Сказка о "рыбных кластерах"

2 4145 8 мин
"Корабел.ру", в продолжение развития темы состояния, текущих проблем и перспектив отечественного рыбохозяйственного комплекса, внимательно следит за ситуацией в отрасли. Сегодня пришло время поговорить о так называемых "рыбных кластерах". Явлении на нашем экономическом ландшафте нового. В теории – актуального и перспективного. А на практике - вопрос сложный. Что же такое "кластер"? И есть ли у "кластеров" реальное, а не "бумажное" будущее?

Основной посыл публикации: нужны ли сегодня в современной России кластеры, готовы ли отрасли, предприятия, отечественный бизнес и люди на местах к работе в новых условиях, в кластерах? Не обернется ли создание кластеров очередной кампанейщиной с непременными в таких случаях злоупотреблениями – соблазн велик, привычки остались? Ведь коррупция в России давно превратилась в бизнес. А посему, не завязнет ли благое, на первый взгляд, дело в болоте проволочек, бюрократических препон и иже с ними? Как многое допрежь их.

"Скоро сказка сказывается"

Воистину так... Поводом для публикации стала вчерашняя новость на официальном сайте Росрыболовства о том, что 25 января 2016 года во Владивостоке первый заместитель руководителя ведомства Петр Савчук презентовал проект создания в регионе рыбопромышленного кластера. "Корабел.ру" уже сообщал об этом в новостной ленте. В обсуждении приняли участие представители органов власти Приморского края и других регионов Дальнего Востока, руководители отраслевых союзов и ассоциаций, крупных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий и другие заинтересованные лица. "Концепция кластера представляет собой большую программу, состоящую из инвестиционных и организационных проектов в сфере рыбопереработки и инфраструктуры", – отметил докладчик.

Сообщалось также, что реализация первого этапа проекта позволит к 2018 году ежегодно обеспечивать производство дополнительных 100 тыс. т рыбной продукции и снизить цены примерно на 10 %. В частности, в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО) на первом этапе будут сформированы четыре основных площадки кластера – Камчатский, Сахалинский, Курильский и Приморский, – возможности и мощности которых позволят осуществлять полный цикл производства – от добычи рыбо- и морепродуктов до реализации уже готовой продукции.

Еще 7 февраля 2014 года газета "Владивосток" вышла с заглавным материалом о "знаковом для Приморья проекте" с заголовком "Рыбный кластер за 1 млрд долларов". Правда, с одной интересной оговоркой: "Пока речь идет о разработке концепции этой структуры, а что именно будет возведено, где и в какие сроки, пока непонятно".

Далее следовали пояснения:

"Базовыми документами для начала работ должны стать концепция, технико-экономическое обоснование и инвестиционные предложения. Грубо говоря, идеологическая платформа будущего кластера. Поскольку своими силами край эту платформу сформировать не мог, то был организован конкурс.

Причем, по заявлению самих организаторов, условия конкурсного отбора были столь жесткими, что победить в нем могла только одна зарубежная научно-исследовательская организация. И вот же совпадение или случайность – именно она и выиграла тендер. С конкретикой определятся японцы. Как ожидается, к лету должны быть представлены первые предложения от японцев. Потом начнутся проектно-изыскательские работы".


Заказчиком и одним из интересантов проекта выступает АНО "Инвестиционное агентство Приморского края". Прошло время и проект японцы разработали. Общие капиталовложения в строительство рыбного кластера должны определены в 39 млрд рублей (на начало 2015 года) – сумма немалая – со сроком возврата займа на 2036 год (без учета заемных процентов).

Время идет, и вот 15 декабря 2014 года краевые СМИ выходят с заголовком "Проект "Рыбного кластера" снова представили общественности в Приморье. Вторая попытка оказалась удачнее первой". К слову, инвесторов к тому времени не нашлось, а без них, лишь при поддержке государства, создавать амбициозный проект "рыбного кластера" не имело смысла. Год назад, 30 января 2015 года, не определились даже с местом расположения рыбного кластера. Предположительно планировалась бухта Суходол, хотя территория имеет обременение третьих лиц.

При этом, надо напомнить, что создание кластера в Приморье – проект федерального уровня. Базовыми к созданию рыбопромышленных кластеров в стране стали Поручения Президента РФ по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (Пр-613 от 21 марта 2013 года), Госпрограмма Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (Постановление Правительства РФ №314 от 15 апреля 2014 года), Федеральные целевые программы по развитию округов и регионов, региональные программы социально-экономического развития, Об утверждении новой редакции госпрограммы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (Постановление Правительства РФ №314 от 15 апреля 2014 года). Хорошей иллюстрацией к сказанному станет слайд-галерея в начале статьи (см. Слайд 1 – Слайд 7).

Меж тем, 19 октября прошлого года по итогам заседания Государственного совета по развитию рыбохозяйственного комплекса президент РФ Владимир Путин подписал очередной "Перечень поручений". Одно из них касалось формирования в Дальневосточном Федеральном округе рыбохозяйственных кластеров с полным производственным циклом добычи, переработки и реализации продукции. Обозначен срок – к 1 марта 2016 года.

Реализация кластерного проекта, по мнению Росрыболовства, должна способствовать увеличению объема поставок дальневосточной рыбопродукции на внутренний рынок и снижению цен на рыбу, то есть повысит доступность качественной рыбной продукции для российского потребителя, а также обеспечит рост вклада отрасли в ВВП за счет дополнительной выручки компаний, повышение экспортной цены и приток новых инвестиций. Предварительные расчеты Росрыболовства предполагают ожидаемый эффект от реализации проекта:
 
  • 17 млрд рублей в год привлеченных инвестиций;
  • 4 млрд рублей в год вклада в ВВП;
  • до 1,6 млрд. рублей в год налоговых поступлений;
  • около 1300 созданных рабочих мест.

Небезынтересно будет адресовать читателя к небольшой работе Титовой Н.Ю. и Ворожбит О.Ю. "Организационно-экономический механизм формирования и функционирования рыбопромышленных кластеров", в которой кратко рассматривается методика и практика создания кластерных формирований в промышленности. Дадим на нее ссылку, нет необходимости цитировать.

"Трест, который лопнул"

Внушительными аргументами, определяющими необходимость создания в Приморском крае "рыбного кластера" является транспортная составляющая – "близость к Транссибу и странам Азиатско-Тихоокеанского региона, развитость научной и социальной инфраструктуры, введение в регионе режимов ТОР и Свободного порта". Так в тексте презентации. Но уже тут начинаются вопросы.

Вспомним, что "первой ласточкой" в России была так называемая свободная экономическая зона (СЭЗ) "Находка", образованная в октябре 1990 года. С той поры цели и задачи введения режима СЭЗ – равно как ТОР, "Свободный порт" и т.п. – практически не изменились. Все они сводились тогда и сводятся сегодня к пафосному "ускоренному и эффективному развитию Дальнего Востока", "комплексному освоению его природных ресурсов, увеличению экспортных возможностей региона и страны в целом, развитию производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработке новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике". Впечатление такое, что не прошло с тех пор 25 лет. Риторика та же, не так ли?

Похоже, и результаты будут такими же. Ведь никто на презентациях не дает гарантий, не определяет поименно исполнителей и, что важнее всего, не знакомит нас с бизнес-планами с просчетами рисков и т.д. "Находка", действительно, оказалась находкой для тех, кто взялся за ее освоение. Был получен кредит у Deutsche Bank – тогда немцы с большим интересом и надеждой на перспективный рынок заходили в Россию. Но каковы бы ни были у СЭЗ "Находка" возможности и потенциал, несовершенство и откровенные дыры в нормативно-правовой базе сначала распугали тех, кто рискнул поучаствовать в "прожекте", увели почти треть инвесторов, а потом и вовсе "СЭЗ" лопнула. Хотя планы были аховые – рост грузооборота за первую пятилетку на 8 млн т при ежегодном доходе около 5 млрд долларов (в выражении 1990 года). Забавно, что о СЭЗ "Находка" как-то быстро забыли. Упоминание о ней в среде нынешних местных чиновников вызвало, скажем так, недоумение.

Тут важно уточнить, что мировая практика введения "свободных торговых территорий (зон)" начинается именно с детальной и скрупулезной проработки нормативных документов, системы с учетом имеющихся особенностей и преимуществ такой зоны. Российская практика – своеобразной декларативной заявкой на безоговорочный успех. Важными условиями являются политическая и административная стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, наличие квалифицированной рабочей силы, упрощение бюрократических процедур. Что же планируется на этот раз?

Потенциал, действительно, для создания кластера подходящий. Например, Камчатка всегда рассматривалась как база флота и судоремонта Дальневосточного бассейна, а также переработки лососевых и рыбы, доставляемой в охлажденном виде. Петропавловск-Камчатский всегда являлся основным пунктом перевалки и хранения рыбопродукции, которая затем отправляется потребителю. Основной ценностью Сахалина является промысел и переработка лососевых. На Курилах традиционно развивалась переработка рыбопродукции (минтай, скумбрия, сардина, сельдевые) в охлажденном виде.

На всякий случай обратим внимание на свежую статистику Ассоциации морских портов России (АСОП) грузооборота морских портов Дальневосточного бассейна за истекший 2015 год: в целом грузооборот увеличился до 171 млн т (+5,2 %), их них сухогрузов – 98 млн т (+1 %), наливных грузов – 73 млн т (+11,3 %). Увеличили грузооборот порты Восточный до 65,2 млн т (+12,8 %), Ванино 26,8 млн т (+2,3 %), Находка до 21,3 млн т (+2,5 %), Де-Кастри – до 10,5 млн т (+27,6 %) и Шахтерск – до 3,7 млн т (+31,6 %). При этом сократился объем перевалки грузов в морских портах Владивосток до 12,9 млн т (-15,9 %) и Посьет до 6,5 млн т (-2,8 %). Грузооборот порта Пригородное остался практически на уровне прошлого года и составил 16 млн т (-0,4 %).

Как резюмирует итоги вчерашнего совещания (от 25 января 2016 года) во Владивостоке по обсуждению проекта создания в регионе "рыбного кластера" сайт Росрыболовства, "в целом, концепция кластера одобрена участниками совещания. В ходе обсуждения были уточнены ряд деталей, по его итогам решено внести изменения в концепцию с учетом высказанных предложений и приступить к реализации. В феврале планируется начать подписание с дальневосточными регионами соглашений о взаимодействии при создании кластера. Одновременно с этим будет проводиться работа по привлечению инвесторов".

После всего...

Промышленные кластеры, несмотря на локальную ориентированность и достаточно узкую специализацию, всегда мыслились как открытые инновационные площадки, ориентированные на освоение мировых рынков. В России же, по крайней мере в ближайшие годы, кластеры призваны заместить иностранного производителя на внутреннем рынке, что существенно сужает горизонты их развития.

Кроме того, в нынешней тяжелой экономической ситуации рассчитывать на солидную господдержку и стимулирование спроса довольно затруднительно.

Развитие кластеров способствует модернизации промышленности, но не может осуществляться в нестабильной экономической ситуации, поскольку благосостояние населения регионов, на территории которых предполагается создание кластеров, напрямую зависит от уровня покупательского спроса на выпускаемую продукцию. В целом консолидация "родственных" производств с одной стороны усиливает конкуренцию и развивает кооперацию, увеличивает возможности малого и среднего большого бизнеса.

Возвращаясь к урокам истории, вспомним, что 4 декабря 2014 года в очередном послании к Федеральному собранию Владимир Путин фактически пообещал в одном из своих поручений Владивостоку статус "Свободного порта... с привлекательным, облегченным таможенным режимом" с ориентиром на китайский Далянь.
Отметим, что Далянь (Дальний) – крупнейший морской порт северо-востока Китая. История порта началась с подписания в 1898 году договора аренды Порт-Артура и Даляня (Дальнего) между Россией и Китаем. В скором времени активизация России в Азиатско-Тихоокеанском регионе стала причиной Русско-японской войны 1904-1905 годов, в результате поражения в которой наша страна утратила права на Дальний и Порт-Артур. По результатам II Мировой войны Даляньский порт находился под управлением советской оккупационной администрации, Даляньский порт получил статус "свободного". Пристани и склады порта были арендованы СССР на 30 лет. В 1950-м все имущество, находившееся в аренде у советской стороны в порту Далянь, было безвозмездно передано КНР.

Портал "Корабел.ру" продолжает отслеживать ситуацию. Впереди новые публикации.

подготовил Сергей Голубев



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К.
26.01.2016, 15:23
Понятие "кластер" можно рассматривать как регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям и тесно взаимодействующие друг с другом для усиления коллективной конкурентоспособности.
Так, в частности, Майкл Портер характеризует кластер, как географически близкую группу взаимосвязанных компаний и взаимодействующих институтов в специфической области, связанных общностями и взаимодополнениями. Кластер переводится как кисть. В рыбном секторе все де-факто взаимодействует. Банки кредитуют, страховые компании страхуют, рыбаки ловят, предприятия перерабатывают, порты перегружают, транспорт везет, продавцы реализуют. Только науку еще надо пристегнуть. Так что кластер де-факто существует. Как правило де-юре они нигде и не оформляются. Что касается статуса части территории, то это совсем другой вопрос, он может быть связан с кластером непосредственно, а может существовать сам по себе, хотя при далее...
-0+
#Головешкин Владислав Борисович
29.01.2016, 03:27
Всё словоблудие. 31 год развала промышленности, сельского хозяйства , мощного рыболовного хозяйства с его научным флотом и пр. продолжается. А надо то всего прекратить попустительствовать откровенному воровству.
Свежие новости
Паром "Александр Деев" проходит проверку перед возвращением на сахалинскую линию
22:10 , 22 Ноября 2024 / судоремонт
рекламаПодписка 2025