Порт мне всегда представлялся громадных размеров территорией, связанной с водным пространством, где работа не останавливается ни на секунду. Но какие именно там проходят рабочие процессы, какие задачи стоят перед сотрудниками порта, из каких объектов он состоит, все это было для меня неизвестным. И даже запрос на поиск информации по запросу "порт" в Интернете полноценной картины не открыл. Необходимо ехать и знакомиться с тем, как все устроено.
Так я попал на терминалы МПК Юг-2 (Многофункциональный перегрузочный комплекс Юг-2) и АЖПК (Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс), оператором которых является ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга".
Попасть на территорию терминалов МТП Усть-Луга было непросто: требовалось пройти проверку таможенного контроля и пограничной службы, где мне обозначили зону разрешенной фотосъемки.
Экскурсию по терминалам Морского торгового порта Усть-Луга организовали:
Территории терминалов МПК "ЮГ-2" и АЖПК располагают семью глубоководными причалами общей протяженностью 1342,3 м и развитой железнодорожной инфраструктурой.
На железнодорожных путях ожидает разгрузки состав компании "ФосАрго", которая занимается производством минеральных удобрений. Перевозят подобный груз в специальных треугольных вагонах-хопперах, предназначенных для перевозки насыпных грузов с гравитационной погрузкой через верхние люки и разгрузкой в межрельсовое пространство через нижние разгрузочные люки в специальные приемные устройства.
МТП Усть-Луга имеет четыре современных крана компании Liebherr. Они способствуют быстрой разгрузке и перевалке грузов максимальный вес которых может достигать 190 тонн.
Парк специализированного транспорта Морского торгового порта Усть-Луга насчитывает 67 единиц. Среди них:
Вилочный погрузчик - это вид специального складского транспорта, который поднимает, перемещает, разгружает, погружает, складирует (штабелирует) различные грузы при помощи вил.
Ричстакер - мощнейшая машина, работающая исключительно с разными видами контейнеров и другими самыми различными видами грузов.
Ролл-трейлер - это подвижная площадка, которая используется для перемещения груза в границах терминала и дальнейшей загрузки судов методом наката.
Вся территория порта ухожена, убрана и четко поделена на зоны. Одна из них выделена под хранение автомобилей, еще одна – под специализированные контейнеры.
Во время экскурсии я насчитал несколько типов обрабатываемых груза:
1) Металлопродукция в том числе стальные балки, слябы, стальные листы;
2) автомобили;
3) пиломатериалы;
4) бумагу.
И многое-многое другое.
У причалов с максимальной глубиной 12,8 м было пришвартовано два иностранных судна. Одно из них грузили древесиной с дальнейшей отправкой в Египет.
Процесс погрузки пиломатериалов на судно можно разделить на несколько этапов.
Погрузчики привозят готовую к отправке древесину.
Докеры закрепляют блоки древесины стропами.
Андрей - один из стропальщиков порта Усть-Луга. Именно он занимался погрузкой пиломатериалов на сухогруз Bunun Fortune.
А потом закрепляют стропы на крюках крана.
За работой следит тальман - специалист, который ведет учет груза при погрузке на судно и выгрузке с него.
Радмила - один из сорока тальманов смены. В каждой смене в порте - по десять тальманов.
У носа сухогруза пришвартованы буксиры, принадлежащие "Балтийскому Морскому Буксирному Агентству". В каждом порту имеется буксирный флот, который предназначен для буксировки судов к причалу и от него.
По другую сторону от судна Bunun Fortune стоит еще один сухогруз Maritsa N.P.
Пока на его соседа - Bunun Fortune - грузили блоки с пиломатериалами, на Maritsa N.P. проходил совершенно другой процесс погрузки. Судно загружали минеральными удобрениями.
Сначала наполненные удобрениями 20-футовые контейнеры подвозятся на ролл-трейлерах.
Затем ричстакер снимает с площадок контейнеры.
Уже готовый к подъему контейнер с удобрениями захватывает кран. Перед захватом докер разблокирует боковую дверцу на задней панели контейнера.
Но контейнер не загружают на палубу. Кран поднимает контейнер над трюмом судна, наклоняет его, дверца контейнера открывается, и под углом удобрение высыпается в трюм.
После выгрузки контейнера его ставят обратно на площадку.
Затем докер-механизатор закрывает двери контейнера.
К сожалению, у меня не получилось познакомиться с работой терминала АЖПК, который прилегает к МПК "ЮГ-2" с запада. Во время моего пребывания паром к причалу еще подошел. На деле работа АЖПК позволяет принимать любые суда с кормовой рампой и обрабатывать любые накатные грузы, включая автопоезда, тяжелую технику, грузы на трейлерах и мафи-трейлерах, проектные и негабаритные грузы, требующие работы с тяжелой техникой и отправки как на автотранспорте, так и по железной дороге.
Несмотря на то, что Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в этот момент не был загружен, деятельность в порту постоянно кипит. Морской торговый порт Усть-Луга функционирует круглосуточно, сотрудники трудятся в две смены.
В порту нет времени отдыхать, он всегда находится в активности: погрузчики сменяют друг друга, привозят и отвозят грузы к поездам или судам, перемещают контейнеры, складывают их в целые контейнерные квартальчики. Так живет современный мультимодальный комплекс Морской торговый порт Усть-Луга, считающийся одним из самых удобных на Балтике, прежде всего, благодаря своей близости к Европе и наличию глубоководного двустороннего подходного канала, что позволяет судам без задержек заходить в порт и покидать его по мере выполнения грузовых операций.
[Больше фото в галерее ниже]