Андрей Леонович, генеральный директор агентской компании «СОЛАР» (порт Санкт-Петербург):
– Дефицит российских буксиров на рынке в Балтийском и Северном морях приводит к потерям сервисными компаниями до нескольких миллионов долларов в год.
По моей оценке, спрос на морские буксировки только из порта Санкт-Петербург ежегодно растет на 20% и составляет около 45 – 50 операций в год. При этом на долю российских операторов буксиров приходится лишь 20 – 25% рынка.
Перевозки на баржах с помощью буксиров чаще всего обходятся дешевле для грузоотправителя, чем на судне той же грузоподъемностью. Самый большой объем перевозок барже-буксирными составами из порта Санкт-Петербург в порты Европы приходится на лесные грузы. При таком способе транспортировки разовый объем перевозимого леса может составить до 6 тыс. куб. м.
Также на барже-буксирных составах успешно перевозят большой спектр навалочных грузов.
К сожалению, на данном рынке морских перевозок наблюдается нехватка буксиров, способных осуществлять морскую часть буксировки. Наши клиенты, в особенности российские судовладельцы, в последние годы испытывали трудности в поисках буксиров для морских буксировок.
Чаще всего барже-буксирные составы в порту Санкт-Петербург формируются иностранными судовладельцами из иностранных буксиров, работающих под флагами других государств с иностранными экипажами на борту.
Немаловажное значение для грузовладельцев имеет ставка фрахта за операцию. Так, например, зачастую имеется возможность осуществить перевозку, наняв буксир у наших прибалтийских друзей, которые находятся относительно недалеко, из-за высоких ставок фрахта экономический эффект такого контракта сводится к нулю.
Для роста российского сегмента в этом виде морских услуг отечественным компаниям требуется модернизировать флот – повысить буксирам портового класса или отдельным речным буксирам класс регистра.
Первой российской компанией, которая занялась такой работой, стало ЗАО «Портовый флот». Компания вывела недавно на рынок морских буксировок два мощных современных судна «Меркурий» и «Уран», вложив около 4,5 млн руб. в усовершенствование судового оборудования. Нам, как судовым агентам, хорошо известно, что капитаны судов предпочитают заказывать именно эти буксиры из соображений безопасности.