Судостроение - это отрасль которая интегрирует все достижения современной промышленности от металлургии до приборостроения и нанотехнологий. Это общеизвестно. Каким видится будущее отечественного судостроения профессионалам, посветившим жизнь этому делу? Своим мнением на этот счет делится директор по научной работе АО "СИГМА", доктор технических наук, Лысенков Павел Михайлович.
Настоящая статья подготовлена человеком, который принимал непосредственное участие в строительстве всего послевоенного советского флота. От подводных лодок первого поколения, через танкеры, супертанкеры, сухогрузы, боевой надводный флот, современные подводные лодки, рыбопромысловые базы, до атомных ледоколов. Многие разработки используются до на-стоящего времени.
И вот практически объявлено, что отечественное судостроение находится при смерти. Политическое руководство страны, озабоченное положением дел, приняло решение возродить эту отрасль народного хозяйства, которая способна стимулировать другие отрасли.
Однако смысл этого решения не раскрыт, и разные люди поняли это по-разному. Одни считают, что нужно строить корпуса судов и насыщать их оборудованием иностранного производства, используя преимущества глобальной экономики. Другие считают, что нужно возрождать судостроение в полном объеме. Кто-то должен внятно сказать: "Будем строить металлические емкости" или "Будем строить суда".
В настоящее время существует только две страны с полноценным судостроением - Япония и Соединенные штаты. В России, благодаря энергичным усилиям "эффективных собственников" судостроение ликвидировано. Строительство металлических емкостей (корпусов) поддерживается на приличном уровне. А производство оборудования, затраты на которое соизмеримы с затратами на изготовление корпусов и на монтажные работы, практически утрачено. Производство отечественных дизелей, турбин, паропроизводящих установок, силового электрооборудования судового назначения влачит жалкое существование. Основу энергетической установки судна составляет пропульсивный комплекс. В производстве этого важнейшего компонента Россия отстала более чем на 20 лет. Нет идей, нет исследований и разработок. Нет производственных мощностей. Отсутствует полноценная подготовка кадров. Можно уверенно сказать, что страна (а не отдельный завод) не способна построить атомный ледокол типа "Арктика" и крейсер типа "Петр Великий". В разумные сроки и за разумные деньги.
Спокойно можно делать вывод: российское судостроение умерло.
Возникает вопрос: "Что же делать?".
Есть три ответа на этот вопрос.
Первое. Смириться со смертью клиента. Продолжать строительство емкостей и насыщать их импортным оборудованием. Это удел третьих стран.
Второе. Попытаться реанимировать советское судостроение. Это путь в никуда. Невозможно всё время догонять. Это концепция аутсайдеров. Клиент реанимации не подлежит.
Третье. Создание нового российского полноценного судостроения. Основа есть - полноценное корпусостроение. Нужны инновации: принципиально новые конструкции судов, энергетического и иного оборудования, приборной техники. Только этот путь позволит вывести Россию в число стран-лидеров в области судостроения.
Автор выступает за третий путь. Есть перспективные идеи, которые можно реализовать в малобюджетных НИОКР, есть люди, способные выполнить эти проекты. Нужна политическая воля, а не беготня по кабинетам.