Национальные павильоны представляли Германия, Голландия, Дания, Финляндия, Китай, Сингапур, были участники из Польши, Хорватии, Турции, Испании, Франции, Италии и даже Белиза. Оформление стендов и собственно выставочных площадей заслуживает очень высокой оценки, лучше, чем раньше было организовано питание посетителей и участников. Даже погода, за исключением первого и последнего дней, благоволила хорошему настрою.
Вместе с тем, не могу избавиться от ощущения, что сторонних посетителей было существенно меньше, чем в прошлые годы. Не было ажиотажа у касс, практически не встречались на территории стайки студентов или курсантов, совсем не надоедали собирающие все подряд рекламные материалы пенсионеры. Сложилось впечатление, что в этом мероприятии участвуют только те, кто прошли туда по пропускам или приглашениям. Это, конечно, поддерживало деловую обстановку, но пропало то, что называется праздником. Но, повторюсь, это мои личные ощущения.
Еще одним впечатлением стало незаметное размещение верфей. Скорее всего, это стало следствием того, что наиболее известные российские предприятия теперь выставляются на едином стенде ОАО «ОСК», огромном по площади и закрытом по содержанию, как, впрочем, и сама корпорация. Только «Судостроительный завод «Северная верфь» и «Балтийский завод» имели собственный стенд, все еще единый, но уже без бренда «Объединенная промышленная корпорация». Да, собственно, это и понятно, ведь судостроительные контракты размещаются у нас не на основе открытой конкуренции, а совсем по другим признакам.
Основу выставки составили поставщики оборудования, это касается и отечественных, и иностранных участников. Причем наиболее заметными были стенды компаний, специализирующихся на поставках на отечественные верфи иностранного оборудования – «Морские пропульсивные системы», «Морская техника», «Кронштадт» и т.п. Молодцы, именно на таких выставках завязываются контакты с будущими клиентами, как с потребителями, так и с поставщиками. В этом сегменте рынка, видно, действительно имеется серьезная конкуренция.
Порадовало и возросшее, на мой взгляд, количество отечественных производителей судового оборудования и материалов. Часто это небольшие, развивающиеся предприятия, предлагающие не что-то глобальное, а те мелочи, без которых судно не построишь и не сможешь эксплуатировать – мебель, резино-технические изделия, иллюминаторы, датчики, противопожарные системы и др. И самое приятное, что многие из них с искренней благодарностью обращались к нам, представителям портала и журнала «WWW.KORABEL.RU». Кто-то после публикации в наших изданиях нашел новых заказчиков, у кого-то открылись новые перспективы, кто-то вступил в полезное партнерство с коллегами. Приятно, что наша работа помогает людям.
|
Выставка "Нева-2011" / Фото: www.korabel.ru |
А вот расстроило то, что в разговорах со многими коллегами о перспективах преобладали минорные нотки. Балтийцы жаловались на то, что завод практически парализован, зарплату задерживают, адмиралтейцы с тоской рассуждали о будущем в свете переезда на остров Котлин, коллеги из Сибири, Новосибирска и Тобольска в самых мрачных красках описывали состояние флота на сибирских реках. И таких разговоров было немало.
|
на стенде Корабел.ру, "Нева-2011" / Фото: www.korabel.ru |
В общем, выставка оставила сложные чувства. Удовлетворения и тревоги одновременно. С полной уверенностью можно сказать лишь то, что самыми красивыми и приветливыми девушками на выставке были красавицы на нашем стенде, те, с которыми Вы, коллеги, общаетесь, и вместе с которыми мы, администрация «Корабела.ру», будем продолжать работать для Вашего блага.