В последнее время все большее число судовладельцев становятся перед дилеммой – реновация или обновление флота. Рассмотрим эти два ключевых момента, существующие проблемы и их решения с точки зрения страховой компании (банковские и кредитные нюансы в данной статье не учитываются).
Обновление флота - на первый взгляд кажется все просто. Продается (или списывается) старое судно, покупается более новое (или совсем новое), и с полными надеждами на хорошие условия страхования Вы встречаетесь со страховщиком. И тут появляется первый сюрприз – ставки на страхование, казалось бы, по судну гораздо более новому, чем предыдущее, практически не изменились (а в некоторых случаях и повысились). В чем же дело? Все дело в том, что предыдущее судно было хоть и старое, но постройки-то немецкой (а еще лучше финской) и регистр был не ниже IACS, а вновь приобретенное - постройки китайской (неизвестного завода, расположенного где-то в рисовых полях) и регистр соответствующий - порядка на два-три ниже IACS. Вторым сюрпризом становится то, что вводится обязательная дополнительная франшиза по машинам и механизмам на этом «китайце». Ну не любят у нас страховщики китайскую судостроительную промышленность. При этом мы, конечно, не можем оценивать и рассматривать каждую верфь – их тысячи (если только это не касается отдельных судостроительных рисков именно на данной верфи). Поэтому мы оцениваем страну изготовителя. Т.е. есть определенные традиции качества работ, опыта, технологий и т.д., присущих той или иной стране. Общеизвестный факт – Финляндия строит хорошо и дорого (не конкретная верфь, а в целом по стране), Китай – очень дешево и плохо, а Япония – как говорится «дешево и сердито» - неплохие суда, честно отрабатывающие свой положенный срок и т.д. Поэтому оценка строится, конечно, на этих выводах. Поэтому какие либо единичные случаи типа «там построили на удивление хорошо», а «там, на удивление, плохо» не меняют общей картины в целом.
Тем не менее, если это новое судно идет не единичным риском, а совместно со всем страхуемым флотом – общее уменьшение среднего возраста всего флота положительно сказывается на страховых ставках.
Реновация. Это магическое слово для всех страховых компаний. Наивысший уровень реновации 1SS позволяет застраховать даже суда в солидном возрасте. При этом страховые ставки даются не из расчета конструктивного или реновированного возраста судна, а в зависимости от типа судна, района плавания и других фактов, предоставляется скидка от ставки для изначального, конструктивного возраста. Приведу примерный уровень снижения ставок на реновированные суда: 1SS–до 20%, 2SS–до 10%, 3SS–до 5%. Уровни 1SS, 2SS, 3SS – это уровни реновации, когда судно приводится к возрасту 5, 10 и 15 летнего соответственно (т.е. объемы замененных механизмов и т.д.).
Экономический словарь определяет реновацию как экономический процесс замещения за счет средств амортизационного фонда выбывающих из производства вследствие физического и морального износа машин, оборудования, инструмента новыми основными средствами. Хочется сделать акцент на словах «Экономический процесс замещения», не бумажный! Увы, в данном вопросе страховые компании могут положиться только на инспекторов регистра, выдающих свидетельства и на ответственность суперинтендантов и начальников флотов. Не редки случаи проведения только лишь «бумажной реновации», когда на самом деле практически весь ремонт (я имею ввиду «возможный ремонт») произведен силами экипажа. Несмотря на большой опыт и знания наших механиков, временные, технические и др. ограничения не могут положительным образом сказаться на качестве такого ремонта. На западном рынке морского страхования есть положительный опыт – вместе с информацией о страхуемых объектах в адрес страховой компании от владельца менеджера оператора поступает информация-резюме о руководителях, занимающих ключевые посты в компании. Это резюме содержит сведения об образовании, опыте работы, стаже в должности и т.д. После ознакомления с ним создается ощущение, что ты работаешь с этим судовладельцем уже не один год, соответственно и предлагаемые ставки и условия будут другими. Может и нашим судовладельцам стоит принять этот опыт на вооружение?
Между тем, при отсутствии реновации проведенный объем ремонта так же рассматривается как механизм снижения страховых ставок. И в этом деле ремонтная ведомость играет своего рода роль пропуска в «мир скидок». В зависимости от места и условий ремонта, а так же информации по количеству замененного металла, перебранных (или замененных) насосов и механизмов скидки на страховые ставки могут доходить до 7-10%
Совершенно другой результат получается, когда после проведенной модернизации и ремонта судно меняет свой класс на гораздо более низкий. В данном случае не исключено не только повышение страховых ставок, но и возможный отказ страховых компаний от дальнейшего страхового покрытия, даже не смотря на объемы выполненных работ.
И в заключении хотел бы сказать несколько слов об политике экономии. Наверняка многие судовладельцы не раз задумывалась перед ремонтом реновацией о такой возможности. Любые варианты приемлемы, если они не идут вразрез с будущей безопасностью экипажа, судна, груза. Однако уже на начальном этапе согласования договора страхования можно задаться этим вопросом. Практически все страховые компании предоставляют возможность возврата части страховой премии (в среднем 50% от изначальной навигационной ставки) при условии, если судно будет стоять в ремонте 30 и более последовательных дней. При этом, страховое покрытие не уменьшается, а при серьезной модернизации или ремонте судна экономия от применения данной оговорки может достигать существенной суммы. Если же в Вашем договоре страхования прописаны фразы «без возврата за отстой» (not return for laid up) или «возврат только при расторжении» (cancelling return only) воспользоваться таким преимуществом Вы не сможете.
Удачи всем и внимательнее читайте Ваши страховые договоры!
С уважением,
Николай Захаров