Корреспонденту портала довелось побывать в Тренажерном центре Академии им. адм. Макарова, понаблюдать за курсантами на тренажерах, подсмотреть на экзамене, и получить свою порцию хлорки в бассейне учебного комплекса.
Первый день прошел "на берегу" - в главном помещении комплекса на Заневском проспекте.
Вход в один из самых современных тренажерных центров страны найти нелегко. Для начала посетителям центра предлагается подняться по массивной деревянной лестнице здания Судоводительского и Радиотехнического факультетов ГМА им.адм. С.О.Макарова среди увешанных портретами стен. На последнем этаже, за поворотом совершенно неожиданно появляется лестница, уже не такая помпезная — зато гораздо более удобная. Да и сам центр, прежде всего, производит впечатление делового. То, что здесь люди активно работают, точнее, учатся, видно сразу.
Для нас визит начался не с вешалки, а с комнаты для переговоров. Светлая, просторная, с обязательным столом для вымпелов и флагов партнеров со всех концов света. Сразу заметна отличительная черта — разумное сочетание современной техники и традиционных методов обучения.
Для любого учебного заведения, где получаемые знания необходимо сразу "применять на практике", главное — это материальная база. Этот вопрос я и подняла в беседе с Алексеем Владимировичем Ореховым, заместителем начальника центра:
А.В.: Большинство курсов ведется на высокотехнологичных тренажерах. Поддержание их на актуальном уровне — важнейшая задача, требующая постоянной работы, непрерывного обновления технологической базы и ПО. Такой подход позволяет не только совершенствовать уже сложившиеся курсы, например, плавание в ледовых условиях, или подготовку персонала танкеров для грузобалластных операций, но и вводить новые учебные программы. Совсем недавно был запущен целый комплекс программ по подготовке к работе с системами динамического позиционирования, курс для электромехаников по работе с высоковольтным оборудованием.
Нельзя не отдать должное руководству Центра, и в частности, Марии Михайловне Усачевой. При активном участии этой обаятельной женщины в 1994 году был создан учебный комплекс для практической подготовки моряков. Сегодня он держит темп и остается одним из самых многопрофильных тренажерных центров в стране.
В длинном коридоре мимо проходят то группа курсантов (они здесь - по программе подготовки операторов ГМССБ), то вальяжных морских специалистов, приехавших для повышения квалификации. Вдоль стен расставлены любопытные экспонаты, напоминающие музейные образцы техники прошлых лет. Наконец, мы заходим в темную аудиторию.
Тренажер навигационного мостика выглядит крайне реалистично — сигнальные огни, экраны картографической и спутниковой систем. Рядом стоит учебная группа. Инструктор рассказывает вполголоса, группа слушает внимательно, с интересом. Среди молодых парней выделяется осанистый, старше преподавателя, седовласый мужчина. "Вводный курс для операторов систем динамического позиционирования", - поясняет Алексей. Позади за стеклом, рабочее место инструктора, заполненное мониторами. Ход выполнения упражнений на тренажере записывается, после можно подробно разобрать все действия.
Снова по коридору. Мне объяснили, что большинство учебных курсов длится неделю, в перечне центра их более 150. Постоянно идет запуск новых групп. Основные программы, необходимые к прохождению согласно нормативным требованиям, пользуются стабильным спросом. По такому графику, например, ведется подготовка персонала танкеров, операторов ГМССБ, операторов РЛС и САРП, курсы основ выживания на море, медицинской помощи и т.д. Часть - формируется по запросам. В группах на тренажерах от 4 до 8 человек, по числу рабочих мест. "Делать поток больше — значит терять в качестве обучения. Впрочем, теоретические предметы могут проходить до 15-20 слушателей одновременно, но тренажерная подготовка требует индивидуального подхода". За дверью — кабинет, уставленный ЖК-мониторами, джойстиками — тренажер для якорных и крановых операций, для подготовки персонала, работающего на специализированных судах. На стенах - фотографии "будущих рабочих мест". Все новенькое, поблескивает.
Еще одно, сравнительно недавнее приобретение — тренажер электронных картографических систем. Фактически это - реальное оборудование. Нет лишь консолей, эквивалентных судовым. Программное обеспечение и функциональность идентичны использующемуся на реальном судне.
В оснащении центра есть еще один комплекс — тренажер машинного отделения. "Имитация машинного отделения вместе с навигационным мостиком позволила сформировать "виртуального судно". Мы можем отработать больший диапазон ситуаций взаимодействия "мостик-машина", так материал воспринимается гораздо лучше. К тому же, такая комплексная работа показывает, что на судне нет второстепенных ролей. Все важны" - объясняет Алексей.
Логотипы на передних панелях говорят, что основной поставщик здесь — Транзас.
А.В.: Так исторически получилось — и компания крупная, и находятся неподалеку, удобно для техподдержки. Техника сложная, а с нашим расписанием необходимо, чтобы все тренажеры были постоянно в строю. Но мы также покупаем оборудование из Великобритании, Норвегии, есть ирландский поставщик, американский. Мы государственное учреждение, все поставки идут через конкурс. Кто победит — тот и поставщик.
За последний год почти семь тысяч человек со всего мира прошли тренинги в центре и получили свидетельства о подготовке. В одной из аудиторий мы встретились с моряками из южных регионов. Сегодня на обучение направляются целые многонациональные экипажи, и я, конечно же, спросила, не возникает ли "трудностей перевода".
М.М.: С плавсоставом у нас не было проблем. Курсы английского, крайне востребованные 10 лет назад, сейчас уже редкость — наши моряки достигли достойного уровня. Были, конечно, отдельные эпизоды. Например, проходил тренинг грек, который почти не говорил по-английски. К счастью, ему помог заместитель. Был случай, когда у нас на тренажерных курсах проходили обучение четверо корейцев. Мы заранее уточнили, на каком языке следует преподавать; нам сказали — на английском. Каково же было наше удивление, когда оказалось, что кроме "здравствуйте" они по-английски не знают ничего. Связались с консульством. Надо признать, нам очень быстро, буквально в течение дня, выделили переводчика — притом профессионального, разбирающегося в технических тонкостях.
А.В.: Вместе со шведской Морской Администрацией мы провели более 20 семинаров по вопросам защиты окружающей среды и реагирования на разливы нефти, и всегда организовывали перевод, так как лекторы читали курсы на английском. В Академии сильная кафедра иностранного языка, поэтому организовать последовательный или синхронный перевод для нас — не проблема. Кроме этого, актовый зал в главном корпусе академии оборудован для синхронного перевода, так что ресурсы для подобной работы у нас есть.
Нас пригласили в аудиторию, где проходят обучение операторы ГМССБ. Радиостанции в Центре настоящие судовые, с лицензией для работы на передачу. Именно отсюда, в частности, обеспечивается связь с учебным парусником "Мир", об этом гордо повествует и табличка на передней панели. В кабинетах столы завалены справочниками, молодые люди в наушниках сосредоточенно вглядываются в экраны, даже не оборачиваясь на вошедших.
М.М.: Кризис на работе нашего центра не отразился. В отрасли, где перспективы рассматриваются на 15-20 лет вперед, резких перемен в подготовке кадров, как правило, не происходит.
Большую проблему мы видим в демографическом спаде. В Питере желающих идти в море уже не так много. Если не будет проводиться интенсивная работа с иногородними, поток абитуриентов не увеличится. А ведь родителям выгодно отдавать детей учиться к нам — здесь их учат, кормят, одевают и дают интересную профессию с хорошим заработком. Например, наши выпускники, когда им предлагают 6-месячный контракт за 2500 долларов США. в месяц, говорят - Не пойдем! Потому что хотят контракты в 4 месяца, и оплату в 3000-3500 долларов и больше.
И какие пути решения Вы видите?
М.М.: Сейчас нужна постоянная, эффективная работа с регионами. У Академии есть подшефная школа в Екатеринбурге, уже было два набора, около десяти человек.
В нашу профессию обычно идут романтики и люди, стремящиеся к интересной профессии, с некоторой долей авантюризма. Да, это достаточно тяжелая, но ведь и высокооплачиваемая профессия.
Сейчас и Правительство много говорит как о поддержке морской отрасли, так и о реформе образования.
М.М.: Непосредственно нас, как учебно-тренажерный центр, пока серьезно затронуло только законодательство по проведению закупок. Это существенно усложнило процедуру поставок нового оборудования, программного обеспечения, да и, в целом, усложнило решение многих повседневных вопросов.
А.В.: Недавно в центре, точнее в бассейне, был установлен новый тренажер, имитирующий тонущий вертолет, для подготовки персонала, работающего на шельфе. Закупка тренажера и введение его в эксплуатацию было непростой задачей.
Увидеть уникальный аппарат мне в этот раз не удалось. Зато на тренажере по отработке аварийных ситуации, связанных с разливами нефти довелось порулить вертолетом. Комплекс тоже необычный — благодаря всемирной сети одну ситуацию могут прорабатывать одновременно в России, Финляндии и Эстонии. Полноценная система, с местами для операторов, вертолетчиков, и отдельной комнатой для штаба руководства операциями выводит данные на два больших экрана. Одну ситуацию можно прорабатывать сразу в трех центрах, операция проводится совместно.
Вы регулярно создаете новые обучающие курсы. Чем Вы руководствуетесь, выбирая новое направление для работ?
А.В.: Прежде всего, потребностями наших клиентов. Подготовкой экипажей к плаванию в ледовых условиях мы занимаемся уже 10 лет, когда поставили первую модель льда и пригласили к сотрудничеству капитанов ледоколов. В это время начинал работу порт Приморск. Когда возрос интерес к шельфовым разработкам, и потребовалось обучение операторов балластных систем ППБУ, специалистов по работе с якорями, экипажей судов-снабженцев — мы поставили соответствующие тренажеры, разработали учебные программы и сформировали новые курсы.
Расходы на экипаж для судовладельца это существенная статья в бюджете компаний. Судоходные компании, так или иначе, стремятся сократить эти расходы. Но непрофессионализм экипажа может привести к проблемам, по сравнению с которыми затраты подготовку будут ничтожно малы. Компании, которые понимают это, заказывают дополнительные курсы, чтобы обезопасить себя от убытков в будущем.
М.М.: Например, когда в Санкт-Петербурге появилась паромная линия, компания-оператор заказала нам тренажерный курс по проводке этих огромных, с большой парусностью, судов по каналу и швартовке в порту Санкт-Петербург. Конечно, запуску курса предшествовала большая работа – разработка новой компьютерной модели, настройка её совместно с капитаном парома, разработка программы и подготовка упражнений. В результате поведение модели парома на тренажере полностью соответствовало поведению реального судна. Как следствие, эффективный тренинг экипажей и безаварийная работа экипажей в порту Санкт-Петербург.
Конечно, подготовка персонала - это коммерческая деятельность. Но то, что зарабатывает центр, Академия инвестирует в ремонт, переоборудование, персонал и т.д. Поэтому работа центра — это помощь в работе всей академии. Ведь было время, когда денег из бюджета хватало только на зарплату, да и то не полностью. И сегодня доходы центра составляют почти треть внебюджетных доходов ВУЗа.
В компьютерном классе непривычно людно, курсанты проходят тестирование. Тест на компьютере, автономно — для уменьшения субъективности при оценке знаний. Без сданного теста слушатель не получит свидетельства. Без свидетельства — не сможет работать, а в случае провала на экзамене повторный курс придется и оплачивать дополнительно. Поэтому в этой аудитории деловая атмосфера достигает предельной концентрации. Ведь сюда люди действительно приходят учиться.
Текст: Абрамова Анна
Фотографии: Галузов Даниил