Назначенный в воскресение главнокомандующим Военно-морским флотом России адмирал Владимир Масорин вчера изложил собственную программу развития вверенного ему вида вооруженных сил. Программа обусловлена в первую очередь теми напутствиями, которые дал новому главкому президент. «Мне поставили задачу сделать так, чтобы флот не сотрясал общественное мнение, -- сказал вчера назначенец. -- Я буду стремиться к ее выполнению». Кроме того, Владимир Масорин намерен сохранить преемственность -- «ту линию развития флота, которая была выработана предыдущим командованием», поскольку она написана не отдельным лицом, а главным штабом ВМФ. При этом главком был крайне резок в оценках и признал, что о мировом господстве российского флота мечтать не приходится.
Приоритетом адмирал избрал морские стратегические ядерные силы, однако не оставит без внимания и другие структуры флота. В частности, он назвал авиацию, береговые части и морскую пехоту. Но особое внимание главком уделит подготовке спасателей и операторов подводных спасательных аппаратов, модернизации этой техники, совершенствованию сложного спасательного снаряжения. К сожалению, в этом году вопреки уже провозглашенным планам российский флот не сможет получить аппарат типа «Скорпион» или «Пантера». Дело опять в деньгах. Английская фирма-производитель просит в качестве предоплаты четверть цены и обещает сделать аппарат за 20 недель. Но сегодня средств у флота на это нет, их успели заложить лишь в бюджет следующего года. Так что, не дай бог, что случится -- опять придется звать на помощь иностранцев.
Сегодня у ВМФ имеется шесть батискафов, но все они требуют модернизации -- чтобы продлить их эксплуатацию еще не менее чем на 15 лет. На модернизацию, по скромным подсчетам, уйдет семь лет. Финансовые проблемы моряков депутаты обещают рассмотреть на первом же заседании комиссии Госдумы по закрытым статьям проекта бюджета 2006 года, которое состоится 12 сентября. Владимир Масорин честно признал отсталость российского флота от ведущих стран мира в спасательном снаряжении. На их уровне россияне разве что в теории и подготовке подводников. Так что без международного военного сотрудничества не обойтись. Новый главком считает: в соответствии с международными соглашениями российские моряки должны быть готовы на равных оказывать помощь в спасательных операциях другим государствам.
Пожалуй, самым важным стратегическим направлением работы нового главкома следует признать его открытость (если, конечно, она не была тонким пиаром перед назначением на высокую должность). Вчера, как и в дни, когда из морских глубин вытаскивали батискаф АС-28, Владимир Масорин был предельно откровенен. Он признал: батискаф затонул потому, что должностные лица Тихоокеанского флота выполняли свои обязанности ненадлежащим образом. После того как в батискафе вышел из строя гидроакустический аппарат кругового обзора, экипажу должна была поступить команда на всплытие. Однако заместитель командующего войсками и силами на северо-востоке контр-адмирал Александр Заика (в воскресенье он был снят с должности) такой команды не дал. И экипажу батискафа ничего не оставалось, как оценивать подводную обстановку глядя в иллюминаторы. В результате трос брошенного рыболовецкого трала был замечен поздно, батискаф за него зацепился и потерял ход. Это и положило начало ситуации, которая едва не переросла в трагедию.
Для спасения АС-28 вполне мог быть задействован имевшийся на Тихоокеанском флоте спасательный аппарат «Веном», но его штатный оператор был в отпуске, его заменили совершенно неподготовленным человеком. В результате аппарат, если называть вещи своими именами, сломали, как неумелый ребенок ломает игрушку. Был еще второй «Веном» на Северном флоте, но он оказался не приспособленным для перевозок по воздуху. В итоге пришлось, как мы знаем, обращаться к англичанам и американцам. Поломка «Венома» обошлась флоту в 3 млн руб. Это без преувеличения стоимость головотяпства, наплевательского отношения к своему делу. В копеечку выльется и починка самого батискафа.
Главком ВМФ вчера был правдив до беспощадности. Он хотя и отметил «в целом грамотные» действия находившегося трое суток на двухсотметровой глубине экипажа батискафа, но не скрыл: в ходе расследования выявлены нарушения экипажем правил эксплуатации аппарата. Этому обстоятельству на радостях не придали значения, но вот теперь главком решил попенять спасенным. Владимир Масорин не счел нужным скрывать, что некоторые флотоводцы примерно наказаны. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Федоров получил строгий выговор, начальник штаба флота вице-адмирал Сиденко и командующий войсками и силами на северо-востоке вице-адмирал Гавриков -- предупреждение о неполном служебном соответствии. Несколько смущает одно обстоятельство -- всякий раз, говоря о провинившихся, Владимир Масорин подчеркивал: главкомату ВМФ «доложили поздно», главное командование «доклада об этом не получало». Этого, очевидно, не очень настойчиво требовал от подчиненных тогдашний начальник главного штаба ВМФ адмирал Масорин.
Но отнесем эту шероховатость к извечным флотским и армейским традициям винить кого-то другого, но не себя. В новом главкоме виден человек, трезво оценивающий нынешние возможности российского военного флота. Если его предшественник Владимир Куроедов ратовал за выход Военно-морского флота в Мировой океан вообще, то адмирал Масорин -- за присутствие нашего флота только в тех регионах, где это действительно нужно России. Именно там и должен быть, как говорят моряки, продемонстрирован флаг. «Я хотел бы, конечно, видеть флот в любых широтах, но необходимо оценивать реальность», -- сказал он. Вообще в строительстве флота назначенец намерен руководствоваться только «основополагающими документами о развитии военно-морских сил». Видимо, адмирал имел в виду в том числе новый план строительства флота, который уже в ближайшее время должен подписать министр обороны. «У нас флот строится не так, как захочет Масорин, Иванов или Сидоров», -- подчеркнул новоиспеченный главком. Непонятно только, имел ли он в виду министра обороны, называя фамилию Иванов.
Николай ПОРОСКОВ