Прирос мирового портфеля заказов по типам строящихся судов с начала марта 2006 г. по март 2008 г.
Прирос мирового портфеля заказов по типам строящихся судов с начала марта 2006 г. по март 2008 г.
Тип тоннажа
|
Прирост портфеля заказов по дедвейту судов, %
|
||
2006
|
2007
|
2008
|
|
Танкеры
|
100,0
|
153,2
|
168,3
|
Балкеры
|
100,0
|
134,6
|
362,2
|
Контейнеровозы
|
100,0
|
106,1
|
159,8
|
Универсальные сухогрузы, включая рефрижераторы
|
100,0
|
138,5
|
233,2
|
Ро-Ро
|
100,0
|
119,8
|
145,2
|
ВСЕГО
|
100,0
|
136,7
|
223,2
|
Еще десятилетие назад на мировом судостроительном рынке существовала четкая специализация. На верфях Дальнего Востока строился в основном балкерный и танкерный флот, а в Европе – контейнеровозы, газовозы, химовозы и пассажирские суда. Более высокая стоимость рабочей силы в европейских странах нивелировалась высокой стоимостью указанных типов судов. Но с начала двухтысячных годов все изменилось. Дальневосточные верфи вытеснили европейские практически во всех сегментах рынка за исключением пассажирского судостроения. Да и здесь после покупки южнокорейской STX Shibuilding 39,2% акций финской Aker Shipbuilding Group ситуация тоже изменяется в пользу Дальнего Востока.
Мировой портфель заказов транспортного флота по состоянию на начало марта 2006-08 гг.
Страна-изготовитель
|
Количество заказанных судов, ед.
|
Суммарный дедвейт, т
|
||||
2006
|
2007
|
2008
|
2006
|
2007
|
2008
|
|
Южная Корея
|
1142
|
1438
|
2270
|
79794730
|
109645762
|
187835764
|
Китай
|
927
|
1555
|
2975
|
44175018
|
80845383
|
169477045
|
Япония
|
1107
|
1273
|
1453
|
76494256
|
89029901
|
103796091
|
Филиппины
|
29
|
80
|
110
|
1383988
|
4436978
|
8007460
|
Вьетнам
|
73
|
138
|
202
|
1321674
|
3082868
|
4420460
|
Индия
|
44
|
61
|
121
|
720742
|
888492
|
3903722
|
Румыния
|
46
|
54
|
70
|
1426625
|
1968437
|
3612372
|
Тайвань
|
49
|
53
|
68
|
2773450
|
2892470
|
3540630
|
Турция
|
168
|
204
|
263
|
1721850
|
2212764
|
3396355
|
Германия
|
167
|
185
|
170
|
4011427
|
4055964
|
3304592
|
Хорватия
|
61
|
49
|
51
|
2683378
|
2248084
|
2157599
|
Дания
|
15
|
11
|
19
|
1725000
|
1451000
|
1968016
|
Польша
|
64
|
63
|
55
|
2142900
|
1879026
|
1625451
|
Украина
|
38
|
51
|
47
|
495231
|
743189
|
1527403
|
Россия
|
67
|
43
|
64
|
1158164
|
859634
|
973125
|
Нидерланды
|
138
|
150
|
147
|
862191
|
848602
|
860039
|
Прочие страны
|
275
|
303
|
335
|
4763258
|
4222153
|
7645178
|
ВСЕГО
|
4410
|
5711
|
8420
|
227653882
|
311310707
|
508051302
|
Источник: Fairplay
Благодаря последовательной ценовой и маркетинговой политике южнокорейские верфи, в 2000 г. догнавшие, а затем и опередившие своих коллег из Японии, продолжают удерживать пальму первенства по общему дедвейту строящихся судов. Сегодня на их долю приходится 36,2% мирового портфеля заказов. Только в феврале 2008 г. лишь две связанные между собой южнокорейские верфи Hyandai Heavy Industries и Hyandai Samho Heavy Industries установили своеобразный рекорд, получив 25 новых заказов общей стоимостью $5,7 млрд. Всего же в планах этих двух верфей на нынешний год привлечь заказов на строительство 202 судов общей стоимостью $26,8 млрд.
Не меньших успехов добились и китайские судостроители, которые в прошлом году по портфелю заказов обогнали Японию, а сейчас вплотную приблизились к Южной Корее. В отношении количества заказанных судов китайские верфи уже вышли на первое место в мире. Об усилении присутствия КНР свидетельствует также и тот факт, что 15 судостроительных верфей из этой страны вошли в список 50-ти крупнейших мировых судостроительных предприятий.
Япония оттеснена на третью позицию как по количеству заказанных судов, так и по их суммарному дедвейту. Хотя, по фактическим поставкам нового тоннажа в прошлом году Япония все еще опережала Китай. Стоит отметить, что на долю трех ведущих судостроительных держав – Южной Кореи, Китая и Японии - приходится более 90% мирового портфеля заказов, в то время как на все остальные страны вместе взятые – всего 9,28%.
За тройкой лидеров, правда, с большим отрывом, следуют Филиппины, занимавшие всего два года назад лишь одиннадцатую позицию по портфелю заказов. Бросается также в глаза произошедший в последние годы рывок в судостроении Вьетнама, позволивший ему занять 5-ю позицию в мировой табели о рангах в судостроении. В этой связи заслуживает внимания сообщение о том, что во Вьетнаме начинается выпуск лицензионных судовых установок Wartsila, Man Diesel и Mitsubishi. Уже в 2009 г. во Вьетнаме запланирован запуск второго завода по изготовлению судовых энергетических установок на лицензионной основе.
Примечательно, что судостроение Германии, Хорватии, Польши и Дании, занимавшее еще в 2006 г. в мировом портфеле заказов с 4-ой по 7-ю позиции, в 2008 г. уступило их азиатским странам, переместившись соответственно на 10-13 места.
В первую десятку судостроительных держав мира вошли также наши ближайшие соседи Румыния и Турция. Успехи румынских судостроителей некоторые обозреватели связывают с южнокорейской Daewoo Shipbuilding&Marine Engineering, владеющей верфью в Мангалии. Корейцы обеспечили не только инвестиции и современные технологии, но и привлекли также первоклассных заказчиков на постройку балкеров «кейпсайз» (Tsakos, Anangel, и др.) и крупных контейнеровозов (Hamburg Sud, CP Offen, Conti, Gebab).
Прорыв турецких судостроителей наблюдается не только в традиционной для них нише танкеров - химовозов, но также и балкерного тоннажа. Так, по сообщениям Trade Winds турецкая судоверфь Cicek Shipyard уже начало резку металла под строительство трех балкеров «супрамакс» дедвейтом 58000 т. Это будут самые большие суда когда-либо построенные в Турции.
Согласно данным Fairplay, портфель заказов украинских верфей за рассматриваемый период увеличился более чем в три раза, что позволяет нашей стране претендовать на 15 позицию в табели о рангах мирового судостроения. По данным Минпромполитики, судовой новострой в Украине в 2007 г. реализован в объеме $215 млн., что на 59% или на $80 млн. выше итогов предшествующего года. Но даже с такими высокими темпами роста доля Украины по дедвейту строящихся судов сейчас составляет всего 0,3% мирового судостроительного рынка.
Согласно данным Clarkson R.S., находящийся в эксплуатации мировой торговый флот состоит из 68990 судов, суммарная рыночная стоимость которых оценивается в $1,1 трлн. Имеющийся на сегодняшний день мировой портфель заказов оценивается в $488 млрд. или 40% стоимости действующего флота. Об огромном рывке в стоимости заказанного флота за последние годы свидетельствует тот факт, что на протяжении всех 90-х гг. прошлого столетия ежегодный объем заказов на новый тоннаж составлял порядка $20-30 млрд.