Общее будущее авиаторов и корабелов

3 5778 5 мин
Взаимодействие авиации и морской техники сегодня как никогда актуально. На фоне активного освоения шельфовых месторождений в различных регионах России крупнейшими отечественными компаниями и периодических полярных экспедиций, отчетливо видны результаты совместной работы двух отраслей промышленности.  И перед авиаторами и корабелами стоят сложные задачи, которые предстоит  обсуждать и решать вместе. Найти повод для встречи — не проблема. Теперь разработчики из двух областей могут собраться в одном месте и не только в теории, но и на практике узнать как работает механизм «воздух-вода».
Гидроавиасалон, уже исходя из названия, которое сочетает в себе и авиационную и морскую составляющие – это единственное в мире объединенное шоу авиа- и морской техники, позволяющее продемонстрировать современные технологические разработки на суше, в воздухе и в море. Изначально идея о проведении такого масштабного мероприятия возникла у руководства ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», которое разрабатывает и производит гидроавиационную технику. Выставка должна была содействовать продвижению их продукции. Поэтому первые годы все внимание было сосредоточено на гидроавиации.

- После начала «перестройки» советские авиапредприятия получили возможность  демонстрировать свою продукцию на зарубежных авиационных выставках. ТАНТК им. Г.М. Бериева представлял самолет-амфибию А-40 «Альбатрос» и свой новый проект – гражданский самолет-амфибию Бе-200, - рассказывает генеральный директор ООО «Гидроавиасалон» Владимир Коноплев. - Эти самолеты-амфибии произвели фурор среди специалистов, но ни на одной из выставок не было возможности продемонстрировать амфибийные возможности данной техники. Тогда и возникла идея провести авиационную выставку в городе Геленджике, где имелась испытательно-экспериментальная база ТАНТК с гидроаэродромом.
 
Репортаж с гидроавиасалона (фото Н.Скалацкого, ЮО ИОРАН)
Идею ТАНТК поддержали в Госкомоборонпроме России, Министерстве экономики, Администрациях Краснодарского края и города Геленджика. Первый Авиасалон состоялся в 1996 году. Тогда участниками стали 82 фирмы из 15 стран. Салон «Геленджик-96» посетили более 100 тысяч человек, включая две тысячи специалистов и 120 журналистов. На площадках и в небе было продемонстрировано 32 летательных аппарата, пять из которых были представлены впервые. За шесть дней было выполнено 199 полетов. Спустя два года в выставке участвовали уже более 120 фирм. А «Геленджик-98» посетили делегации 15 стран, 37 представителей военных атташатов и 11 иностранных журналистов.
- Тогда были показаны возможности самолетов-амфибий: взлеты и посадки, спуски на воду и выходы на берег, демонстрация пожаротушения. Также проводились уникальные групповые полеты самолетов-амфибий А-40 и Бе-12П-200, демонстрировалось взаимодействие амфибийной авиационной техники на море на режимах руления, маневрирования и выхода на береговую полосу. На море проводились показательные морские спасательные операции с применением вертолетов и судов МЧС и ВМФ с имитацией тушения пожара в морских условиях, - делится Владимир Николаевич.

Посетители и специалисты уже на первой выставке 1996 года могли ознакомиться с конструкцией гидросамолетов, их интерьерами и компоновками. На площади 3360 кв. м располагались стенды фирм, которые демонстрировали авиационное оборудование, двигатели, средства спасения, агрегаты и механизмы авиационной техники и средства связи. Уже через два года площадь выставочного комплекса дополнилась новым павильоном площадью 864 кв. м. Также для показа техники были построены восемь шале общей площадью 400 кв. м. Масштабы Гидроавиасалона с каждым годом увеличивались. В 2012 году общая площадь выставочной экспозиции составила 130 тыс. кв. м.
 
Гидроавиасалон-2012 / www.korabel.ru

Изначально основной целью Салона была демонстрация авиации водного и корабельного базирования, показ перспектив её развития и возможностей применения. Идея приблизить выставку к морской индустрии возникла, когда к числу устроителей Гидроавиасалона присоединилась компания «Русские выставочные системы». Прежде всего, РВС известна как устроитель крупнейшей в Европе выставки вертолетной индустрии «HeliRussia», а также выставки «Мировой Океан». И изменения не заставили себя ждать — в 2012 году в экспозицию Гидроавиасалона была добавлена морская составляющая.

- Сейчас цели гораздо шире. Тематика выставки предусматривает демонстрацию авиационной, вертолетной, морской техники и маломерных судов и яхт, ракетных комплексов и элементов космических систем, авиационных материалов и технологий, - отмечает представитель устроителей Салона.

Под эгидой Минпромторга России, который курирует и судостроительную промышленность, Гидроавиасалон стабильно развивался все эти годы. В результате не только у производителей авиационной техники появилась возможность представлять свою продукцию в Геленджике.

Состав участников, как отмечают устроители, постоянно расширяется. Так, в выставке 2012 года число фирм было рекордным — 170 организаций представили свои разработки в рамках Салона. Помимо отечественных, присутствовали и компании из Австрии, Бельгии, Германии, Ирана, Италии, Франции, Украины, Чехии, Китая.

- В связи с увеличением задач Салона, были построены новые павильоны и пирсы для натурной демонстрации яхт, катеров, маломерных судов. На рейде стала возможна демонстрация судов большого водоизмещения. Также в работе выставки принимают участие представители государственных и бизнес структур, администраций краёв и областей, заинтересованные в развитии  транспортной системы, - рассказывает Владимир Коноплев.

В работе «Гидроавиасалона-2012» принимали участие: ОСК, Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», а также ФГУП «ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова» и ОАО «НПП «Радар ММС» совместно с ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева.
 
Гидроавиасалон-2012 / www.korabel.ru

Объединенная судостроительная корпорация представила на прошлой выставке проекты судов и морской техники: высокоскоростного морского пассажирского судна с аэродинамической разгрузкой «Акваплан» и пассажирского скоростного катамарана «Белые ночи», морской вертолетной площадки, применимой в сфере освоения углеводородных месторождений на арктическом шельфе. Гостям и специалистам также были продемонстрированы модели многоцелевого противопожарного катера проекта FF-330G и быстроходного судна снабжения проекта 22180. На экспозиции участники представили и  экранопланы, суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке.

На многоцелевой катер «Соболь» проекта 12200, спроектированного бюро «Алмаз» можно было посмотреть в Геленджикской бухте. Там же расположились катамараны и яхты премиум-класса ведущих производителей: «PRINCESS», «BENETEAU», «SUNREEF YAHTS», «NIMBUS», «AQUADOR», «WINDY» и «LAGOON». Впервые в экспозиции были показаны: корабль Черноморского флота - морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин» и новейший противодиверсионный катер «Грачонок».

Но не только по показательным выступлениям оценивается эффективность таких масштабных мероприятий. Сегодня производителям авиационной и морской техники есть что обсуждать — моментов для пересечения хватает. И далеко ходить не надо — это освоение шельфовых месторождений, арктические и антарктические экспедиции, ледокольные проводки. Во всех этих случаях морская и авиационная техника взаимодополняют друг друга, повышая эффективность работы.

Кроме того, технологии развиваются постоянно. Сегодня разработчики создают  суда, способные работать как в воздухе, так и на воде. А чтобы спроектировать, построить и эксплуатировать такие аппараты, потребуется опыт и корабелов, и авиаторов.

В связи с этим организаторы и устроители Гидроавиасалона надеялись привлечь компании для решения межотраслевых «водно-воздушных задач», так как сегодня существует множество пересечений в сферах деятельности предприятий, связанных с разработкой и производством летательных аппаратов, кораблей и судов, морских платформ.
 
Гидроавиасалон-2012 / www.korabel.ru

Общие моменты нужно обсуждать, а разногласия устранять. Именно поэтому основное внимание уделяется диалоговой площадке для специалистов. В рамках Гидроавиасалона прошлого года представители компаний, работающих по различным направлениям смогли не только в действии оценить всю технику, но и обсудить возможности совместной работы, взаимодействия в различных условиях. И это только первые шаги.

Слишком много вопросов, которые еще предстоит решить. Слишком много тем, которые нужно обсуждать сообща, чтобы прийти к какому-то результату. Разработчикам авиационной и морской техники действительно есть над чем работать. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше.


Анастасия Судникова

P.S. В этом материале мы рассказали о том, с чего началась история Гидроавиасалона. В следующих статьях мы более конкретно поговорим о возможностях, которые открывает перед корабелами участие в выставке. И, безусловно, расскажем, чего ожидать от организаторов в 2014 году. 



Комментарии   3.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#К. Михаил
25.12.2013, 15:01
Давно пора.
-0+
#Маркин Сергей Юрьевич
26.12.2013, 14:34
В 2012 году был продемонстрирован Экраноплан Иволга Эк-12. Кто его представлял- ЗАО НПК "ТРЭК" В. Колганова или ООО ЭО " Орион" О. Волика?
-0+
#Исаев Пётр Николаевич
28.12.2013, 21:26
Суда на воздушной подушке из Нижнего Новгорода это просто издевательство.Один такой стоит на морском фасаде в пассажирском порту.до сих пор не могут поднять.
Свежие новости
Виктория Корабеловна рассказала в прямом эфире о проекте электросудна "Байкал"
17:30 / судостроение