С.Г. Сивкова: "Музей - высшая степень признания заслуг корабля"

7 5894 7 мин
Пока в Петербурге идут горячие споры вокруг судьбы легендарного революционного крейсера "Аврора", мы не преминули узнать мнения главного конкурента Центрального военно-морского музея, который в последние годы активно работает для сохранения исторических памятников российского судостроения. 

Свою позицию высказала Генеральный директор калининградского "Музея мирового океана" Светлана Геннадьевна Сивкова.

Разумно ли "ставить на ход" сохраняемые исторические объекты? Особенно, если это требует полного переоборудования, как в случае с "Авророй"?
На мой взгляд, корабли должны сохранять свою идентичность. В случае с «Авророй», решение о полном переоборудовании крейсера, мне кажется, не совсем оправдано. Он станет на ход, и, наверное, будет неплохим учебным кораблем для тех же воспитанников кадетских корпусов. Но свою музейную составляющую по сути утратит… А ведь сегодня «Аврора» воспринимается, в первую очередь, как корабль-музей с неповторимой историей, где каждая заклепка – уже артефакт времени…

 Какие еще суда-музеи, суда, стоящие на приколе, выведенные из эксплуатации, известные Вам, сейчас нуждаются в реставрации, консервации, ремонте?
Та же деревянная шхуна «Запад», которая сегодня стоит в Архангельске. Можно смело утверждать, что этот уникальный корабль будет безвозвратно утерян для российской истории, так как он фактически брошен на произвол судьбы. Пережив пожар, шхуна оказалась никому не нужна...
Недавно делегация "Музея Мирового океана" побывала на этом уникальном корабле, чтобы понять, возможно ли его восстановление. Но нам нужна помощь узких специалистов, которые смогут дать ответ, в каком состоянии находится деревянный корпус шхуны и можно ли его привести в порядок.
И потому мы обратились за помощью в "Северный федеральный университет", попросив его провести качественную экспертизу состояния шхуны. От полученного ответа зависит - закрываем ли эту тему навсегда, пуская шхуну «Запад» на дрова, или ищем средства на ее восстановление.

Сохранять для потомков надлежит уникальные, единственные в своем классе суда, корабли с богатой событиями биографией. Такие, как плавучий маяк «Ирбенский», судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», научно-исследовательское судно «Академик Александр Несмеянов», ветеран дореволюционного флота, аварийно-спасательное судно Черноморского флота России «Коммуна». Достойна сохранения первая атомная подводная лодка «Ленинский Комсомол». Если Министерство обороны сегодня готово передать плавмаяк «Ирбенский» Муниципальному образованию Кронштадского района Санкт-Петербурга, то это решение при обоюдном согласии сторон спасло бы уникальное судно. Передача на баланс субъектам Российской Федерации может стать одним из возможных вариантов устройства дальнейшей судьбы любого отслужившего свой срок корабля.

Сохранять суда возможно, и не изменяя их ведомственной принадлежности. Для новороссийских мальчишек живым воплощением героической истории Черноморского флота стал артиллерийский крейсер «Михаил Кутузов», навечно вставший на якорь у городской набережной. Решением Главнокомандующего ВМФ, в целях развития сети культурно-досуговых учреждений Черноморского флота на Российском побережье и для усиления военно-патриотического воспитания молодежи и жителей Краснодарского края, на флоте была организована работа по созданию в г. Новороссийске филиала Музея Черноморского флота РФ на базе крейсера «Михаил Кутузов». 28 июля 2002 года корабль бросил якорь у новороссийской набережной и продолжил служить родине как корабль-музей.
Но есть и другие примеры использования ушедших в запас кораблей. Незавидной оказалась судьба тяжёлого авианесущего крейсера «Минск». В конце 1995 года, после 16 лет службы в составе ВМФ СССР «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. В дальнейшем авианосец был перепродан китайской компании. А в 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка в Шэньчжэне. С марта 2006 года авианосец регулярно выставляется на китайских аукционах, как дорогой и экзотический лот.

Вполне возможно, что серьезным инструментом решения вопросов станет разработка межведомственной стратегии развития морских музеев в России.

В январе прошла юридическая регистрация Ассоциации «Морское наследие». Какую роль в сохранении исторических судов призвана решать эта организация?
Да, недавно мы получили документы о регистрации в качестве юридического лица Ассоциации «Морское наследие», одним из учредителей которого выступил и наш музей. Примечательно, что штаб-квартира Ассоциации располагается в филиале нашего музея – на борту ледокола «Красин», ошвартованного на Неве в Санкт-Петербурге.
Это событие можно назвать масштабным и для всей России, так как никто и никогда в нашей стране не занимался целенаправленно вопросом изучения и сохранения морского наследия нашего Отечества. Очень важно, что учредителями Ассоциации является большое число юридических лиц, имеющих прямое отношение к данной проблеме. Назову лишь некоторых. Это Центральный военно-морской музей Минобороны РФ, Национальный центр подводной археологии, Морской историко-культурный центр, «Русский крейсерский клуб», Национальный парк «Русская Арктика», «Северный (Арктический) федеральный университет», Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, БФУ имени Канта, Калининградский государственный технический университет и многие другие.

При Ассоциации созданы секции, которые будут работать по различным направлениям. Это морские коллекции и морские музеи, секции подводного наследия и морских мемориалов, зарубежного морского наследия, образования и т.д.

К примеру, секция исторического традиционного судостроения будет курировать вопросы воссоздания старинных кораблей различных типов. Сейчас в стране этим мало кто занимается, чаще не знают, что с такими кораблями делать. Сегодня у нас нет законодательства, которое бы регламентировало эти работы, вопросы практического использования исторических реплик.
А ведь только в нашем музее за три года собрано 20 традиционных средств передвижения по воде! Но ходить на них мы не можем, так как есть масса ограничений и запретов. Эти проблемы касаются и судов больших размеров. Знаменитый парусник «Штандарт» имеет ограничения по эксплуатации в России и вынужден постоянно находиться за рубежом, в Голландии.

При этом в нашей стране проводятся фестивали, в которых участвуют исторические суда. Необходимо менять отечественное законодательство, чтобы позволить таким репликам не только выходить в море, но и активно работать в образовательных и туристических программах.

Светлана Геннадьевна, на Ваш взгляд насколько эффективным инструментом в деле сохранения объектов морского наследия окажется данная Ассоциация?
Думаю, что эффект от ее работы будет ощутимый. Ведь благодаря Ассоциации мы создали Межведомственную комиссию по морскому наследию при Морской коллегии России. И тема морского наследия будет прописана в федеральной программе «Мировой океан». Надеюсь, что многие проблемы будем решать при поддержке правительства России. Сегодня государство начинает понимать, что его морское наследие может быть безвозвратно потеряно.
К примеру, нас волнует дальнейшая судьба такого уникального корабля, как спасательное судно-катамаран «Коммуна», которое входит в состав Черноморского флота. Оно служит российскому флоту с 1915 года. Но время берет свое, и потому уже сейчас надо думать о том, как его сохранить для потомков. Военно-морской флот теперь не сможет просто так отправить катамаранв утиль. У нас есть решение Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при Правительстве РФ о сохранении этого корабля. Оно подписано Сергеем Ивановым.
Мы знаем, что будет сохранен уникальный корабль космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», собратьев которого распилили «на иголки». Ассоциация также выступила с предложением о сохранении судна, а Межведомственная комиссия это предложение поддержала.

Как обстоят дела с финансированием подобных работ?
Неважно. И здесь в качестве примера я хочу привести историю, связанную как раз с «Ирбенским». О незавидной судьбе плавучего маяка власти Кронштадта и Санкт-Петербурга знают очень хорошо, а разговоры о намерении спасти исторический корабль идут уже давно, но безрезультатно. Морская жизнь плавучего маяка закончилась в 2009 году, когда он был выведен из состава Балтийского флота и выставлен на торги. Но, к счастью, тогда покупателя не нашлось. Сегодня «Ирбенский» стоит в Ломоносове у причала и ждет своей участи. При этом три года назад Музей Мирового океана согласился взять его в собственность и поставить в Санкт-Петербурге на Неве рядом с ледоколом «Красин». Но нам, сославшись на технические причины, не разрешили это сделать...

В то же самое время морская общественность Санкт-Петербурга и Кронштадта, командование Балтфлота стали говорить о необходимости оставить его в Кронштадте. Мы согласились с этим предложением. В Министерство обороны были отправлены соответствующие обращения. Ну а дальше наступила тишина. И за эти годы вопрос так и не решен из-за отсутствия у муниципалитета денег. При том, что намерения властей Кронштадта были более серьезные - хотели строить Набережную исторических судов. Но даже документов на передачу судна Кронштадт так и не оформил.
В конце концов, вопрос с маяком «Ирбенский» захотела решить Латвия, которая посчитала, что и для нее корабль имеет историческое значение, так как в свое время стоял недалеко от порта Вентспилс. Но это же неприемлемо и для Кронштадта, и для Санкт-Петербурга!

Я была вынуждена обратиться с этим вопросом в Морской совет Санкт-Петербурга, который заверил, что «Ирбенский» возьмет на себя Клуб адмиралов. Но некоторое время назад мы получили письма от данного клуба и командования Ленинградской ВМБ, что они готовы передать маяк Музею Мирового океана. Так что круг замкнулся.
Мы же этот вопрос не форсируем. Нам еще памятна ситуация с ледоколом «Красин». Мы взяли его в собственность тогда, когда он никому в Санкт-Петербурге не был нужен. Но и сегодня, спустя годы, мы слышим в свой адрес упреки от морской общественности Северной столицы, мол, Калининград забрал себе «Красина», хотя корабль стоит на Неве.
Мы отправили письмо на имя Георгия Полтавченко с просьбой прояснить позицию города по данному вопросу. В свое время мы получили от мэра Санкт-Петербурга Владимира Яковлева письмо, в котором говорилось, что город не может взять «Красин». Если нынешний губернатор ответит аналогичным образом, мы будем думать, что делать дальше. Но пока что ждем. Считаю, что «Ирбенский» должен стоять в Кронштадте, который является районом Санкт-Петербурга.

С просветительской точки зрения, как Вы считаете, что лучше - сохранившее оригинальный вид и оборудование судно, стоящее у причальной стенки, или экспонат на ходу - но полностью переработанный?
Пусть не на бескрайних океанских просторах, а у городской набережной, но многие «ветераны» еще способны нести вахту и приносить пользу обществу. Ярким примером тому могут служить судьбы ледоколов «Красина», «Ленина», «Ангары», сторожевого корабля «Красный вымпел»… Перечень существующих сегодня судов-музеев, увы, невелик. Поэтому так важна работа по определению перспективных судов, внесению выявленных новых объектов в общий реестр морского наследия. Музей – это высшая степень признания заслуг корабля. Но всякий ли корабль может стать музеем? Безусловно, переоборудованный на ход новодел, где от истории остался лишь голый корпус, вряд ли будет интересен посетителю… Поэтому я – за сохранение оригинального облика корабля. 

Вопросы задавала Абрамова Анна



Комментарии   7.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Донской Алексей Владимирович
14.02.2013, 18:05
Светлана Геннадьевна умница и красавица!!!
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович
14.02.2013, 20:53
Большой дипломат Светлана Геннадьевна! Особенно, ее слова "мне кажется, не совсем оправдано"...
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
15.02.2013, 10:25
Хорошо, что проблемой заинтересовался korabel. Он мог бы быть и помощником в деле коммерческой эксплуатации "Авроры".  А комментарии Светланы типичны для работника музея, но не для директора. "Аврора", как и "Красин" могут быть плавучими музеями, о чём я говорил ещё в 90-х. Они могли бы ходить по портовым городам Европы и демонстрироваться там платно. Живой корабль вызовет огромный интерес, особенно из-за паровой машины. Деньги об отсутствии которых говорит С.Сивкова, позволят , по моим расчётом обеспечить содержание обоих судов.
Кстати, так же можно было показывать и лк "Ленин" при соответствующем дооборудовании. А сейчас и он и "Красин" висят на балансе своих хозяев и слабо используются.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
15.02.2013, 13:03
Уважаемый Станислав Николаевич!
А что же мешает Вам реализовать эти планы? Каким должен быть директор Вы знаете, расчеты у Вас есть, как содержать суда Вам понятно. За чем дело стало?
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
20.02.2013, 09:33
Дело, дорогой Алексей Владимирович, в возрасте и здоровье. Ваш юмор я понял.
-0+
#Донской Алексей Владимирович
20.02.2013, 10:01
Уважаемый Станислав Николаевич!
С моей стороны это был некорректный комментарий. Я приношу извинения за него. Надеюсь он Вас не задел.
-0+
#Климашевский Станислав Николаевич
28.02.2013, 14:14
Вон как хорошо посещают барк "Седов", а живые корабли с механической установкой будут пользоваться ещё большим успехом.
Свежие новости
Для безопасности на трассе СМП необходимы точные прогнозы ледовой обстановки - Николай Патрушев
11:16 / судоходство
рекламаПодписка 2025