В годы Великой Отечественной войны на средства, собранные трудящимися Пензенской области, были построены и переданы фронту: танковая колонна имени Пензенского комсомола, 39 авиаэскадрилий, два торпедных катера и одна подводная лодка под названием «Пензенский комсомолец».
Сохранилось письмо секретаря обкома ВЛКСМ по военной работе
Д. Золотова.
«27 мая 1943 г.
Москва, ЦК ВЛКСМ.
Комсомольцы и молодежь Пензенской области в период с января по май 1943 года внесли в отделение Госбанка на строительство подводной лодки Пензенского комсомола 1933982 рубля.
Просим посодействовать нам заказать и построить на эти средства соответствующее количество торпедных катеров под названием «Пензенский комсомолец» для передачи их частям Военно-Морского Флота с высылкой от нас представителей».
Как видно из этого письма, деньги, собранные на строительство подводного корабля, пошли на постройку двух торпедных катеров, которые вошли в состав Краснознаменного Балтийского флота. Они отлично действовали на вражеских коммуникациях. Один катер героически погиб в конце войны.
А как же подводная лодка? Получается, что ее не построили?
Была в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте подводная лодка под названием «Пензенский комсомолец». Она была заложена еще до войны на одном из судостроительных заводов Ленинграда, а 27 сентября 1942 года вошла в состав Балтийского флота. В связи с тем, что часть пензенских денег пошла на дооснащение приборами и механизмами этой подводной лодки, в 1943 году она и получила название - «Пензенский комсомолец», которое было написано краской на боевой рубке под бортовым номером «С-104».
Пензенский «Наутилус» относился к классу средних лодок - отсюда буква «С». В надводном водоизмещении лодка имела 837 тонн, в подводном - 1090 тонн. В надводном положении развивала скорость 20 узлов в час (37 км/ч), в подводном - 9 узлов. Имела 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата при 6 запасных торпедах. Для артиллерийского боя лодка несла 2 орудия (калибром в 100 мм и в 45 мм) и 700 снарядов. До 100 метров в морскую пучину мог погружаться подводный корабль, а в автономном плавании мог находиться 30 суток.
«Боевое крещение» «С-104» прошла еще до своего первого выхода в море. 12 октября 1943 года на якорной стоянке «Пензенский комсомолец» подвергся нападению четырех фашистских самолетов. От разрывов авиабомб вокруг подводной лодки взметнулись вверх огромные столбы воды. Сбитый морской волной член экипажа Л. А. Власов ударился о боевую рубку и потерял сознание. Товарищи, не заметив его, быстро спустились в отсеки и задраили верхний люк.
Поднявшись на ноги, Власов заметил, что флаг корабля сбит с флагштока и валяется на палубе. Подводная лодка перед лицом врага оказалась без боевого знамени. Отважный моряк бросился к флагу, поднял его и водрузил на место. Но подводная лодка стремительно погружалась, и Власов оказался в воде. Октябрьская вода Баренцева моря обжигала тело моряка, цепенели руки и ноги. Когда силы были на исходе, Власов увидел, как из под воды показался спасенный им Военно-морской флаг - лодка всплывала. Через несколько мгновений герой-моряк оказался в объятиях товарищей.
В годы войны Заполярье представляло для фашистской Германии важный стратегический объект. В условиях северного бездорожья морские транспортные артерии были единственным средством доставки ценных грузов из оккупированной фашистами Норвегии в Германию. Кроме того, немецкие войска на Мурманском направлении снабжались по морю, а германский военно-морской флот пытался сорвать поставки военных грузов в Советский Союз из США и Англии.
Первые боевые походы «Пензенского комсомольца» были к самой северной точке Новой Земли - к мысу Желания, где можно было контролировать морские пути из Баренцева в Карское море.
Позицию у мыса Желания все подводники называли «неблагодарной» - трудно было среди льдов и айсбергов караулить надводные и подводные фашистские корабли. Всего трижды выходила подлодка «С-104» в поход во второй половине 1943 года, но безрезультатно.
В феврале 1944 года «С-104» получила нового командира - Василия Андриановича Тураева. 11 июня 1944 года «Пензенский комсомолец» оставила базу и двинулась к Конгс-фьорду с боевой задачей: уничтожать корабли противника. «Эска» шла в надводном положении. Стоя на мостике, боцман мичман Васильев обнаружил вражеский самолет. Последовало срочное погружение. На пути к Конгс-фьорду немецкая авиация еще несколько раз загоняла лодку под воду. У вражеского берега подводников поджидала новая опасность: «С-104» подверглась атаке фашистской подводной лодки. Но враг промахнулся - советский корабль удачно уклонился от торпед.
20 июня после обеда гидроакустик Евгений Новиков услышал шум винтов кораблей. Из-за скалистого мыса показался конвой немецких судов: два транспортных корабля в сопровождении трех сторожевиков, четырех тральщиков и двух противолодочных катеров типа «морской охотник» («МО).
В 16 часов 27 минут «Пензенский комсомолец» произвел четырехторпедный залп из носовых торпедных аппаратов. Раздались четыре взрыва. Две торпеды попали в транспорт, третья - в тральщик, четвертая - в «морской охотник». Два корабля и катер затонули. «Пензенский комсомолец» первым в годы Великой Отечественной войны из лодок серии «С» одним торпедным залпом отправил на дно три вражеских корабля. В течение многих часов вражеские противолодочные корабли преследовали лодку, забрасывая ее глубинными бомбами. Подводники насчитали 42 взрыва. На корабле возникли лишь незначительные повреждения, которые быстро устранялись моряками. Оторвавшись от противника, «С-104» взяла курс на родную базу: в Полярное.
В октябре 1944 года «Пензенский комсомолец» находился на позиции в районе Тана-фьорда. С подлодки обнаружили вражеские самолеты «фокке-вульф», идущие на бреющем полете. Подводники догадались, что самолеты вели разведку для прокладывания пути конвою судов. Вскоре после этого появился караван немецких кораблей - 2 транспорта и 11 кораблей охранения. В это время подводники услышали глухие взрывы. Тураев поднял перископ: конвой бомбила советская авиация. «С-104» легла на боевой курс. В этот момент к лодке направился фашистский сторожевой корабль. «Эска» нырнула на глубину. Сторожевой прошел над лодкой, не заметив ее. Транспорт, в который были нацелены торпеды «Пензенского комсомольца», был уже недосягаем, зато на залповом пеленге было другое судно, а поодаль - противолодочный корабль. На поправку курса ушло несколько секунд.
Торпеды сделали свое дело - корабль и сторожевик врага затонули. Командир и члены экипажа лодки в перископ увидели плававшие обломки судна в 7 тысяч тонн водоизмещения, перевернутые шлюпки и множество барахтавшихся в воде гитлеровцев: транспорт шел с большим числом солдат и офицеров на борту. Корабли охранения даже не пытались преследовать субмарину. Им было не до этого: конвой снова атаковали советские самолеты.
15 октября 1944 года «Пензенский комсомолец», двигаясь в надводном положении, заметил 4 вражеских корабля. Однако две торпеды, выпущенные из кормовых аппаратов, промчались мимо цели. Командир решил повторить атаку. Через 40 минут лодка догнала врага, и едва была дана команда «Товсь!», как торпеда вырвалась из аппарата. Через несколько секунд раздался взрыв. Транспорт, груженый боеприпасами, пошел на дно.
После похода на боевой рубке «Пензенского комсомольца» в центре нарисованной звезды была поставлена цифра 6 - общее число одержанных подводной лодкой побед.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1945 года подводная лодка «С-104» («Пензенский комсомолец») была награждена орденом Красного Знамени. «С-104» стала одной из двенадцати Краснознаменных подлодок Северного флота в годы Великой Отечественной войны.
После войны «Пензенский комсомолец» еще долго находился в составе боевых сил Северного флота. Но время неумолимо: на смену старым подводным лодкам довоенной постройки пришли новые атомные подводные корабли с новейшей ракетной техникой.
В ноябре 1957 года все подводные лодки типа «С» - IХ-бис, к которому относился и «Пензенский комсомолец», были выведены из боевого состава и отправлены на демонтаж.