Сегодня в общественной галерее «Анна» открывается экспозиция Русского музея Латвии, посвященная столетию российского подводного флота
- Кто выступил инициатором этой экспозиции?
- Инициатива принадлежала моему другу, видному общественнику Владимиру Соколову. Ему, как бывшему подводнику, участвовавшему в серьезных походах подо льдами Северного Ледовитого океана,а, захотелось представить ветеранам-подводникам и всем интересующимся юбилейную экспозицию. Горячо поддержали это начинание Лиепайская русская община и ее руководитель Валерий Кравцов, ведь именно с Либавой связаны первые шаги российского подводного флота.
- Кто и когда придумал первую подлодку?
Либавский Учебный отряд подводного плавания на императорском приеме в Царском Селе в 1914 году.
- Автором самого раннего предложения по созданию плавающего под водой устройства, относящегося к 1578 году, считается англичанин-математик Борн. Первая попытка использования подводного корабля в военных действиях относится к американской войне за независимость в 1775-1783 годы. Однако еще в 1720 году русский крестьянин-самоучка Ефим Никонов подал на имя Петра Первого челобитную с предложением построить «потаенное огненное судно». Царь вызвал изобретателя в Санкт-Петербург, где в заливее прошли испытания первой российской подлодки. Развитие этого проекта закончилось со смертью Петра.
Жители Латвии могут гордится, что первый практический шаг в этой областити сделал выдающийся военный инженер, уроженец Риги Карл Андреевич Шильдер. По его проекту в 1834 году в СПб был построен первый в мире цельнометаллический подводный аппарат. А в 1855 году в России был осуществлен проект баварского изобретателя Бауэра и российского физика, лифляндца Эмиля Ленца, получивший название «Морской черт». Однако истинным отцом российской подлодки следует считать уроженца Митавы (ныне Елгавы) Ивана Александровича Александровского, спроектировавшего в 1862 году подлодку с механическим двигателем, которая находилась на плавуу до 1901 года.
Первенец подводного атомного флота СССР ПЛА К-З.
- Почему же датой основания российского подводного флота считается только 1906 год?
- Углубившись в источники, я пришел к неожиданному заключению: российский подводный флот мог бы в этом году отпраздновать и свое 105-летие. Что и сделает старейшее КБ подводного судостроения «Рубин». По всей видимости, тут получилось как всегда. Первыми 100-летие своего подводного флота отметили американцы, а россияне сосредоточились на праздновании 300-летия российского флота в 2003 году и пропустили подводный юбилей. А когда спохватились, то решили за исходную точку принять указ Николая Второго от 19 марта 1906 года о включении в состав российского флота 13 подводных лодок, из которых была сформирована дальневосточная бригада под Владивостоком. В принципе, за точку отсчета модноно было взять 1901 год, когда на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге начали работу над первой серийной подлодкой «Дельфин».
- Какое отношение ко дню рождения подводного флота имеет Лиепая - Либава?
- Когда в СПб приступили к строительству подлодок, встал вопрос, где готовить кадры для будущего подводного флота. В 1905 году организуется Учебный отряд подводного плавания, во главу которого по предложению адмиралаа Эссена был назначен Эдуард Николаевич Щенснович, отлично проявивший себя в сражении у Порт-Артура. Местом расположения отряда была выбрана Либавская морская крепость имени Александра Третьего. Как только лодки покидали доки Балтийского завода в СПб, они тотчас же пригонялись в Либаву, где проходили испытания, комплектовались экипажами и уходили дальше в места постоянной дислокации. Без Либавы не было бы российского подводного флота.
- Как себя проявил российский подводный флот в Первую мировую войну?
Уроженец Митавы Иван Александровский и его подводная лодка образца 1866 года.
- Работа над этим периодом доставила особенно много хлопот, поскольку очень многие замечательные подводники этого периода впоследствии не приняли большевистский переворот и оказались за границей Советской России. Поэтому на протяжении десятилетий их имена подлежали забвению. В экспозиции представлены командиры легендарной «Акулы» Власьев и Гудим, первый подводник, удостоенный Святого Георгия, командир «Окуня» старший лейтенант Меркушев, награжденный за подвиги орденом Святого Георгия и Георгиевским оружием командир «Тюленя» Китицын и многие другие.
Создатель либавского учебного отряда подводного плавания контр-адмирал Э. Н. Щенснович.
- Насколько традиции российского подводного флота после 1918 года были унаследованы молодой Латвийской Республикой?
- Тут преемственность бесспорна. Поэтому один из стендов выставки посвящен флоту ЛР, в состав которого входили подлодки «Спидола» и «Ронис». У его колыбели стояли офицеры российского флота. Первым адмиралом Военно-морских сил Латвии стал выпускник того самого Либавского учебного отряда подводного плавания, адмирал, граф Арчибальд Кейзерлинг. Принадлежа к школе командующего российским Балтийским флотом Николая Оттовича Эссена, он практически перенял его оборонную концепцию, основанную на минной войне. Сложись по-другому, у Латвии не было бы своего подводного флота. Не были исключениями и второй адмирал, Теодор Спаде, и командующий дивизионом подлодок Родиньш, все они начинали российскими военными моряками, были кавалерами российских орденов.
Судьба «Спидолы» и «Рониса» сложилась трагично. В 1940-м они перешли под советский флаг и летом 1941-го были взорваны в Лиепае, когда ее заняли германские войска.
Праздничный парад латвийских моряков 10 августа 1929 года в Лиепае. В военно-морской форме первый командующий латвийского флота адмирал Арчибальд Кейзерлинг.
- Какое внимание в экспозиции уделено советскому подводному флоту в годы Великой Отечественной и «холодной войны»?
- Мы отдали дань памяти подводникам, удостоенным звания Героя Советского союза. Говоря о «холодной войне», особо выделена история создания советского атомного флота. Первая советская атомная подлодка появилась в 1959 году, а американская на три года раньше - в 1956-м. Основным лоббистом выделения средств на ее создание в сенате США выступил капитан II ранга Хайман Георг Риковер. Любопытно, что его семья происходит из приграничных городков между Белоруссией и Польшей.
Завершает экспозицию рассказ о сегодняшнем дне российского подводного флота. Наконец пришло время, когда эта тема перестала быть абсолютно закрытой, появилась возможность отдать должное талантливым конструкторам, самоотверженным командирам и их экипажам.