Основной целью Стратегии является удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним. Для этого необходимо сформировать инновационную инфраструктуру портов, и интегрировать их в транспортные узлы при поддержке государства. Однако как именно это должно проявиться на практике в рамках конкретного предприятия?
Сегодня Выборгский порт является универсальным. Предприятие работает с генеральными, навалочными (минеральные удобрения, уголь, руда, чугун, металлолом), пищевыми и химическими наливными грузами. В прошлом году, по данным Ассоциации морских портов, грузооборот порта составил почти 1,5 млн тонн.
- Применительно к нашему порту, как и для любой другой стивидорной компании, планы по модернизации во многом определяются планами развития смежных видов транспорта и планами по реконструкции государственных транспортных объектов. Это является не обязанностью порта, а диктуется правилами ведения успешного бизнеса. Например, Стратегией предусмотрено развитие железнодорожных подходов к порту Выборг, что в свою очередь, позволяет нам осуществлять модернизацию с учетом потенциального увеличения вагонооборота и заявленных "смежниками" сроков, - рассказывает руководитель Выборгского порта Ольга Юрьевна Лукина.
Основное направление — работа с грузами
Основными характеристиками стивидорной компании являются ее географическое положение, объем и номенклатура перегружаемых грузов. Порт Выборгский расположен в северо-восточной части Финского залива. Северная гавань порта соединяется Сайменским каналом с озером Сайма, расположенным на территории Финляндии. Общая площадь – 16 га. На сегодняшний день предприятие обладает необходимым оборудованием для обработки широкой номенклатуры грузов - это портальные краны, погрузчики различной грузоподъемности. Также на территории порта расположен специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений навалом с пропускной способностью 500 тыс. тонн.
- Уже сегодня можно сказать, что мы перегрузили объем, превышающий годовые показатели последнего десятилетия. Но столь внушительные цифры для нашего порта несравнимы со специализированными моногрузными терминалами. Коммерческим девизом нашего порта является фраза multum in parvo, что в переводе с латинского значит - многое в малом. Мы говорим о себе как о небольшом порте, способным к развитию и конкуренции в своем рыночном сегменте, - оценивает работу предприятия Ольга Юрьевна. - Наш порт осуществляет программу по реконструкции и модернизации, и как активно работающая компания, мы сталкиваемся с рядом проблем, которые являются не только нашими и которые можно отнести ко многим российским портам со схожим грузооборотом.
В 2011 году Северо-Западный бассейн, который в целом обеспечивает более 40% от стивидорного грузооборота страны, был разделен на Арктический и Балтийский. Морской порт Выборг расположен в Ленинградской области и относится к последнему, где безусловным лидером является морской порт Приморск, грузооборот которого по итогам прошлого года составил 75 млн тонн. Однако в отличии от выборгского комплекса, приморский осуществляет перевалку нефти и нефтепродуктов. В связи с этим нельзя сравнить показатели обоих портов, так как различаются и номенклатура, и технологии перевалки.
- Номенклатурную особенность стивидорных компаний Ленинградской области и непосредственно нашего порта наглядно характеризуют следующие цифры. В области общая доля сухих грузов составляет 18%, а наливных — 82%. Морской порт Выборг в основном работает с сухими грузами — это составляет 97% грузооборота, доля наливных — 3%, - объясняет руководитель порта Выборга. - Наша компания в Северо-Западном регионе, в Балтийском бассейне и среди портов Ленинградской области, является лидером по перевалке химических грузов. Достаточно значительные показатели у Выборга на региональном стивидорном рынке по минеральным удобрениям и генеральным грузам. Подобные результаты являются для нас предметом гордости.
С 2007 года прослеживается ежегодная положительная динамика прироста грузооборота при сохранении его номенклатурной стабильности. За период с 1993 года по 2013 год наибольший грузооборот в порту был достигнут в 2012 году – 1495 тыс. тонн, наименьший – в 1998 году – 661 тыс. тонн.
- Уже сегодня можно говорить, что грузооборот 2013 года превысит предшествующие показатели. Увеличение грузооборота происходит за счет повышения интенсивности и качества, оказываемых морским портом Выборг грузовых работ и связанных с ними услуг, - заявляет Ольга Юрьевна.
Что касается структуры грузооборота морского порта Выборга по направлению перевалки, то как и во всех портах, экспортные грузопотоки, которые составляют 94%, значительно превышают импорт. Основную долю в грузообороте сегодня составляют навалочные грузы: уголь и минеральные удобрения.
- Нам действительно есть чем гордиться и пословица "маленький, да удаленький" как нельзя лучше характеризует предприятие, - отмечает гендиректор. - А если говорить серьезно, то структура и объем грузооборота морского порта Выборг свидетельствует об универсальности морского порта и гибкой коммерческой политике. Мы рады каждому партнеру и готовы предоставить качественные условия и технологические решения, соответствующие различным номенклатурным группам грузов.
Прием пассажирских судов
Сегодня Выборгский порт старается развивать и пассажирское направление, несмотря на то, что основная специализация - это все-таки работа с грузами. Однако, как считает руководство, географическое расположение тоже играет далеко не последнюю роль. Выборгский порт находится в непосредственной близости к Финляндии и к Санкт-Петербургу.
- Сайменский канал начинается у города Лаппеенранта на озере Сайма и заканчивается около Выборга, что позволяет в период летней навигации принимать небольшие круизные суда. Развитию туристического направления способствовало и совершенствование российского законодательства в 2009 году в части безвизового пребывания на территории РФ в течение 72 часов, - рассказывает гендиректор порта.
Помимо Выборга, в данный перечень вошли еще 6 портов России. Однако стоит отметить, что из 13 причалов порта 8 выведены из эксплуатации, в том числе 5 – вспомогательных. Прием всего пассажиропотока порта осуществляется только через один причал, который был полностью реконструирован.
- Для того чтобы содержание вспомогательных причалов не осуществлялось за счет грузовых, коммерчески оправдано дальнейшее развитие пассажирского направления, которое не заместит грузовую направленность, а только поможет более эффективно использовать имеющиеся гидротехнические сооружения. Принятие нами решения о взятии этих причалов в аренду с их последующей реконструкцией зависит от взвешенного подхода со стороны государства о стоимости аренды. Для нас, как и для любого бизнеса, ключевым аспектом является критерий окупаемости и реальная оценка пассажирского потенциала в направлении порта Выборг, - делится Ольга Юрьевна.
Модернизация — залог будущих успехов?
Развитие портов невозможно без модернизации мощностей. На данный момент порт Выборгский располагает, помимо прочего, собственным железнодорожным фронтом с пропускной способностью — 160 вагонов в сутки.
- Модернизация для нашего порта не только возможна, но и жизненно необходима. Достижение устойчивых и высоких производственных показателей, обеспечение привлекательности порта для судо/грузовладельцев и смежных видов транспорта возможны только с использованием современной техники и технологии. Кроме этого, ожидается, что порт Выборг должен выполнять реконструкцию гидротехнических федеральных объектов (причалов) в рамках договора аренды с ФГУП "Росморпорт", - отмечает Ольга Юрьевна. - Сегодня парк механизации состоит из группы кранов, грузоподъемностью от 10 до 140 тонн, и более 30 единиц перегрузочной техники, в том числе маневровых тепловозов.
В планах у руководства Выборгского порта - завершение реконструкции имеющегося железнодорожного фронта (стрелки, подъездные и выставочные пути), полная замена инженерных сетей и коммуникаций порта. Ожидается, что основные средства предприятия увеличатся до 300 млн руб.
Как подчеркивает руководство, отношения предприятия с местными городскими властями складываются с учетом того, что Порт Выборгский является одним из крупнейших предприятий. Это значит, что его развитие формирует социальную инфраструктуру города и инвестиционную привлекательность всего района.
- В каждой пятой семье города есть люди, которые трудятся в морском порту и в компаниях, связанных с его работой. 30% молодого населения города по результатам независимого опроса хотели бы работать в порту или уже получают соответствующее специальное образование. Отношения с городскими властями всегда носят конструктивный характер, так как в конечном итоге и наша деятельности и работа администрации направлена на обеспечение благосостояния людей и сохранение красивейшего города, - рассказывает гендиректор.
Западная модель стивидорного бизнеса связана с одновременным и дополняющим друг друга существованием как крупных, так и небольших портов. Определяющим показателем является направленность грузопотоков. Через морской порт Выборг проходят грузопотоки IX интермодального транспортного коридора, поступающие из стран Северной Европы.
К 2030 году в рамках реализации "Транспортной стратегии" и стратегии, направленной на развитие портовой инфраструктуры объем перевалки грузов через выборгский порт может составить: к 2015 году - 1,5-2,5 млн т в год; к 2020 - 2,0-3,0 млн т; к 2030 - 3,0-3,4 млн т. К 2030 году Балтийский бассейн должен стать основными воротами экспорта российских углеводородов и минеральных удобрений, а также крупнейшим российским морским бассейном по обороту рефрижераторных грузов и грузов в контейнерах.
- Абсолютно очевидно, что сегодня стабильность экономической системы России определяет сырьевой экспорт, но завтрашний день зависит от активности малых многопрофильных предприятий. Поэтому есть основание полагать, что многовековая история порта не закончится сегодня, а мы постараемся создать все условия для эффективной работы порта завтра, - подытоживает руководитель Выборгского порта.
Анастасия Судникова