Современные технологии позволяют обезопасить моряков, при этом, практически не пожертвовав их удобствами. Но все-таки, как отмечают эксперты, внедрить эти технологии на флоте, где подход к обустройству кораблей остается консервативным, не так легко. Так уж исторически сложилось.
- К сожалению, в отечественном кораблестроении, и в первую очередь в военном, по прежнему руководствуются требованиями ГОСТов, ОСТов и приказами времен Советского Союза, то есть второй половины 20 века. Даже Корабельный Устав, утвержденный в 2001 году, практически полностью совпадает с Корабельным Уставом 1978 года, - рассказывает Михаил Моцак, директор компании МКС. - Нужно пересмотреть старые ОСТы и ГОСТы и, используя новые материалы, технологии и мебель, строить суда, обладающие максимальной живучестью.
По словам главного строителя корветов проектов 20380 и 20385, которые возводятся на "Северной верфи" Александра Уляшева, отечественные военные корабли всегда отличались от зарубежных более высоким насыщением вооружения и нехваткой мест для личного состава.
- Учитывая тяжеловесную систему внедрения новых материалов и оборудования (в основном иностранного производства) и кризисное состояние судостроения 90-х и начала 2000-х годов, возможности для КБ и судостроительных заводов реализовать новшества в этой области не было, - отмечает, опираясь на опыт, главный строитель.
Тогда получается, что фактически ничего не меняется. Но почему разговоров вокруг условий проживания моряков с каждым новым построенным кораблем все больше? Вопрос весьма сложный даже для самих корабелов. Вроде бы и намерения есть, и технологии, и оборудование, но этот тяжеловесный термин "обитаемость" так и висит домокловым мечом над проектантами и строителями. Время идет, жизнь людей на суше становится все комфортнее, и тем отчетливее на фоне всего этого видна разница с теми условиями, которые ожидают служащих на кораблях.
Но это не тот случай, когда изменения могут быть ощутимы, спустя небольшой отрезок времени. Проанализировать все, что происходит в отрасли, тем более, если это связанно с военным флотом, достаточно проблематично, однако мы попробовали выяснить, что делают специалисты, чтобы сделать жизнь моряков более комфортной.
Есть ли прогресс?
С началом строительства новых серий корветов и фрегатов корабельные помещения все-таки претерпели некоторые изменения.
- Были внедрены современные: камбузное и сантехническое оборудование, оборудование для хранения продовольствия и очистки стоков. Это было проще, так как такое оборудование уже применялось на гражданских судах. Сложнее с обустройством жилых и общественных помещений, где в первую очередь необходимо создание соответствующего интерьера, отвечающего не только эстетическим, но и противопожарным, санитарным требованиям, а также принятым требованиям морской службы и практики, - рассказывает Александр Уляшев.
В рамках круглого стола "Быт моряков", который проводился в июле этого года начальник Управления НИИ КиВ ВУНЦ ВМФ "Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова" Сергей Соловьев отметил что, на кораблях, над проектами которых работают "Северное ПКБ", ЦМКБ "Алмаз" и "Зеленодольское ПКБ" уже внедряются новые технологии. В связи с этим, мы обратились в "Алмаз", чтобы узнать, какие работы ведутся в этом направлении.
Как рассказал нам главный инженер ЦМКБ Константин Голубев, при создании проекта анализируется мировой опыт применения нового оборудования и современных отделочных материалов, обследуются корабли, отмечаются недостатки, также учитываются предложения личного состава. На стадии разработки технического проекта создаются трехмерные модели помещений и выпускаются чертежи расположения оборудования в помещениях, которые согласовываются с Заказчиком.
При проектировании корабельных помещений конструкторы применяют трехмерное моделирование с использованием специальных программ, например, "TRIBON" и "Aveva Marine". Это позволяет существенно ускорить процесс разработки чертежей, сократить объем нестыковок и неточностей, повысить качество проектов.
- При этом мы начали внедрять принцип модульного проектирования помещений и группы изделий, например: двух и трех ярусные модули спальных мест, модуль рабочего места в каютах, модуль санблока, каютный модуль, - добавляет главный инженер ЦМКБ. - Эти модули первоначально изготавливаются в цехах, максимально насыщаются оборудованием, системами и электропроводкой, затем монтируются на заказе.
Но сегодня усилий одних конструкторов в процессе обустройства корабля не достаточно.
- Для повышения качества конечного продукта в нашем Бюро впервые применен принцип аутсорсинга (привлечения отечественных специализированных компаний) при проектировании и выполнении отделочных работ, - отмечают в ЦМКБ "Алмаз". - При привлечении специализированных компаний, занимающихся комплексной обстройкой помещений, ЦМКБ готовит техническое задание, в котором подробно описывается объем работ, сроки, технические требования и зоны ответственности между ЦМКБ, заводом-строителем заказа и фирмой подрядчиком.
В свою очередь привлекаемые компании также могут выполнять весь комплекс работ, однако пока под разработку подрядчикам отдается только часть помещений.
- Мы готовы разработать дизайн-проект с учетом всех требований по загрузке помещений, а также выполнить работы по обустройству жилых, общественных и продовольственных, санитарно-бытовых и служебных помещений, проходных коридоров и тамбуров, - отмечает директор компании "Морские комплексные системы", которая на данный момент является ведущим разработчиком и поставщиком материалов и мебели для строящихся кораблей ВМФ, Михаил Моцак.
Мировые кораблестроители давно перешли на работу по упрощенной рабочей конструкторской документации. Однако корабли ВМФ России по-прежнему проектируются и строятся по старым принципам.
- Нам удалось по согласованию с конструкторскими бюро "Алмаз" и "Северное ПКБ" проводить нашу работу по оборудованию жилых и служебных помещений с применением современных инновационных материалов и мебели, по упрощенной конструкторской документации, которую мы выпускаем для обеспечения проекта, - рассказывает директор компании МКС. - Наш подход, позволяющий значительно оптимизировать как стоимость, так и сроки выполнения заказов был поддержан Департаментом по обеспечению гособоронзаказа Министерства обороны.
Однако в совместной работе конструкторов и специализированных организаций тоже есть свои нюансы. Как уже говорилось только часть помещений может быть обстроена подрядчиками. Монтаж остальных элементов помещений осуществляет завод-строитель своими силами или с привлечением специализированных компаний.
- В первом случае в обстройке участвуют несколько цехов завода, что затрудняет организацию процесса обстройки и отрицательно влияет на качество работ, во втором случае все передается одному подрядчику, который сдает помещение "под ключ" и полностью отвечает за качество, - отмечают в ЦМКБ "Алмаз".
Таким образом, на военных кораблях многие помещения отличаются друг от друга. То есть члены экипажа будут проживать в разных условиях. По мнению экспертов, это требует особого внимания, так как все моряки должны работать и жить в одинаковых условиях.
Из чего это сделано?
Выбор материалов для изготовления мебели и отделки помещений производится параллельно с разработкой архитектурно-художественного проекта и ведомости декоративно-отделочных материалов в соответствии с перечнем разрешенных материалов, утвержденным 1 ЦНИИ МО РФ.
- Отрицательными свойствами традиционно применяемых на кораблях материалов были недостаточная прочность узлов крепления и невысокая ремонтопригодность. В качестве зашивки использовались листы металла или фанеры, оклеиваемые искусственной кожей, либо окрашиваемые. Такие зашивки было трудно демонтировать для доступа в подзашивочное пространство, и внешний вид их не вполне соответствовал эстетическим требованиям, - рассказывает представитель ЦМКБ.
По словам Михаила Моцака, применяемые ранее материалы были менее надежны, горели и являлись причиной до 31% аварий и катастроф, происходящих в мире на кораблях и судах. Сегодня на новых проектах широко применяется металлическая мебель, например, стальная алюминиевая мебель "Strongbox".
Как нам пояснили в ЦМКБ "Алмаз", для отделки помещений используются различного типа системы модульных зашивок, состоящие из панелей с готовым декоративным покрытием. Внутри таких панелей находятся негорючие минеральные вещества. Такие системы зашивки легко монтируются и демонтируются, легко чистятся и моются. Для покрытия полов используются современные наливные палубные покрытия, каучукосодержащие покрытия, новые виды линолеума.
Как отмечают в МКС, сегодня отслеживаются все современные материалы в отрасли, технологии и оборудование, использующиеся в мировом судостроении.
- Главное внимание мы, конечно, уделяем обустройству жилых и других помещений на кораблях. С этой целью мы применяем специализированную морскую негорючую базальтовую изоляцию, негорючие морские панели, в том числе с использованием вермикулита, негорючее наливное палубное покрытие, негорючую мебель и санитарно-техническое оборудование. Многое из того, что мы делаем, имеет характеристику антивандального исполнения, - говорит Михаил Моцак. - Все это в целом повышает условия обитаемости живучести, эргономики и организации пространства на корабле.
К мебели и элементам обстройки военных кораблей предъявляются более жесткие требования к горючести применяемых материалов. Как нам объяснили в ЦМКБ "Алмаз", 1 ЦНИИ МО РФ разработал ограничительный перечень разрешенных к применению материалов, в котором, по возможности, сведены к минимуму разрешенные горючие и трудногорючие материалы, выделяющие при горении токсичные вещества.
Стоит отметить, что утверждение того или иного материала процесс довольно длительный.
- Все материалы и оборудование обязательно тестируются и проходят испытания, и только после этого допускаются НИИ Кораблестроения и Вооружения (НИИ КиВ) для оборудования помещений на кораблях ВМФ, - рассказывает Михаил Моцак. - После испытаний оформляются все разрешительные документы, которые рассылаются в проектные организации и на заводы.
Что дальше?
Как не раз подчеркивали специалисты, вернуть утраченное здоровье невозможно ни за какие деньги. А о психологическом состоянии и говорить нечего. Руководство Военно-Морского флота старается угнаться за двумя зайцами — и вооружением корабль нагрузить, и жизнь экипажа сделать приемлемой. Тем временем новые корабли и субмарины строятся, но значительно ситуация не меняется. В этой связи хотелось бы обратить внимание на слова Михаила Моцака: "Пока делаются первые попытки улучшения условий обитаемости и живучести, а также частично эргономики на кораблях и судах ВМФ".
Сегодня при создании проектов военных кораблей учитываются многие факторы, которые должны помочь улучшить условия жизни моряков. Здесь особенно важна слаженная работа цепочки Заказчик – Проектант – Исполнитель (тот, кто в конечном итоге занимается обстройкой внутренних корабельных помещений). Пока, как отмечают некоторые специалисты, полного консенсуса этих структур нет. Заказчик и Исполнитель уже достигли абсолютного понимания. Проектант прислушивается к Заказчику, но может и не одобрять некоторые решения, исходя из того, что приоритетным все-таки пока является насыщение корабля новыми видами оружия и военной техники.
И если над проблемой обустройства надводных кораблей все-таки работают (пусть и не в таком темпе, как многим бы хотелось), то о подводных лодках этого никак нельзя сказать.
Медленно, но верно кораблестроители и военные продвигаются к тому, чтобы сделать условия всех членов экипажа пригодными для долгосрочного проживания и работы. Да, цель задана. Но если задуматься, не слишком ли медленно мы к ней идем?
Анастасия Судникова