Судостроение для любого государства имеет стратегическую важность, поскольку разрабатываемые и применяемые технологии используются в других секторах экономики и создаются передовые с технологической точки зрения суда и корабли для современных флотов, обеспечивающих безопасность и международную торговлю.
Утверждение 21.02.2008 года постановлением Правительства Р.Ф.№103 Ф.Ц.П. «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы» является началом амбициозной программы, которая должна обеспечить развитие судостроительной промышленности в условиях растущего рынка гражданского судостроения. Для нашей страны промышленная политика в сфере строительства кораблей и судов требует ориентации на интересы национальной безопасности, с одной стороны, и требования конкурентоспособности, с другой. Говоря о единстве гражданского и военного судостроения, следует понимать, что отсутствие конкурентоспособного гражданского судостроения и машиностроения не позволяет эффективно работать в сфере военного кораблестроения (появляются избыточные мощности, не достаточно применяются технологии серийного производства, практически отсутствует кооперация по чисто судостроительным производствам ).
Субъекты рынка:
Судостроительный рынок формируется интересами трех сил, которые в основном и определяют спрос и состояние этого рынка.
Промышленные, энергетические и торговые компании-грузовладельцы определяют потребность в номенклатуре и объёме грузоперевозок, а также в средствах для освоения шельфа.
Государство формирует заказ на строительство кораблей и судов для нужд обороны, охранной деятельности, обеспечения безопасности судоходства, научно-исследовательской деятельности, атомного ледокольного флота и строительства ПАТЕС. Морские и речные пароходства формируют номенклатуру транспортных средств для организации грузоперевозок.
Судостроительные предприятия – это совокупность научно-исследовательских, проектно-конструкторских, судостроительных, судоремонтных, машиностроительных, приборостроительных, электромонтажных организаций, обеспечивающие создание и жизненный цикл судов и морской техники и, что очень важно, предлагающие грузовладельцам и судовладельцам концептуальные проекты судов и морской техники.
Основные сегменты рынка, обеспечивающие деятельность судостроения выглядят следующим образом:
· военное кораблестроение (в рамках гособоронзаказа и военно-технического сотрудничества);
· морские суда;
· речные суда и суда смешанного плавания (море-река);
· научно-исследовательские суда и ледоколы;
· суда и средства освоения шельфа;
· рыбопромысловый флот
Государство в лице профильных ведомств оценило свои потребности в морской технике:
- по военному кораблестроению - утверждена Государственная программа вооружения; существует прогноз военно-технического сотрудничества; эти документы до 2015 года определяют потребности в создании военно-морской техники.
- по гражданской продукции прошли согласование и в настоящее время находятся в стадии утверждения ФЦП:
«Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2010-2015г.» с объемом госинвестирования 16млрд рублей, в т. ч. для НИС 11млрд рублей.
№ п/п
|
Наименование проекта
(корабля/ судна)
|
Кол-во
единиц
|
в том числе по годам
|
Объем инвестирования
(млрд. руб.)
|
в том числе по годам
|
Источник финансирования
|
Головной проектант
|
Предприятие строителя
|
Примечание
|
||||
2008
-2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
2008-
2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
1.1
|
НИС для Мирового океана
|
4
|
1
|
3
|
-
|
7,0
|
2,0
|
5,0
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (КБ «Восток»)
|
ОАО «ЗЦС»
(«АВ»)
|
|
1.2.
|
НИС для ИЭЗ РФ
|
23
|
7
|
16
|
-
|
4,0
|
1,5
|
2,5
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (КБ «Восток»)
|
ОАО «ЗЦС»
(«СНСЗ»)
|
|
1.3.
|
Судно живорыбное
|
8
|
3
|
5
|
-
|
0,5
|
0,2
|
0,3
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (КБ «Восток»)
|
ОАО «ДВЦС»
Волжский регион
|
2 ед.
6 ед.
|
1.4.
|
Судно охраны биологических ресурсов
|
208
|
82
|
126
|
-
|
4,5
|
1,0
|
3,5
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (КБ «Восток»)
|
ОАО «ЗЦС»
и «ДВЦС»
Волжский регион
|
|
ИТОГО:
|
243
|
93
|
150
|
-
|
16
|
4,7
|
11,3
|
-
|
ГБ
|
|
|
|
Хочу обратить внимание на научно-исследовательский флот. В настоящее время его состав насчитывает 84 судна (в том числе МПР России - 11, Росгидромет - 30, Росрыболовство - 15 и РАН – 28). Средний возраст этих судов - 24 года. До 2015 года подлежат списанию 80 судов.
«Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015годы» с объемом госфинансирования 31млрд рублей. Хочу обратить ваше внимание на состав судов – это снабжение, грузопассажирские перевозки и обеспечение безопасности.
№ п/п
|
Наименование проекта
(корабля/ судна)
|
Кол-во
единиц
|
в том числе по годам
|
Объем инвестирования
(млрд. руб.)
|
в том числе по годам
|
Источник финансирования
|
Головной проектант
|
Предприятие строителя
|
Примечание
|
||||
2008
-2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
2008-
2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
2.1
|
Судно снабженец класса ЛУ-7 водоизмещением 2000т для доставки грузов
|
4
|
-
|
4
|
-
|
0,9
|
0,3
|
0,6
|
-
|
ГБ
|
«Алмаз»,
Балтсудопроект
|
ОАО «ЗЦС»
(СЗ» СВ»)
ОАО «ДВЦС»
|
|
2.2
|
Грузопассажирские суда
|
5
|
-
|
5
|
-
|
6,3
|
1,5
|
4,8
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(ЗПКБ, НПКБ, Алмаз, Балтсудопроект)
|
ОАО «ЗЦС»
(«Янтарь»)
ОАО «ДВЦС»
(Дальзавод)
|
|
2.3
|
Многофункциональные аварийно-спасательныесуда, буксиры
|
28
|
3
|
25
|
-
|
17, 5
|
2,5
|
15,0
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(ЗПКБ, ЦКБ по СМП, Алмаз, Балтсудопроект
|
ОАО «ЗЦС» («СНСЗ», «Алмаз»
«Амурский ССЗ»)
|
|
2.4
|
Морские водолазные суда, рейдовые катера
|
20
|
6
|
14
|
-
|
2,6
|
0,6
|
2,0
|
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(«Малахит»)
|
ОАО «ЗЦС»
(«Алмаз», «АВ»)
ОАО «ДВЦС»
(Дальзавод)
|
|
2.5
|
Гидрографические и лоцмейстерские катера ледового класса
|
15
|
1
|
14
|
-
|
2,5
|
|
2,5
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(«Алмаз»)
|
ОАО «ЗЦС»
(«СНСЗ», «Алмаз», ЦС «Звездочка»)
|
|
2.6
|
Многофункциональный сборщик льялых вод
|
4
|
-
|
4
|
-
|
0,6
|
-
|
0,6
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(КБ «Восток»)
|
ОАО «ЗЦС»
(Выборгский ССЗ)
|
|
2.7
|
Плавучий железобетонный причал на базе пр.ПМ-61М
|
6
|
-
|
6
|
-
|
0,3
|
-
|
0,3
|
-
|
ГБ
|
(г. Городец)
|
«ССК»
(Городец)
|
|
2.8
|
Патрульные суда для госморнадзора
|
25
|
5
|
20
|
-
|
0,3
|
0,1
|
0,2
|
-
|
ГБ
|
|
|
|
ИТОГО:
|
107
|
15
|
92
|
-
|
31
|
5,0
|
26,0
|
-
|
ГБ
|
|
|
|
«Развитие ледокольного флота с объемом госфинансирования более 150млрд рублей. Это атомные ледоколы (питерская тематика в прошлом, сегодня - СМП), и это дизельные ледоколы строительство, которых началось на БЗ.
№ п/п
|
Наименование проекта
(корабля/ судна)
|
Кол-во
единиц
|
в том числе по годам
|
Объем инвестирования
(млрд. руб.)
|
в том числе по годам
|
Источник финансирования
|
Головной проектант
|
Предприятие строителя
|
Примечание
|
||||
2008
-2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
2008-
2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
3
|
ФЦП «Развитие транспортной системы РФ 2010 – 2015 года»
|
||||||||||||
3.1
|
Атомный ледокол
60 МВт
|
2
|
-
|
1
|
1
|
30,0
|
4,0
|
12,0
|
14,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (СПМБМ
«Малахит»)
|
ОАО «СЦС»
|
|
3.2
|
Ледокол дизель-электрический
25 МВт
|
3
|
-
|
3
|
-
|
11,0
|
1,0
|
10,0
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(«Айсберг»)
|
ОАО «СЦС» и «ДВЦС»
|
|
3.3
|
Ледокол дизель-электрический
18 МВт
|
6
|
–
|
2
|
2
|
16,0
|
1,0
|
5,0
|
10,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
(«Айсберг»)
|
ОАО «СЦС» и «ДВЦС»
|
2 ед. до 2030 г
|
3.4
|
Ледокол дизель-электрический
16 МВт
|
2
|
2
|
-
|
-
|
|
|
|
|
|
ОАО «ОСК»
|
«БЗ»
|
|
|
«Освоение континентального шельфа»
|
|
|||||||||||
3.5
|
Атомный ледокол
110 МВт
|
1
|
-
|
-
|
1
|
20,0
|
-
|
-
|
20,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» («Айсберг»)
|
|
|
3.6
|
Универсальный атомный ледокол
60 МВт
|
3
|
-
|
-
|
1
|
45,0
|
-
|
-
|
15,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» («Айсберг»)
|
|
|
3.7
|
Линейный дизель-электрический
25 МВт
|
5
|
-
|
-
|
2
|
14,0
|
-
|
-
|
6,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» («Айсберг»)
|
|
3 ед. до 2030 г
|
3.8
|
Линейный дизель-электрический
18 МВт
|
2
|
-
|
-
|
1
|
5,7
|
-
|
-
|
2,9
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» («Айсберг»)
|
|
1 ед. до 2030 г
|
3.9
|
Вспомогательный ледокол 7 МВт
|
4
|
-
|
-
|
2
|
8,0
|
-
|
-
|
4,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» («Айсберг»)
|
|
2 ед. до 2030 г
|
3.10
|
Портовые ледоколы
4 МВт
|
4
|
-
|
-
|
2
|
4,0
|
-
|
-
|
2,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» («Айсберг»)
|
«БЗ»
|
|
ИТОГО:
|
32
|
2
|
6
|
12
|
153,7
|
6,0
|
33,0
|
73,9
|
ГБ
|
|
|
|
«Развитие ядерной энергетики» с объемом госфинансирования 60млрд рублей. Это новое и очень интересное направление будет развиваться в Северодвинске, а проектирование, ориентированное на модульное строительство, питерскими проектантами будет обеспечено.
№ п/п
|
Наименование проекта
(корабля/ судна)
|
Кол-во
единиц
|
в том числе по годам
|
Объем инвестирования
(млрд. руб.)
|
в том числе по годам
|
Источник финансирования
|
Головной проектант
|
Предприятие строителя
|
Примечание
|
||||
2008
-2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
2008-
2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
4.1.
|
ПАТЭС с РУ
КЛТ-40С
|
3
|
1
|
1
|
1
|
40,0
|
10,0
|
15,0
|
15,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (ЦКБ«Айсберг»)
|
ОАО «СЦС»
СМП
|
|
4.2
|
ПАТЭС РУ
АБК-6 М
|
4
|
-
|
1
|
3
|
20,0
|
2,0
|
8,0
|
10,0
|
ГБ
|
ОАО «ОСК» (ЦКБ«Айсберг»)
|
ОАО «СЦС»
ЦС «Звездочка»
|
|
ИТОГО:
|
7
|
1
|
2
|
4
|
60,0
|
12,0
|
23,0
|
25,0
|
ГБ
|
|
|
|
«Развитие внутреннего водного транспорта» с объемом госфинансирования почти 35 млрд рублей. В прежние времена все потребности внутреннего водного транспорта обеспечивались на собственных мощностях. По информации Инженерного центра судостроения (в прежние времена ЦТКБ Минречфлота) и сегодня бассейные управления смогут обеспечить строительство судов, обеспечивающих безопасность судоходства, но нужны земснаряды и новое понимание возможности перемещения по водным магистралям (катамаран, крыло или воздушная подушка).
№ п/п
|
Наименование проекта
(корабля/ судна)
|
Кол-во
единиц
|
в том числе по годам
|
Объем инвестирования
(млрд. руб.)
|
в том числе по годам
|
Источник финансирования
|
Головной проектант
|
Предприятие строителя
|
Примечание
|
||||
2008
-2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
2008-
2010 гг
|
2011-
2015 гг
|
2016-
2020 гг
|
||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
|
Для государственных нужд
|
353
|
|
|
|
33,72
|
1,88
|
31,84
|
-
|
ГБ
|
|
|
|
5.1.
|
Обстановочные теплоходы
|
250
|
25
|
225
|
-
|
|
|
|
|
|
ОАО «ОСК» Инженерный ЦС
|
|
|
5.2.
|
Экологические
|
16
|
1
|
15
|
-
|
|
|
|
|
|
КБ «Восток»
Инженерный ЦС
|
|
|
5.3.
|
Для промерных и изыскательских работ
|
32
|
3
|
29
|
-
|
|
|
|
|
|
КБ «Восток»
Инженерный ЦС
|
|
|
5.4.
|
Служебно-вспомогательные
|
32
|
3
|
29
|
-
|
|
|
|
|
|
«ЦКБ по СПК»
Инженерный ЦС
|
|
|
5.5
|
Земснаряды
|
23
|
2
|
21
|
-
|
|
|
|
|
|
ЗПКБ,
КБ «Вымпел»
|
|
|
|
Патрульные суда для государственного речного надзора
|
115
|
34
|
81
|
-
|
1,223
|
0,304
|
0,919
|
-
|
ГБ
|
ОАО «ОСК»
КБ «Восток»
|
|
|
ИТОГО:
|
468
|
68
|
400
|
-
|
34,943
|
2,184
|
32,76
|
-
|
ГБ
|
|
|
|
Теперь о секторе коммерческого гражданского судостроения:
Транспорный флот:
Динамика объема грузооборота российских портов по видам морских перевозок показывает их абсолютно устойчивый рост. Грузооборот составил в 2005 г. – 407 млн.т.,ожидается в 2015 г. – 647 млн.т.
В России сформировалась значительная по своим объемам грузовая база. При этом следует отметить, что наливные и сухие грузы преимущественно имеют экспортную направленность, а все остальные (так называемые «генеральные» грузы) - импортную.
Рост грузооборота создает возможность развития транспортного флота и исходя из того факта, что это наш, отечественный, груз, то наша общая задача - активно наращивать свое присутствие на рынке перевозок.
Морские пароходства уже интегрированы в мировой рынок транспортных услуг. Морской флот отечественных грузоперевозчиков насчитывает сегодня около 1500 судов суммарным дедвейтом около 15 млн.т., что составляет около 2 % от мирового флота и занимает 23-е место в мировом рейтинге.
При этом средний возраст судов нашего морского флота составляет более 18 лет (для сравнения: Япония – 9 лет, Южная Корея – 12 лет, Тайвань – 12,7 года). Соответственно наряду с расширением сфер использования нашего флота, необходимы действия по его обновлению.
Для полноценной характеристики объёма рынка, необходимо отметить, что грузовладельцы и транспортные организации развиваются сообразно росту экономики. Но свои потребности сегодня они реализуют, как правило, на зарубежных верфях. Российские транспортные компании ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство судов на сумму около 1 млрд. долларов.
Доля российских производителей в объеме заказов российских судовладельцев пока ничтожно мала. За последние 10 лет она составляет около 5%. По заказам отечественных судовладельцев можно было бы ежегодно строить на существующих производственных мощностях 30-40 морских транспортных судов суммарным дедвейтом около 450-500 тыс. т, с учетом технических ограничений (невозможность строительства судов водоизмещением более 80 тыс. т).
Речной флот:
Значительную долю (примерно четверть) водных перевозок России составляют перевозки по внутренним путям. В 2005 году по ним перевезено более 20 млн. пассажиров. Ежегодно по рекам перевозится более 100 млн.тонн грузов (в 2005 году - более 130 млн. тонн). Из них 80-85% составляют сухие грузы и 15-20% - наливные.
В стране действует более 1500 лицензий на право перевозки грузов водными путями, но активно заинтересованы в новом строительстве не более 5-6 речных пароходств. . В то же время именно речной флот находится в самом тяжелом состоянии.
Сейчас это более 9 тысяч судов, средний возраст которых более 28 лет.
Среди факторов, препятствующих обновлению речного флота, прежде всего, следует выделить риски, связанные с сезонностью работы и, соответственно, увеличением окупаемости, а также с неудовлетворительным состоянием судоходных путей и гидросооружений.
Теперь о возможностях нашего участия в строительстве морского и речного транспортного флота (слайд 6) – это грузопассажирские, нефтеналивные и суда для перевозки сж
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
Комментарии 19.
|
Свежие новости
РС выдал свидетельство на высоковольтное оборудование для атомного ледокола "Ленинград" 21:43 , 24 Декабря 2024 / судостроение |
ДЭПЛ "Великие Луки" в рамках госиспытаний погрузилась на глубину 100 метров 21:17 , 24 Декабря 2024 / вмф |
Власти Мурманской области настроены на оптимизм относительно судьбы проекта Лавна 21:02 , 24 Декабря 2024 / порты |
Севморпуть и арктические города нужно развивать в комплексе - Максим Орешкин 20:47 , 24 Декабря 2024 / события |
"Транснефть" возобновила прием ж/д составов для экспорта нефти из Козьмино 19:59 , 24 Декабря 2024 / порты |
Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту крушения судна Ursa Major 19:45 , 24 Декабря 2024 / аварийность и чп |
Регионам предложили полномочия по организации морских пассажирских перевозок 19:30 , 24 Декабря 2024 / судоходство |