие, работу которого в социальной сфере нельзя оставить без внимания - “Адмиралтейские верфи”. В их распоряжении медицинский центр, две базы отдыха и детский оздоровительный лагерь. “Работа в направлении социального обеспечения ведется постоянно”, - сообщила Корабелу Наталья Воловик, менеджер по связям с общественностью. Понятно, что все вышеперечисленные комплексы это в первую очередь дополнительный доход компании. Я считаю, молодцы! А кто запрещает другому заводу построить базу отдыха для сотрудников и параллельно принимать на ней сторонних отдыхающих. И предприятие дополнительную прибыль получает, и сотрудники довольны.


Привлекает специалистов и молодых сотрудников с помощью социальных программ, привилегий и Амурский судостроительный завод. Работа в этом направлении ведется действительно активная. На заводе существует специальный отдел молодежной политики и внутренней коммуникации. Руководитель этого отдела Шестопалова Ирина Игоревна рассказала о том, что в отличие от многих предприятий, которым полагается северная надбавка, Амурский завод выплачивает данную “премию” сразу в размере 50%, а не по частям. Также, сотрудникам компании предоставляется общежитие. На предприятии существует привлекательная программа под названием “Подъемный”, в рамках этой программы в течении 2-3 месяцев молодым специалистам выплачивается так называемый “подъемный” в размере оклада. Помимо этого проходят социально-адаптивные программы для помощи молодым сотрудникам “влиться” в коллектив и привыкнуть к работе.


Существует ещё один спорный вопрос по теме социального обеспечения. Кто должен развивать активную работу в этом направлении? Государство, профсоюзные объединения, предприятие или же непосредственно сами работники? Конечно, при объединении усилий, результаты были бы колоссальные. Но если взять в расчет заводы и организации на которых деятельность в социальной сфере не развивается вообще, то прежде чем предъявлять претензии к властям, я бы посоветовала, для начала руководителям заняться этим вопросом. В первую очередь в этом должно быть заинтересованно само предприятие. Взаимный контроль руководства над профсоюзами и наоборот определенно дал бы хороший результат.


Подводя итоги, хотелось бы верить, что развитие социальной стороны станет одной из первостепенных задач на предприятиях и заводах. Для стимулирования активных действий в этом направлении, я бы, в объявлениях о вакансиях добавила обязательную строку с перечислением предлагаемых соц. благ. Надеюсь, в скором времени в стандартный социальный пакет будет входить не только оплата больничного и отпуска.


Ольга Солгалова



Комментарии   13.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
22.10.2012, 20:11
Да-а, Ольга Петровна!
 
Опоздали Вы родиться лет на 40. Как «хорошо» мы жили, как раз, как Вы пишите. И профсоюз был – «школа коммунизма», и массовики-затейники из райкома партии, поднимавшие наше социалистическое сознание и быт на недоступные вершины назло проклятым буржуинам (кстати, буржуй в переводе значит горожанин, это так, для справки) и «достойно» управление со стороны «руководящей и направляющей».
 
Только вот, чем это закончилось - все хорошо знают. Не помогла ни «школа коммунизма», ни массовики-затейники, ни «руководящая и направляющая». Все рассыпалось как карточный домик. И вот сейчас опять хотят повторить то же самое, причем посыл исходит с самого верхнего уровня. А из истории известно, что если какие-то действа первоначально проявляются как трагедия,  то в последствии – как фарс.
 
Хватит народ смешить! Все эти вопросы в мире уже давно решены. В основе лежит свободное предпринимательство и минимальное влияние со стороны государства. А у нас что происходит? Государство стремиться опять прибрать все к своим рукам, загоняя предприятия в корпорации и прочие кластеры. На Западе не знают, как с ними бороться, понимая, что это плохо для экономики, а у нас – пожалуйста. Но у них это «нехорошее наследие» досталось исторически. А зачем у нас поощряют этот «картельный сговор»? Или кроме как «Путин едет в Пикалево» больше нечего придумать? далее...
-0+
#Ермакова Екатерина
23.10.2012, 09:49
Алексей Викторович, очень удивилась, что моя статья вызвала у Вас подобные эмоции. По-моему нет ничего плохого в том, что предприятие помимо высокой ЗП предоставляет работникам ещё какие-нибудь дополнительные бонусы (назовем их так). В моей статье вообще не говорится о том, что было бы здорово, если бы предприятия находились под абсолютным контролем государства. У меня и мысли такой не было. Также я не мечтаю повторять, то что было. Мне нравится время настоящее и возвращаться в прошлое было бы глупо. Как я могу призывать возвращаться к тому, о чем знаю только со слов других людей, из книг и из интернета. Также как и раньше, сейчас есть свои плюсы и минусы. Своей статьей я скорее обращалась к руководителям, чтобы они задумались над развитием социальной стороны на предприятии. Вы говорите, что лучше пусть платят хорошо, тогда работники сами поедут куда захотят. Это конечно так, но не кажется ли Вам, что моральный комфорт работника, это не менее важная составляющая, хотя конечно, заработн далее...
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
23.10.2012, 14:16
Милая Ольга Петровна!
 
Даже в советское время мы, простые работники, организовывали, как бы сейчас сказали, корпоративчики, на свои, честно заработанные. И устраивали выезды на природу: летом в купальниках, зимой не лыжах. Устраивали массовые походы в рестораны. И очень дружно жили. И не надо было нас кому-то сплачивать.
 
Правда, семья не без урода. И в наше время было много любителей погулять не на свои. Это, так называемый, партхозактив. Вот эти точно ни копейки на гульбу не давали. Все расходы через профсоюз, через статью заводских расходов «Премия за внедрения новой техники». Даже уйдя в ежегодный отпуск, эти работнички кроме положенных отпускных получали бесплатную путевку в санаторий и плюс премию в размере оклада. Против последнего, я ничего не имею, если это прописано в договоре найма, а не из подполы. Люди то все видели и делали выводы.
 
У нас на заводе тоже были великолепная турбаза; хоккейная команда, игравшая в первой лиге; великолепный ФОК с бассейном и резиновой дорожкой по стадиону (кстати, одной из первых на просторах Великого и Могучего); лучшая в области медсанчасть со странным в то время аппаратом под названием УЗИ, куда ездили лечиться, по блату, из многих мест. У нас интенсивно велось жилищное строительство и молодые специалисты придя на завод в течении одного года получали новые квартиры со всеми удобствами. И отбоя от них не было. К нам рвались не только из ближайших ВУЗов соседних областей, но из Ленинграда и Николаева. Все это было создано за счет завода. Но я этими «благами» практически никогда не пользовался, естественно кроме квартиры (ради нее и продал свою бессмертную душу, а мог бы ковырять в носу в каком-нибудь НИИ или ЦКБ). Не хотел кланяться за путевку на турбазу перед представителем «школы коммунизма»; вообще не интересовала игра в хоккей – больше нравилось домино; всю жизнь самостоятельно занимался утренней зарядкой (отец, бывший кадровый офицер, приучил с самых юных лет), а потому не тянуло балакаться в общей ванне за счет предприятия,  и поэтому же до 50 лет практически не болел (ежели только грипп), а потому и не нуждался в медсанчасти. далее...
-0+
#Дубский Евгений Александрович
23.10.2012, 08:59
Думаю, что лучше, если предприятие имеет в распоряжении социальные комплексы - дома культуры, места отдыха, поликлиники, спортзалы, бани, служебное жилье и прочее, - услугами которых могли бы пользоваться работники на бесплатной основе.
-0+
#Ермакова Екатерина
23.10.2012, 09:25
Евгений Александрович, именно эту мысль я и хотела донести до читателей. Рада, что Вы разделяете мое мнение.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
23.10.2012, 10:21
Считаю, чо моя мысль немного искажена, поэтому хочу пояснить, что яимел в виду.
Во-первых, я категорически против того, чтобы судостроительный завод занимался чем-либо иным, помимо судостроения - результат всегда будет один - непрофильный бизнес будет экономически неэффективным.
Да, я действительно считаю, что гарантированный доступ работников к различным социальным услугам являлся несомненным плюсом. И считаю, что если это вернуть, то привлекательность работы на таком предприятии сразу возрастёт. Но возрождать это надо на совсем другой основе. Вот именно здесь и должна проявляться роль государства. Пусть те же путёвки в санатории и услуги здравоохранения будут стоить столько, сколько должны стоить, чтобы этот бизнес был рентабельным для тех субъектов предпринимательства, которые им занимаются, а работникам, при этом, предоставляться по доступной цене. Вот эту-то разницу и должно выплачивать санаториям, медучреждениям и прочим субъектам предпринимательства Государство. И далее...
-0+
#Ермакова Екатерина
23.10.2012, 11:31
Юрий Сергеевич, прошу прощения, если немного не точно передала Вашу мысль. И ещё раз спасибо за информационную помощь в написании статьи.
-0+
#Михаил К.
23.10.2012, 10:46
Как-то "маниловщиной" потянуло, время-то другое на дворе. Предприятие сегодня имеет заказы, а завтра их может и не быть, а обязательства выполняй. Предприятие может пойти на так называемые "бенефиты", это такие льготы для сотрудников. А то что предприятия социалку оплачивают, значит, были опасения потерять производство. По правде говоря, не даже и не знаю, чем сейчас занимаются профсоюзы. Знаю только, что все это входит в понимание "человеческого капитала", и решается совершенно в другой ипостаси. Термин этот новый, даже для развитых стран. А искать вчерашний день, это совершенно непродуктивно, как говорится" благими намерениями выстлана дорога в одно нежеланное место". Без претензий на истину в последней инстанции, это лишь личное мнение.
-0+
#Ермакова Екатерина
23.10.2012, 11:41
По поводу государства. Я поддерживаю Юрия Сергеевича в том, что государство должно оказывать содействие в выполнении социальных программ. Кто кому что докажет, говоря "мы сами с усами", не надо нам от вас ничего, только свободы больше дайте. По-моему, намного эффективнее работать в тандеме. Но сами власти вряд ли придут к руководителю и предложат помощь, поэтому начинать действовать нужно все-таки руководителям (или уполномоченным ими лицам).
-0+
#Сергей
23.10.2012, 17:53
Спасибо за тему. Мне кажется, что важно более детально подходить к предприятиям, ведь есть Адмиралтейские верфи имеющие все уже сегодня и какая-нибудь восстанавливающаяся верфь. Разные возможности. Да и пользоваться благами нужно давать только лучшим работникам!
-0+
#Рыбаков Алексей Викторович
23.10.2012, 18:58
Уважаемый Сергей!
 
Мне кажется, что в фразе «нужно давать только лучшим работникам» слово «лучшим» не совсем корректно. Его, я думаю, следует заменить словами «необходимым предприятию», потому как «лучший работник» довольно субъективное мнение – сегодня он передовик, а завтра пьяница на поруках, или даже сегодня, но скрытый. А в основе должно лежать объективная потребность предприятия в работнике и его профессиональные качества.
-0+
#Пивкин Юрий Сергеевич
24.10.2012, 09:18
Такой подход в корне неверный. Условия (как и Закон вообще) должны быть едины для всех: и для АВ, и для микроверфи. Чего хорошего, что АВ тянут всю социальную инфраструктуру? В результате всё это ложится на отпускную цену их основной продукции, а мы удивляемся, почему у нас цены не конкурентные. А что касаемо благ для лучших работников, то Вы знаете, чем в-основном занимаются профсоюзы в американском судоремонте (про судостроение я не знаю) - они следят за тем, чтобы администрация предприятия давала возможность работать сверхурочно только тем работникам, у которых нет нарушений (т.е., лучшим).
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
17.01.2013, 07:04
А я согласен с Ольгой Петровной! Многие работодатели жалуются на то что у них люди не задерживаются, нет специалистов, молодежь не хочет работать и прочие кадровые жалобы работодателей. А мало кто из работодателей задаст себе вопрос: "А что я сделал для того чтоб людей сохранить и еще и новые хотели ко мне попасть?" Я работаю инженером-конструктором в небольшой мелкой конторке так я даже в отпуск уходил после первого года своей работы со скандалом и вроде работал весь год не самым худшим образом и об отпуске предупредил заранее (написал заявление примерно за месяц) а в ответ услышал что мол хочешь отпуск то иди с последующим увольнением))). И отпускные получил исходя из голого оклада. В итоге я сейчас один остался в организации))). А работаю я в сфере именно судостроения (не считая 7 навигаций плавсостава) второй год после окончания института (красный диплом). Вот и кто захочет так работать.
Свежие новости
Корабелам предлагают дать еще больше времени на постройку судов по инвестквотам
16:03 / судостроение