Как мы уже писали ранее, этой осенью в Геленджике в рамках "Гидроависалона-2016" прошел круглый стол на тему "Водные круизные маршруты России. Перспективы развития", организованный главным редактором журнала "Корабел.ру" Николаем Ивакиным. На круглом столе собрались вместе люди, которые имеют реальное отношение к круизным перевозкам и прямо заинтересованы в их процветании. В таком формате, в отсутствии телекамер и высокого начальства не было необходимости пускать пыль друг в другу глаза, а можно было откровенно поговорить о делах насущных.
В качестве прелюдии к диалогу главред "Корабел.ру", взявший на себя роль ведущего и модератора, озвучил некоторые цифры, факты и тезисы, переданные ему накануне заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Сергеем Корнеевым. Согласно этим данным, кризис и санкции обеспечили не только падение выездного туризма, но и рост числа россиян, путешествующих по стране. Внутренний турпоток вырос в 2015 году на 18 процентов. Что касается внутренних водных путей — всего на круизных маршрутах в 2016 году работало 90 теплоходов. Треть из них приходится на линию Москва — Санкт-Петербург, которая перевезла около 100 тысяч пассажиров.
Николай Ивакин, главный редактор журнала "Корабел.ру" / Корабел.ру
Дальше слово по очереди брали докладчики, представляющие точки зрения круизных компаний, муниципалитетов, судостроителей, судоводителей и федеральных ведомств. Ниже мы постараемся передать суть каждого выступления.
В Доне нет воды, причальные стенки изношены
Для Ростовской области традиционно наиболее значимы аграрный и промышленный комплексы. Туризм тоже активно развивается — за год регион принимает около миллиона человек, являясь одним из лидеров российского туристического рынка. Но вот доля круизного туризма в этом "пироге" мизерна до неприличия — всего 0,03%! В границах Азово-Донского бассейна зарегистрированы 126 судоходных компаний, из которых лишь три занимаются круизными турами.
В качестве причины заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Николай Сапрунов обозначил, во-первых, всем известную проблему с аномальной маловодностью Дона. В прошлом году это привело к серьезным убыткам в сфере водных перевозок — компании, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками по воде, потеряли более 3 млрд рублей. Туристы, которые следовали в Ростов-на-Дону, были вынуждены высаживаться в станице Романовской Волгодонского района. Во-вторых, проблемой является колоссальный износ береговой инфраструктуры — в первую очередь всех причальных стенок.
Обе проблемы, отметил Николай Сапрунов, уже решаются благодаря прошедшему в августе заседанию Госсовета по внутренним водным путям. Бороться с маловодьем поможет Багаевский низконапорный гидроузел. Финансирование его строительства начнется с 2017 года, общая сумма проекта – 22 млрд рублей. Береговая инфраструктура на Госсовете тоже обсуждалась — было высказано предложение передать грузовые и пассажирские причалы в собственность муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Николай Сапрунов, заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области / Корабел.ру
– На сегодняшний день ситуация такая, что даже если область или субъект нашли инвестора, они не могут софинансировать никакие затраты из собственных бюджетов, потому что собственность федеральная и просто начинается нецелевое использование собственных средств, – пояснил чиновник.
При этом благоустройство причальных стенок прямо приводит к увеличению туристического потока. Так, в станице Романовской в свое время были проведены работы по берегоукреплению и по дноуглублению. За счет областных средств была благоустроена набережная — это стоило 25 млн рублей. После этого показатель круизных судозаходов вырос с 5 в 2014 году до 22 в 2015-м. Эти 22 теплохода привезли с собой свыше 3000 туристов находилось, в том числе 120 туристов из Германии и 50 из Турции.
– Потенциал огромный! Таких станиц у нас в Российской Федерации вдоль всех рек очень много. И самое главное, за счет чего это удалось сделать? Благодаря усилиям местной администрации, региональных властей, речной причал перешел из частной собственности в муниципальную. И имеет паспорт безопасности причального сооружения, что немаловажно для того, чтобы все суда швартовали в соответствии с действующим законодательством, – доказывал Николай Сапрунов.
Пять пробных туров на Землю Франца-Иосифа
Если ситуацию с круизами на юге России проиллюстрировала Ростовская область, то за северные регионы нашей страны на круглом столе отвечала область Архангельская. Обладая прямым выходом в Белое, Баренцево и Карское море, она имеет все предпосылки для развития круизной отрасли и уже сегодня встроена в систему международных круизных маршрутов.
– За последнее десятилетие Архангельская область приняла около 30 пассажирских иностранных судов, которые осуществили 120 заходов в туристических, экскурсионных целях. Конечно, масштабы могут показаться небольшими, но для нашего региона это довольно значительная цифра. Заметного роста удалось достичь в 2015 году, когда впервые состоялось 23 захода в морские порты, а общее количество обслуженных пассажиров превысило 4,5 тыс человек. Для сравнения, по нашему региону в среднем принимается около 2 тыс. круизных туристов, и их доля, как правило, достигает 20-30% в общем въездном потоке, – привела статистические данные министр культуры Архангельской области Вероника Яничек.
Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области / Корабел.ру
Темпы развития морского туризма, по ее словам, сдерживают ограничения по осадке для приема судов в Архангельском порту. Максимально разрешенный показатель — чуть более 9 метров. Из-за этого ряд заявок от иностранных судоходных компаний приходится отклонять. В 2015 году, к примеру, крупный круизный лайнер "Crystal Symphony", на борту которого находилось 900 человек, не смог встать на стоянку в Архангельске. Еще более жесткие ограничения по осадке имеет причальный комплекс Соловецких островов — не более 5 метров. Между тем это одна из главных точек притяжения для туристов в регионе.
Еще одним минусом является, как и во многих других регионах, недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры. Правительство надеется улучшить ситуацию, создав возможности для приема круизных судов на причалах Красной пристани, которая находится в живописном историческом месте в черте города. Сегодня уже завершена реконструкция причальных сооружений. На Соловках в рамках госпрограммы до 2020 года запланированы масштабные реконструкции причального комплекса, в том числе и строительство причала для маломерного флота.
Кроме того, проблему создает несовершенство нормативно-правовой базы. Там, где удается решить юридические вопросы, в первую очередь с пограничниками, сразу появляется потенциал для роста. Так, к числу своих недавних успехов в сфере морского туризма область относит запуск нового маршрута на Землю Франца-Иосифа для иностранцев, едущих с норвежского Шпицбергена. При этом предусмотрено открытие участка российской морской границы без захода в Мурманск, что позволило сократить путь, время и стоимость таких круизов. В 2015 — 2016 гг. прошло пять пробных туров.
Если перейти к речным круизам, то особой популярностью у туристов пользуется путешествие по Беломорско-Балтийскому каналу с заходом на Соловецкие острова и посещением Архангельска и Каргополя. В этом году за летний сезон Архангельская область приняла 28 круизов, что стало лучшим показателем за все последние годы. В 2014 году, к примеру, было реализовано всего 13 круизных программ. Правда, прогноз на будущий год не очень оптимистичен — ожидается прием 18 круизов. При этом спрос есть, людям интересны эти направления. Но пока область не готова к массовому турпотоку
— К сожалению, отсутствие в регионе достаточного пассажирского флота не позволяет в полной мере использовать весь потенциал для развития водного туризма, — объяснила проблему Вероника Яничек.
На Волге полное спокойствие
Точку зрения судоводителей на круглом столе представил человек, хорошо знакомый читателям "Корабел.ру", — волжский капитан с громадным опытом, член наблюдательного совета "Ространстур" Николай Баженов. На нашем сайте он регулярно публикует авторские статьи на тему судоходства по внутренним водным путям, где высказывается порой резко, но зато всегда откровенно и аргументированно. Последний пример — его недавняя публикация "Лед тронулся... не было бы заторов!".
Выступление свое капитан начал, что называется, "за упокой", обрисовав печальную картину речной отрасли на Волге — нет дебаркадеров, нет причальных стенок, умирает флот. Еще недавно, по его словам, стоя на набережной где-нибудь в Саратове или в Нижнем Новгороде, можно было наблюдать, как мимо постоянно проносятся "Ракеты" и "Метеоры", а сейчас часами на реке царит полное спокойствие, не нарушаемое ни одним судном.
Николай Баженов, член наблюдательного совета "Ространстур" / Корабел.ру
— Раньше от Нижнего Новгорода отходило до десятка теплоходов вверх-вниз. Была и огромная, я не боюсь этого слова, армия туристов-пассажиров, которые привыкли отдыхать на судах так называемых транспортных линий. В Москве "пассажиры-обратники" брали билеты туда-сюда и отправлялись до Астрахани, — вспоминал Николай Баженов. — Было огромное количество людей, которые брали билет от Москвы, скажем, до Саратова, где у них родственники, а обратно они возвращались поездом. И у меня, как и у большинства моих коллег, возникает вопрос: когда по Волге пойдут пароходы?
Как пояснил он далее, было бы правильно вернуть на российские реки загубленные во многих местах регулярные транспортные линии, которые в итоге дадут поток не просто деловых пассажиров, но и пассажиров, едущих с туристическими целями, пусть и не в круизном формате. Для этого надо восстанавливать дебаркадеры и плашкоуты, обеспечивая судам возможность делать по полтора десятка стоянок в день. Массовому туристу, считает он, это нравилось:
— Стоянки по 15 минут, но за это время успевает подтянуться народ. Бабушки с солеными огурчиками и ягодами подходили. Кто-то прошелся через рынок, кто-то успел искупаться, кто-то просто познакомился с красотами Васильсурска, Сомовки, Разнежья.
Отдельное внимание Николай Баженов уделил планам по постройке российских пассажирских судов класса "река-море", одно из которых уже сейчас заложено на астраханском "Лотосе". Проект, по его мнению, замечательный, но ситуацию на Волге он не исправит, поскольку готовый теплоход отправят на коммерчески более выгодную линию Москва — Санкт-Петербург, куда и так уходят суда из остальных регионов.
— Река Ока окажется неохваченной, окажется неохваченной река Белая. Там тоже со слезами говорят: такие красоты мы не можем показать! Я хочу, чтобы задумались и судостроители, и крупные операторы над тем, как возродить традиции, как заменить наши старые суда, которые ходили по рекам. Я за то, чтобы по Волге, по сибирским рекам, по дивной Северной Двине, ходили пассажирские теплоходы регулярно, а не от случая к случаю! — завершил свою речь капитан.
Можно обойтись без причалов
Отстаивать позицию российских круизных операторов на круглый стол был приглашен председатель Совета директоров компании "Инфофлот" Александр Соснин — тоже регулярно сотрудничающий с порталом "Корабел.ру". В принципе, с тезисами его выступления наши читатели могли недавно ознакомиться в материале "Круизный туризм в России: вызовы и возможности".
Коротко напомним: там говорилось о потребностях в реконструкции флота, открытии новых речных маршрутов и новых экскурсионных программ, развеивались мифы об устаревшием сервисе и предлагалось продлить по возможности сезон навигации. Кроме того, были обозначены критичные для отрасли факторы. Необходимо, во-первых, учитывать доходы потенциальных клиентов, во-вторых, повысить информированность населения о таком виде отдыха, а в-третьих, обеспечить удовлетворенность покупателей после возвращения из поездки.
Расскажем здесь о тех моментах выступления представителя "Инфофлота", которые не нашли отражения в уже опубликованной статье. Речь идет о его отношении к вопросу строительства круизных судов в России и проблеме с причалами.
Александр Соснин, председатель Совета директоров компании "Инфофлот" / Корабел.ру
— Я не сторонник того, чтобы новые суда строило государство для круизных компаний. Я считаю, что экономическая ситуация должна быть такая, чтобы их было выгодно строить самим круизным компаниям. В Европе это происходит, там увеличилось в шесть раз количество круизного флота за последние 10 лет. Но вопрос исключительно в экономической ситуации в целом, — считает Александр Соснин.
Поэтому его компания не рассчитывает на то, что завтра на рынке появится серия новоиспеченных отечественных лайнеров. "Инфофлот" отдает предпочтение максимально эффективной реконструкции уже имеющегося у него в распоряжении флота. На судах увеличивают площадь пассажирских помещений, меняют оборудование, превращают каюты купейного типа в полноценные гостиничные номера, проводят современный ремонт общественных помещений, ресторанов и баров. На месте обычных салонов открывают кинотеатры или спа-центры. В итоге судно становится настоящим плавучим домом отдыха.
Что касается причалов, то их отсутствие не должно служить поводом для отказа от круизов. Всегда есть свои варианты.
— На реке Вятка нет ни одного причала, нигде, никакого, даже подобия. Несмотря на это наша компания стала ходить по Вятке — первая! Что мы делали? Мы вместе с путейцами, с бассейным управлением смотрим, где есть удобные места подходов, высадки туристов, чтобы мог подъехать береговой транспорт. Заказываем троллей до этого места, и все — можем подходить и можем высаживать людей, — привел пример глава "Инфофлота". — Кстати, на сибирских реках только так и работает флот. На Енисее есть максимум четыре-пять причалов в Красноярске или Дудинке, а во всех остальных местах суда стоят прямо у берега.
#Баженов Николай Николаевич 05.11.2016, 22:51Хочется выразить искреннюю благодарность порталу "Корабел.ру", лично Н.Н.Ивакину, не только за прекрасно организованный Круглый стол в рамках Гидроавиасалона в Геленджике в сентябре нынешнего года, но, главное, за стремление улучшить положение дел как в сфере судостроения, так и в, казалось бы, далёкой от профиля журнала теме перспектив развития внутренних водных маршрутов. Обмен мнениями был непринуждённым, во всех выступлениях чувствовалось желание укрепить, увы, хромающую пока круизную отрасль. Лично мне было интересно узнать, как обстоят сегодня дела на Дону, где пассажирский флот стал редким гостем: Ростов-на-Дону превратился в морской порт (что является существенным препятствием для речных судов), а ростовские круизники работают преимущественно на линии Москва-С-Петербург(?). Интересно происходит развитие туризма в Архангельске: запланированы рейсы на Землю Франца Иосифа, на Соловки..., а о восстановлении регулярного движении пассажирских судов по Сев.Двине, как это было всего лет 15 назад, ничего не предпринимается. Безусловно интересным был рассказ о разработке проекта нового отечественного круизного лайнера гигантских размеров и гигантской стоимости.... Но, к сожалению, ничего конкретного мы не сумели достичь в, пожалуй, главной на сегодняшний день теме: как восстановить регулярное движение пассажирских судов по рекам России. В своём выступлении, как и в предыдущих статьях, я постоянно акцентирую внимание на том, что, если не будет предложения, не будет и спроса! Не пойдёт пассажир на трамвайную остановку на ту улицу, где давно не ходит трамвай и сняты рельсы.... Мне показалось, что во многом наши точки зрения совпадают с главой "Инфофлота" А.С.Сосниным, который совершенно правильно призывал повсеместно пропагандировать речные круизы. В "Инфофлоте" разрабатываются новые маршруты по малым рекам..., а в то же время по Волге до Астрахани теплоходы ходят крайне редко. Некоторые компании хвастают "первыми судозаходами" в малые волжские города, куда сравнительно недавно по нескольку раз в день заходили суда пассажирских (тех же туристских) линий. Но как сегодня вернуть то, о чём заботились блистательные министры речного флота З.Шашков и Л.Багров - ПО ВОЛГЕ ВСЕГДА ДОЛЖЕН ХОДИТЬ ПАССАЖИРСКИЙ ФЛОТ!? Этот вопрос остаётся открытым! Что, уж, говорить о малых реках.... далее... Инициативу "Корабела" вести обсуждение здесь трудно переоценить! Хочется верить, что последуют интересные и конструктивные предложения, которые будут услышаны в верхах, поскольку без дотации государства, о чём говорил президент В.В.Путин на Госсовете в августе с.г.в, вряд ли нынешние судоходные компании осилят постоянные ремонты крайне устаревшего флота и, уж, тем более - строительство нового пассажирского флота эконом класса (т.е. доступного не только для толстосумов и иностранце) для регулярного движения по рекам России!
-2+
#Андреева Наталья 07.11.2016, 09:56Без всякого сомнения Вы правы. Большинству из рядовых любителей круиз не доступен, мало людей, которые готов выкладывать по 100 т.р. для проедки в круиз. На это деньги можно отлично отдохнуть на море… Есть фанаты, они поедут за любые деньги, но их мало, а речь идёт о большинстве. Не давно в одной из соц сетей был опрос на тему рейсов по примеру транспортной линии. Интерно было заметить, что большее количество пользователей высказалось за тл. Значит спрос будет, будет занята ниша, которая сечас пустует и не приносит прибыли. Конечно, нужна помощь государства как и на других видах транспорта.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 07.11.2016, 10:48Мнение, что сейчас круизы недоступны для основной массы потенциальных клиентов - не совсем правильное. Если обратиться к прайс-листу, например, компании "Водоход" https://vodohod.com/cruises/itineraries/volga/ то можно увидеть, что выбор есть. И суда в достаточно приличном техническом состоянии без "изысков" переоборудования. География круизов, в целом, соответствует стандартам 80-х годов прошлого века (за некоторыми исключениями и с некоторыми дополнениями). Загрузка теплоходов в "высокий сезон" не предельная, но обеспечивающая и сервис и прибыль. Скорее всего, существующая модель круизного отдыха оптимизирована до предела и к дальнейшему существенному совершенствованию малопригодна. Другое дело, что для существенного расширения географии водных путешествий потребуются новые нетривиальные подходы и новый флот (совсем не обязательно это будут какие-то очень крупны далее...е суда). Углублением водного пути ради нескольких круизных рейсов в навигацию государство, скорее всего, заниматься не будет. Равно, как и строить капитальные причалы. Причина банальная - нет денег. И, как обещают, в течении ближайших десятилетий их количество сильно не прибавится. По прогнозам, уровень развития 2013 года заново Россией будет достигнут в 2020-х годах (когда - не уточняется). Количество гражданских заказов на отечественных СЗ, опять-таки по экспертным оценкам, к 2018 году ожидает снижение примерно на 80%. Поэтому, скорее всего, развитие речного туризма будет идти с использованием скоростного флота.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 07.11.2016, 10:54Судоходные компании если судить по их предложениям https://vodohod.com/excursions-tours/vladimir/ или https://vodohod.com/excursions-tours/kolomna/ хорошо понимают сложившуюся ситуацию и работают в этом направлении, ища дополнительную прибыль "на суше". Им, по сути, остался последний шаг - соединить скоростной перевозкой по воде отдельные сухопутные объекты и пригодная для развития и совершенствования модель речного туризма готова.
-0+
#Букин Владислав 07.11.2016, 10:56Во всяком случае для меня, например, 52900 руб за человека (а за двоих 105800 руб), за то, чтобы прокатиться из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород либо в Плёс обратно по пенсионному тарифу за 40700 руб очень дорого. Даже за 33200 руб в Москву дорого. Видимо я не в основной массе потенциальных клиентов) Интересно какой надо иметь доход, чтобы быть в основной обойме?
-1+
#Францев Михаил Эрнстович 07.11.2016, 11:07Питер привык отсчитывать все исключительно от себя. Попробуйте мыслить гибче. Что имеется на Волго-Балте из достопримечательностей: Валаам, Кижи, Кирилло-Белозерский монастырь и в общем-то все... Все эти достопримечательности осматриваются из Питера на а/м, автобусе, поезде и.т.п за несопоставимо меньшие деньги. При этом можно добавить Новую Ладогу, каньон Рускеала, водопад "Кивач" и еще кучу интересного, чего на пароходе не увидишь. А Волгу можно посмотреть за существенно меньшие деньги https://vodohod.com/cruises/vodohod/suvorov/?cruise=4651 Что поделаешь, и в советские времена в каютах "люкс" путешествовал тот, кто хорошо зарабатывал. Но уж если пенсионеры позволяют себе тот же "Александр Суворов", приобретая путевки за год со скидкой 15%, то работающий человек, наверное, тоже может купить себе путевку. Ну, или сначала поменять работу...
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 07.11.2016, 11:09Маршрут Москва-СПб хорошо "подогрет" потому что им всегда любят пользоваться иностранцы. Даже в 1990-е годы маршрут на Питер и на Астрахань из Москвы стоил сопоставимых денег. К этому нужно относиться философски. Карма такая...
-1+
#Алоева Елена Алексеевна 07.11.2016, 13:23Согласна с Андреевой Натальей. Не каждый может выкладывать по 100 т.р. за путёвки, чтобы путешествовать. Доступным должен быть отдых ,тогда и привлекать будет массы людей , а для этого переоборудовать теплоходы и громоздить балконы совершенно не нужно. Это только для богатых туристов и иностранцев.Также хочется заметить, что неплохо было бы больше уделять внимания пассажирским рейсам, а не туристическим. Многим очень нравится просто отдых на воде без экскурсий и аниматоров. И ведь тогда дешевле можно будет провести свой отпуск .
--2+
#Францев Михаил Эрнстович 07.11.2016, 14:25Боюсь, что пассажирские рейсы на воде - это атавизм ушедших времен. По большому счету, уже в 80-х годах транспортная функция не существовала уже на скорой линии Москва - Астрахань. Говорить о транспортной функции можно было только на грузо-пассажирской линии Горький - Астрахань (возили по всей Волге, например, автопокрышки с "Ярославрезинатехники"). А скорая линия представляла собой, в большой степени, закамуфлированную круизную. Кстати, сейчас в волжских круизах действуют похожие принципы. Например, на круизе Казань - Астрахань, кроме, собственно, Казани, можно садиться в Самаре и Саратове, и, соответственно, в них же выходить, пропорционально сокращая цену путешествия. Чем активно пользуются жители Москвы, СПб, Карелии и других областей России. Приезжают поездом или прилетают самолетом, проходят интересующею их часть круиза на борту судна, а потом снова уезжают домой. В цену путевки входит минимум экскурсий. А остальные за дополнительную плату, которую можно не п далее...латить. Затраты на аниматоров в цене путевки невелики. А народ за прошедшие годы в Турциях и Египтах к этому привык, а сам себя развлекать разучился напрочь. Единственный вариант бюджетного речного туризма - различные комбинации наземных и водных видов транспорта.
-0+
#Михаил К. 07.11.2016, 18:29Просто надо в новых условиях начать "плясать от печки". На волге существует ассоциация городов Поволжья. Вот на одном из заседаний и надо поднять тему развития перевозок как грузовых, так и пассажирских. Сегодня "печка" сместилась в сторону территориального развития, надо отыскать причинно-следственную связь. Я тоже подтвержу, для меня как пенсионера, даже несмотря на допвыплаты, речной круиз недоступен.
-1+
#Донской Алексей Владимирович 08.11.2016, 02:43Возможно, это только первая часть репортажа и далее будет показано некое "развитие сюжета", но пока, ни в репортаже, ни в комментариях, не просматривается никакой конкретики и конструктивных идей. У круглого стола не было никакого резюме? Не было никакой попытки подвести итог, кроме фиксации общего желания "чтобы по реке ходили пароходы"? Странно как-то...
И комментарии в основном такие же - "кто-то должен что-то сделать, чтобы было хорошо". И это кто-то, как обычно, или государство, или безымянный "некто", которые видимо по жизни всем должны, потому что раньше пароходы по Волге ходили, а сейчас не ходят. И наверно "эти двое" (государство и "некто") это должны исправить. И вообще - у трудящихся нет таких денег на эти круизы! Видимо "Водоход" и "Инфофлот" живут лишь "проедая накопления прошлых лет".
Неужели ни у Корабела, ни у читателей нет никаких конструктивных конкретных мыслей, идей по развитию отрасли? далее... Продолжается бесконечное переваривание стишка - "Раньше были времена, а теперь мгновения. Раньше <далее по тексту>..."?
-0+
#Ивакин Николай Николаевич 08.11.2016, 09:19Алексей Владимирович, следите за сюжетом. Кроме того, и Вам никто не запрещает предложить что-то новое.
А вообще-то мы собирали людей для того, чтобы они познакомились, поняли, что есть много заинтересованных в расширении этой деятельности. Это и туроператоры, и регионы, и федеральные власти, и, в конечном итоге, судостроители. Дальше - пусть каждый делает свое дело и ситуация будет меняться. При этом не уверен, что судостроители должны подсказывать операторам кого и куда возить, это их бизнес и они лучше знают где деньги, т.е. ожидания туристов. Также, подчёркиваю, речь шла о водных круизных маршрутах, а не о социальном обслуживании транспортных коммуникаций.
-0+
#Донской Алексей Владимирович 08.11.2016, 13:36Уважаемый Николай Николаевич!
Приношу извинения, возможно я действительно не дождался завершения сюжета.
Я не сомневаюсь в пользе подобных встреч, но при условии, что формат "круглого стола" должен завершаться резюмирующими выводами.
Крайне огорчила Ваша фраза "не уверен, что судостроители должны подсказывать операторам ..., это их бизнес"
Если "судостроительный бизнес" будет продолжать считать себя сферой отдельной от "судоходного бизнеса" ничего путного такие судостроители сделать не смогут. И никакие круглые столы таким "отделенным от воды" судостроителям не помогут мозги привести в порядок.
-0+
#Ивакин Николай Николаевич 08.11.2016, 14:33Алексей Владимирович, уважаемый! Мне кажется Вы не правильно поняли смысл моих слов (или я не удачно его сформулировал). Дело в том, что делая одно и то же дело надо, всё таки, понимать уровень компетенции и ответственности. Не дело судостроителя учить оператора куда возить людей и что им показывать. Его дело - дать оператору судно, максимально подходящее для круиза, за который оператор отвечает своими деньгами . Равно как и оператору негоже лезть в прочность судна или его управляемость. А вот максимально корректно и полно поставить задачу по этому судну - его дело. Ведь вряд ли будет правильно если на камбузе оборудование будет расставлять капитан, а на мостике кок. У каждого своя зона ответственности. Хотя они работают вместе и кто из них важнее в той или иной ситуации - еще вопрос.
-0+
#Донской Алексей Владимирович 08.11.2016, 15:17Уважаемый Николай Николаевич! В Вашем комментарии было слово не "учить", а "подсказывать", что, согласитесь, разное. И опять у Вас просматривается - не дело судостроителя лезть к судовладельцу и наоборот. Судостроитель обслуживает судовладельца и обязан вникать во все особенности эксплуатации судна, которое строит, а не тупо следовать поставленному заданию, предусмотреть в котором все аспекты и детали, нужные для неграмотного в эксплуатационных вопросах судостроителя практически невозможно. Поэтому судостроитель должен интересоваться в том числе - "куда возят и что показывают" и подсказывать судовладельцу тоже. К слову сказать, оборудование на камбузе и на мостике "расставляет" как раз судостроитель (проектировщик), и если он безграмотен в вопросах эксплуатации, кок и капитан потом скрипят зубами и удивляются какому барану пришло в голову так сделать и неужели самые элементарные вещи, понятные даже курсантам, этим судостро далее...ителям тоже нужно было детально прописывать. Это к вопросу разграничения компетенции. А ответственность нести судостроители вообще не любят )))
-0+
#Ивакин Николай Николаевич 08.11.2016, 16:08Леша, я уже признал, что не совсем четко сформулировал спой первый комментарий, где применил слово "подсказывать". Поэтому во втором - употребил слово "учить", для лучшего понимания моих мыслей. При этом, заметь, я нигде не сказал, что не надо стараться понять судовладельца. Безусловно очень полезно побывать в "шкуре" человека, который будет работать на твоем "творении". Но, к сожалению, практика такова, что сегодня конструктор и судостроитель редко бывают на своих судах и кораблях. В годы моей юности было не так. Конструкторы из "Рубина" или "Малахита" годами работали в группах техсопровождения на предприятиях, и без такой школы перспектив для роста было не много. Я в первый же год работы на ЛАО прошел ходовые испытания на ПЛ пр. 1840. И это мне много чего дало. Между прочим, и Сергей Никитич Ковалев до самого преклонного возраста ездил по флотам и не ограничивался посещением командующих, его хорошо знали подводники его ракетоносцев. И ценили! далее... Про расстановку камбузного оборудования и мостика расскажу тебе очень интересный случай из своей практики. В процессе попытки модернизации теплохода "Петрокрепость" (попытки - потому что её к сожалению не закончили, а судно должно было получиться хорошим) дошли мы до камбуза. Оборудование заказчик ("Ортодокс") закупил в компании "Север трейд", спецификацию формировал сам, т.к. таких слов как "пароконвектомат" или "блендер" ни я, ни конструкторы "ИЦС" тогда и слыхом не слыхивали, а для ресторана они были нужны. Естественно, встал вопрос - как его расставить? Ведь практически к каждой единице этого оборудования надо подвести воду, канализацию, освещение, энергетику и пр., обеспечить проходы, развесить полочки и ящики. Так вот, директор "Ортодокса" Ковалев М.Н. сказал категорично - сначала я найду шеф-повара на это судно, а потом он и расставит свое оборудование. Мол, я ведь не знаю кого он приведет на камбуз ресторана. Может быть у него в холодном цеху будет работать повариха ростом 140 см, а может и 190, какие проходы потребуются для повара у плиты, может быть его (её) габариты потребуют специальных решений. И на мосту оборудование расставлял капитан, который планировался на этот теплоход. Мне кажется это нормальрный подход. И, Леша, а откуда у тебя уверенность в том, что "судостроители не любят нестиответственности"? Может быть тебе просто не повезло в жизни? Ведь и многие женщины говорят, что "все мужики сволочи", а у самих опыт ограничивается всего одним "козлом" или пьяницей.
Мое мнение заключается в том, что конструкторы и судостроители должны регулярно бывать на судах как собственной, так и чужой постройки для обеспечения обратной связи и учета опыта эксплуатации в своей работе. Кроме того, судостроители и конструкторы должны следить за развитием всех последних достижений в судостроении, исследовать и изучать передовой опыт и также использовать все это в своей работе. То есть - разрабатывать оптимальные варианты конструкции и компоновки судов (включая оборудование камбуза и мостика), и предлагать их на утверждение заказчику, с соответствующими грамотными и аргументированными пояснениями – почему так сделано, и почему это лучше всего.
Ситуацию, когда капитан «расставляет» оборудование на мостике, повар на камбузе, а механик в машине, я не считаю нормальной для судостроения. Для модернизации эксплуатируемого заказчиком судна, как в Вашем примере, – возможно, и то, как исключение. Почему не предложили своих вариантов? Не знали слова «пароконвектомат» и не стали искать тех, кто его знает? далее...
Что касается моей уверенности в том, что «судостроители не любят нести ответственность», то эта уверенность основана на моем скромном опыте по приемке судов, работе в наблюдении, оценке технического состояния судов (в том числе послепостроечного), претензионной работе в отношении качества постройки, работе с проектировщиками, работе с классификационными обществами, оценке эффективности и недостатков при работе судов в эксплуатации и т.д. Вот несколько сотен таких работ по коммерческим судам (да и по ВМФ несколько десятков), плюс общение с экипажами и судовладельцами по этой тематике, такое мнение и сложили. Так что не могу сказать, что мне «не повезло в жизни». Не повезло тем, кто из-за халатности, разгильдяйства и безответственности корабелов отправился на тот свет. Все это не значит, что у нас нет хороших и высококвалифицированных корабелов. Просто их явно меньше чем нужно.
-0+
#Ивакин Николай Николаевич 09.11.2016, 10:31Алексей Владимирович, я не вижу противоречий между моими комментариями и Вашими взглядами, изложенными в первых абзацах последней реплики. Более того, не зная слово "пароконвектомат" мы именно и начали искать того, кто знает как с ним работать. (Разве это не понятно из написанного мной?). Учиться и познавать надо не только конструктору или судостроителю, но всем вменяемым людям, включая эксплуатационников. По поводу "сотен работ по коммерческим судам (да и по ВМФ несколько десятков)" - это ты, как говорится "загнул". Если это работы которые занимают несколько минут каждая, то, извини, это не опыт. Если на каждую из этих работ ты тратил, хотя бы, неделю (а это минимальный срок чтобы познакомиться с проектом, его реализацией в металле, изменениями внесенными в процессе эксплуатации и пр.), то поздравляю тебя, ты очень молодо выглядишь. Я считал, что ты меня не много моложе, а получается существенно старше. И последнее, напоминаю с чего началась далее...наша пикировка. Я написал, что не дело судостроителя подсказывать (потом уточнил "учить") туроператору куда и как возить туристов. На эту тему никаких мыслей от тебя так и не дождался. Хотя ждал.
По поводу «пикировки», применительно к «пассажирам»: Я считаю, что современный профессиональный судостроитель должен обладать информацией и аналитикой по состоянию водных путей, эксплуатационным особенностям судов, последним достижениям в малом и среднем пассажирском судостроении, по сегментам круизного спроса и предложения и уметь прогнозировать развитие ситуации на этом рынке, как минимум на 5 лет, исходя из необходимости понимания стратегии и направлений развития своего предприятия.
Если судостроитель владеет этой информацией, то он в состоянии «подсказать», «научить», «надоумить» и т.д. судовладельца/оператора «куда и как возить пассажиров». Или, как минимум, грамотно обсудить этот вопрос. А кроме того, еще и обсудить схемы финансирования постройки/переоборудования судна.
Это абсолютно нормально для зарубежных верфей, когда судостроитель учит судовладельца/оператора, потому, что он прекрасно представляет степень пригодности своей продукции для решения задач, стоящих перед оператором. далее...
А у нас сейчас, в большинстве случаев (не у всех), тенденция – дождаться техзадания, выполнить его буквально, отказаться от всех претензий связанных с позициями не прописанными в ТЗ (или прописанными нечетко), получить деньги и забыть про свое «художество» по истечении гарантийного срока. Для чего строили, как судно будет работать – это нашего судостроителя не касается. У него свой, отдельный от других бизнес. «К пуговицам претензии есть?»
Отсюда и постановка вопроса – «не должен судостроитель учить оператора», т.к. их бизнесы никак не связаны и отношения друг к другу не имеют. Еще проще – корпус заказчику передать, а его люди сами расставят оборудование )))
И насчет того, что я «загнул» - то же самое. Непонимание того, что и кто делает в коммерческом судоходстве. Николай Николаевич, если Вы по такой методике будете «прикидывать свой возраст» получится, что Вы "моложе" не только меня, но и всех инспекторов Регистра, не говоря уж про Рort State Control )))
-0+
#Ивакин Николай Николаевич 09.11.2016, 16:41Алексей, а меню для ресторана кто должен составлять? По твоей логике это дело производителя плит и чайников, а может быть даже мебели. По моей - производитель должен выслушать потребности ресторатора и дать ему подходящий инструмент. Если производитель будет исследовать статистику заказов по времени года, возрастным группам, национальностям, росту, весу и пр. на предмет востребованности, то у него не будет времени подумать о многих вещах, которые необходимы для создания того самого пароконвектомата или кофе-машины. Кругозор - дело хорошее и важное, но он не заменяет профессионализм. А профессионал, как известно, "подобен флюсу - его полнота одностороння" Козьма Прутков. Кстати, как ты думаешь каково должно быть расстояние между палубой и кроватью в каюте? Не поверишь, но здесь тоже есть своя логика, которой со мной поделились специалисты "Ортодокса". А должны ли разниться высоты проходов по палубам для теплоходов ориентированных на американцев и на китайцев? Какие полочки предпочтительно применять в санузлах? Это тоже должен знать судостроитель? Не проще ли своевременно проконсультироваться у человека, который всю жизнь обслуживает туристов. далее... А как быть с военными кораблями? Далеко не все участники процесса его создания просто допущены к информации о назначении объекта. Главный конструктор - безусловно. А уже директор верфи - не факт. Имею опыт.
-0+
#Донской Алексей Владимирович 10.11.2016, 09:41К.Пруткова Вы цитируете неверно. Афоризм звучит так - «СПЕЦИАЛИСТ подобен флюсу: полнота его односторонняя».
Профессионал как раз и должен уметь объединить специалистов чтобы получить «гармонию форм» и предоставить на утверждение заказчика с обоснованием того, почему то, что предложено является лучшим вариантом. В этом профессионализм и заключается. А не в том, чтобы бегать все время к заказчику с вопросами «Скажите какую полочку вам в гальюне повесить?»
-0+
#Михаил К. 09.11.2016, 09:13Во многом зависит от образовательных программ. Потому что целенаправленно стали готовит менагеров, думая, что они станут менеджерами.
-0+
#Михаил К. 08.11.2016, 12:32Да было уже это в одном известном научно-популярном издании еще в советское время. Печатали полезные советы, а "за бугром" их реально пускали в дело. Пусть уж наука конструктивными идеями озаботится, а здесь скорее практическая оценка, наверное, должна быть. Вот, например, поэты-песенники и композиторы получают гонорары, когда их произведения исполняются. Вот если бы за работающие произведения своих научных трудов нашим отраслевым ученым платили надбавки, а не за то что было, или не было когда-то, тогда бы, может, такого вопроса и не стояло? И реки оживились, и от круизных рейсов отбоя бы не было. У мня вот такое предложение.
-0+
#Донской Алексей Владимирович 08.11.2016, 13:42И где же какие-либо свежие (хотя бы последних 3-5 лет) "работающие произведения, проистекающие из научных трудов наших отраслевых ученых"? Может и стоило бы заплатить, только за что? Или "утром деньги, вечером стулья"?)))
#Карманов Эрнест Викторович 09.11.2016, 16:24Разрешите мне поучаствовать от лица обычного потребителя данных услуг. Сразу оговорюсь, я имею возможность покупать путевки и по 100 и по 200 т.р., несколько лет назад не мог и копил деньги на круизы. Больше того, несколько раз ходил на западных лайнерах, на небольших судах по Амазонке. Это к тому, что есть с чем сравнить, вижу как отдыхают богатые и бедные. Я далеко не зажравшийся дядя, мне бы вполне хватило каюты на главной палубе речного теплохода, но лично меня не устраивает отдых на речных теплоходах у нас, в Москве и в Питере, от куда я родом. Вот казалось бы я успешный человек, могу позволить себе любой круиз, а не хочу именно из-за того, что речные компании решили подражать океанским лайнерам. Утратилась самобытность речных рейсов, нет спокойствия, постоянно дергают, то на один мастер-класс, то на бортовку... Как заходишь на борт, сразу тебя фоткают, караваи эти с солью и понеслось. Вот тут говорили, что только говорят и ни кто ни чего конкретного не предл далее...агает... Предлагаю. Я обычный любитель реки и совершенно не понимаю весь механизм речных перевозок, но ведь работала раньше тл. Почему нельзя взять тот пример и использовать в наше время? Инновации это отлично, но старых наработок нельзя недооценивать и иногда их просто нельзя не использовать. Вот тут собрались, как я понял специалисты. Объясните мне на пальцах, почему нельзя взять на половину модернизированный теплоход, убрать аниматоров, директора, методиста, сократить ресторанное меню, сделать заказное питание, по советскому типу, без изысков, сделать эконом вариант отделки (той отделки которую возможно менять, шторы, ковры и т.д.) из развлекушек оставить дискотеки на палубе и экскурсии, а если еще методист толковый будет, так вообще не заскучаешь. И погнали из Москвы до Плеса, остановочки по 10-20 минут, в Плесе часа два, три и обратно побежали. В дорогие каюты, переоборудованные и люксы, можно продавать билеты от Москвы до Плеса, а в остальные по желанию пассажира. Или в дорогих вариантах добавить люкс обслуживание, как в поездах сделано. Тот же Сапсан, он мне ближе, и есть "эконом", есть "бизнес". Любой нормальный предприниматель сначала изучит спрос. Проведите опросы на разных форумах, а у вас их я насчитал четыре штуки, тут на площадке Корабела, да может еще где... Уверен, что многие предпочтут тихий отдых на воде, чем те круизы, которые есть сейчас... С уважением, ко всем Вам. Эрнест.
-0+
#Ивакин Николай Николаевич 10.11.2016, 14:19Уважаемый Эрнест Викторович!
Мне кажется вопрос справедливый. Более того, я уже не первый год в частных разговорах с операторами его задаю, но ни разу не получил внятного ответа. Думаю, что не так все просто. Не уверен, что предложенные мероприятия существенно снизят стоимость круиза, а вот стоимость теплохода можно снизить очень прилично. Отделка - это добрые 30 - 40% от всех затрат, а при модернизации и больше (это если делать судно на 5 звезд). Постараемся побудить ответить на Ваш вопрос профессионалов операторов.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 11.11.2016, 22:19При создании "эконом-круизов" важнейшим фактором является высокая вместимость судна. Все остальное влияет на цену в гораздо меньшей степени. Берется такое судно, снижаются некоторые затраты, многие их которых Эрнест Викторович перечислил, и делаются такие круизы. В качестве примера у коллег могу назвать "Княжну Анастасию", это теплоход 302 проекта практически без перепланировок. Есть также ряд "эконом-круизов" на теплоходах более старой постройки у разных компаний, в том числе и с допосадкой в городах.
Цена путевки на эти суда должна быть очень низкой, и часто она не покрывает затрат. Как только цена начинает расти, часть туристов уходит, а приходят те, кто уже не готов мириться с отсутствием развлечений, сервиса и так далее. И поймать этот баланс очень сложно, поэтому стабильной экономики в этом сегменте обычно не добиться. Иногда компания может по своим соображениям содержать "эконом-теплоход", фактически дотируя его работу за счет других, рентабельно работающих судов. далее...
Еще один момент - субъективный фактор. Принято считать, что круизные компании - продукт чисто предпринимательского подхода, а это не всегда так. Круизные компании создаются и управляются живыми людьми, и у кого-то лежит душа к одному, у кого-то - к другому. Если взять нашу компанию, то у нас просто не лежит душа к созданию эконом-круизов. Мое детство прошло на теплоходах транспортной линии, у меня о ней отличные воспоминания. А сейчас я много общаюсь с людьми, которые работали на тех судах. Я хорошо понимаю, что такое транспортная линия и с точки зрения пассажира, и с точки зрения члена экипажа. Про это можно написать книгу. Но делать что-то такое в наши дни совсем не хочется.
-0+
#Баженов Николай Николаевич 02.12.2016, 11:14Уважаемый Эрнест Викторович! "Не в бровь, а в глаз!": Вы выразили мысли и чаяния большинства любителей речных путешествий старшего поколения! К сожалению, нынешняя молодёжь даже не представляет себе отдыха на воде без многочисленных клоунов, директоров и методистов, читающих справочники чуть ли не по складам. Никому почти и в голову не приходит, что за всю эту компанию бездельников приходится платить туристам ((а как иначе содержать тех, без кого всегда обходились..., но и они хотят кататься и кушать на халяву всё лето...))) . Для роскоши можно добавить пассажирского помощника капитана, как это было в 80-х) и "музыканта" - организатора танцев на корме. Но суть в том, что отработанная ныне схема устраивает операторов и отдыхающих "работников турбюро". А рассмотреть новые (основательно забытые) варианты большого желания нет. Вот, и "на теплоходе музыка играет", за которую дополнительно платят те, кто заплатил бы ещё больше за её отсутств далее...ие!
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+