Каждый год со дна рек и каналов Северной столицы поднимаются десятки «кораблей призраков»
Брошенные владельцами древние машины, превратившиеся в настоящие помойки на центральных улицах Петербурга, вызывают недовольство и у горожан, и у представителей власти. В отличие от брошенных автомобилей затонувшие в акватории Невы суда никому не мозолят глаза. Однако вред они могут причинить немалый. Железные конструкции мешают проходу нормальных плавсредств, очистке поверхности воды, да и выглядят подчас не очень эстетично. По подсчетам специалистов, до 1999 года в черте Петербурга под водой находилось более 80 кораблей, среди которых имелись и суда водоизмещением в 100,200, и даже 500 тонн. Это гигантское корабельное кладбище «обслуживают» сотрудники Судоремонтно-судостроительного завода «Спецтранс».
«Утопленники»
Всю эту флотилию отправили на дно не шторма и стихийные бедствия, а экономические перемены в стране и самая обычная людская безалаберность. В советские времена государство, являвшееся к тому же и единственным собственником флота, вело жесткий контроль за всеми плавсредствами. Незаметно перегнать, а тем более утопить судно, не посмел бы никто. Зато в начале 1990-х годов по речному флоту ударила приватизация. Множество кораблей самого разного размера попали в частные руки и по нескольку раз меняли хозяев. Кто-то просто бросал вышедшую из строя технику, а кто-то ставил ее на якорь или простую веревку где попало.
- Оставлять судно любого размера без присмотра в нашем городе нельзя хотя бы из-за погодных условий, — рассказывает начальник ПТО завода «Спецтранс» Алексей Петров. — Оно неминуемо утонет. Сказываются сильные приливы и еще более сильные перепады уровня воды в зимнее время. Поэтому мы и подошли к 1999 году с огромной массой затонувших плавсредств.
Из ушедших на дно кораблей в невскую воду лился керосин и масло, да и простой мусор частенько попадал. Вскоре до них еще и охотники за металлом добрались. В одиночку отпилить что-то у гигантского тральщика или теплохода проблематично. Но если найти единомышленников и спецтехнику, можно неплохо заработать. Ушлые дельцы свели к минимуму затраты на добычу металла. Суда, частично лежавшие в воде, они стали резать зимой, подходя к ним прямо по льду Понятно, что срезалась при этом только та часть, что находилась над водой. Нижняя просто уходила под воду. Сколько грязи при этом попадало в Неву и Финский залив, даже подсчитать сложно. Вскоре некоторые прилегающие к воде участки, особенно на Васильевском острове, в Петроградском и Приморском районах, превратились в настоящие свалки. Затонувший корабль лежал даже у Биржевого моста. Тогда-то и появилось постановление губернатора Яковлева, предписывающее очистить городскую акваторию.
Тяжелая «Марина»
Много лет назад рыболовецкий траулер «Комсомольский» привозил в Петербург рыбу, добытую в дальних морях. Судьба некогда славного корабля закончилась весьма плачевно. Брошенный хозяевами, он ушел на дно Малой Невы и пролежал там несколько лет. Операций по подъему судна весом более 800 тонн в нашем городе не проводилось никогда. Специально для того чтобы поднять «Комсомольский», к месту его затопления подошли два самых больших плавучих крана Северной столицы — «Богатырь-4», грузоподъемностью 300 тонн и «Черноморец-312», грузоподъемностью 100 тонн. Судно они поднимали вместе. «Комсомольский» удалось успешно отбуксировать к берегу, где его просто разрезали на части и вывезли как металлолом.
По словам Алексея Петрова, специалистами применяется сразу несколько способов подъема кораблей. Прежде всего, суда обследуют водолазы. Если это возможно, они заделывают пробоины. Далее с судна или из отдельных его отсеков откачивается вода, и корабль начинает сам подниматься на поверхность. В противном случае кран просто вытягивает его тросами. Одно из затонувших в Петербурге судов на поверхность тянули краном 16 часов.
Пассажирский теплоход «Марина» специалисты смогли извлечь из-под воды только со второй попытки. Судно, некогда перевозившее туристов, хозяева оставили без ухода на Васильевском острове. Завалившись на левый борт после неудачной зимы, судно ушло в воды Малой Невы. В первый раз для его подъема просто не хватило мощности крана — уж очень тяжелой оказалась «Марина».
Находятся люди, которые пытаются использовать брошенные на воде корабли самым различным образом. В Петроградском районе, к примеру, в полузатопленном судне довольно долго жили бомжи. В рубке, оставшейся над водой, они обустроили себе самую настоящую квартиру. Летом там можно было очень даже неплохо проводить время, чувствуя себя настоящим владельцем ВИП-жилья на воде. Правда, зимовать обитатели заброшенной рубки уходили в люки теплотрассы. Подъем и утилизация корабля в прямом смысле слова лишила их жилища.
Пиво с финских глубин
Друзья и знакомые сравнивают труд работников «Спецтранса» с деятельностью кладоискателей и постоянно интересуются, куда они девают найденные сокровища.
- К большому сожалению, — рассказывает Алексей Петров, — к нам не попадает практически ничего. На дно суда уходят в полностью разграбленном виде, и не только сокровищ, но даже цветмета там не найти. Зато мусора и грязи предостаточно.
Иногда судьба все же улыбается собирателям затонувших кораблей. Самой запоминающейся находкой стала... бутылка пива, найденная в Финском заливе на борту катера, который затонул в 1993 году. Рабочие обнаружили ее в каюте и вынесли на палубу. Этикетка сохранилась прекрасно. После работы мужчины рассчитывали попробовать переживший потоп напиток, но их планам не суждено было сбыться. Пивная бутылка пролежала на солнце чуть больше пяти минут. Она быстро нагрелась, и ее просто разорвало.
Регулярно натыкаются «охотники за кораблями» и на технику, когда-то принимавшую участие в военных действиях. Из-под воды они поднимали и десантную баржу, и торпедный катер. Отработав свой срок в военном флоте, эти суда были переоборудованы для использования в мирных целях, а затем ушли на дно.
Одна из самых интересных находок последнего времени — военный катер, сделанный в фашистской Германии. Прочная машина прошла всю войну, а затем попала в советский союз как трофей. Крупповская сталь оказалась прочной и долговечной. Небольшой катер прослужил несколько десятилетий и затонул лишь в 90-е годы. Посте подъема сразу же появились предложения восстановить судно. Однако от предложения пришлось отказаться по причине невероятного количества пробоин, когда рабочие очистили борта от грязи, ила и ракушек. Как и остальная техника, поднятая с невских глубин, немецкий катер не подлежал восстановлению. И вообще плавать на утонувших один раз кораблях невозможно. Хотя прочная крупповская сталь и в самом деле с трудом поддалась резке.
Ищем клад себе в убыток
Назвать работу по подъему затонувших судов прибыльной способны только шутники. Да, вытащив судно на берег, его можно разрезать и продать как металл. Но зачастую металл этот смешан с мусором, а то и бетоном. Дело в том, что раньше существовала технология, по которой борта кораблей делались из двух тонких листов железа, между которыми заливался бетон. Затраты на полный подъем и разбор корабля поглощают три четверти возможных видов прибыли, а то и больше, если в работе необходимо использовать плавучий кран. С точки же зрения экологов работу «охотников за кораблями» вообще оценить сложно — водоемы становятся чистыми и куда более безопасными для передвижения. Найти затонувшие и полузатонувшие суда можно теперь лишь в некоторых местах — на берегах Екатерингофки, в Кронштадте и прилегающих к нему фортах. Однако и они скоро поднимутся на поверхность и пойдут в переплавку.