Украина отстала навсегда?
Ведь, несмотря на все достижения уже почти 18 лет независимости, Украина в экономике безнадёжно отстаёт от бывших собратьев по соцлагерю. В конце 1989-начале 1990 года Польша начала либеральные реформы, что вызвало живейший интерес у народных депутатов СССР – и у автора этих строк. Хорошо запомнилось интервью, которое давал возле курилки в подвале Верховного Совета академик Леонид Абалкин – заместитель Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова. Его главная мысль была такой: поляки показывают нам пример, достойный подражания. И спустя примерно 15 месяцев мы пошли вслед за Польшей, которая однопорядкова с Украиной по численности и территории и с котрой у нас особенно теплые отношения.
И какие же результаты? К сожалению, сравнение Украины с соседней страной повергает в большую печаль – наши успехи уж очень скромны! Поляки, имея куда более скудные природные ресурсы, производят ВВП на душу населения в 2,4 раза больше, чем мы. А чем больше душевой ВВП, тем выше уровень жизни. На старте реформ эти показатели у нас были близкими: $5,8 тыс. в Польше и $5,1 тыс. в Украине. Энергичные реформы в Польше ускорили его рост до $16,3 тыс. в 2007 г. У нас же невнятные преобразования типа «между здесь и среди там» опустили его к 1998 г. в 1,7 раза – до $2,9 тыс. Рост возобновился лишь в 2000 г. – на девятом году независимости и реформ по-украински!
В 2008 году мы выработали ВВП на душу населения столько же, сколько поляки в 1996-м. Начали реформы на 15 месяцев позже, а в итоге отстали на 12 лет – таков результат. И это докризисные оценки! Сегодня же наше отставание увеличилось..
об авторе:
Лисицкий Виктор Иванович
1945 г. рождения. Корабел в 3-м поколении.
Образование.
Николаевский судостроительный техникум, техник-теплотехник, 1959-1963 гг. Николаевский ордена Трудового Красного знамени институт им. адмирала С. О. Макрова, инженер-механик, 1967-1973 гг. Заочная аспирантура НИИ цен при Совете Министров СССР, «Ценообразование», 1977-1981 гг. Кандидат экономических наук.
Карьера.
Более 26 лет (начиная с 16 лет) проработал на на предприятиях судостроительной промышленности СССР. Прошел путь от слесаря до заместителя Генерального директора по экономике Черноморского судостроительного завода. На последней должности был избран народным депутатом СССР под флагом радикального расширения самостоятельности предприятий. Член Комитета по вопросам экономической реформы Верховного Совета СССР.
После самодемонтажа СССР работал заместителем Полномочного представителя Украины в России (1991-92). Затем в Администрации Президента Украины Леонида Кравчука (1991-94) и в Аппарате Кабинета Министров Украины (1994-95).
В 1995-99 гг. – руководитель группы советников Главы Нацбанка Украины Виктора Ющенко. После назначения Виктора Ющенко Премьер-министром Украины стал Правительственным секретарем Кабинета Министров Украины – организовывал работу Правительства в 1999-2001 гг.
С 2002 года советник Главы Правления ПриватБанка – самого большого частного банка Украины.
Общественная деятельность.
Первый вице-президент Ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», член Совета предпринимателей при Кабмине Украины.
Экономическому отрыву Польши от Украины, как и других постсоциалистических стран Центральной Европы, есть объяснение – он обеспечен мощным притоком прямых иностранных инвестиций.
Ну а нам, украинцам, заграница вряд ли нам поможет. В разы меньшие прямые иностранные инвестиции на одного украинца и, как результат, такие же соотношения по ВВП вызывают тревожное недоумение. Из крупных иностранных инвестиций вспоминается лишь покупка «Криворожстали». Но, во-первых, сумма эта явно ничтожна для украинских масштабов – нам нужно дополнительно 100-150 млрд. дол. вложений (а не 4,5 полученных за «Криворожсталь») дабы мы хотя бы приблизились к Польше. А, во-вторых, за эти деньги были куплены уже давным-давно созданные большевиками мощности. Крупных инвестиций в создание новых, современных мощностей, практически нет. А уж о инвестициях в развитие наших международных конкурентных преимуществ говорить вообще не стоит – логичные иностранцы не торопятся создавать себе новых конкурентов. Неужели ЕС, вкладывающий громадные средства в свой АПК будет развивать еще и наш АПК? Для того, чтобы развалить свои рынки продовольствия и пустить по миру своих же фермеров: французов, немцев...?
Напрашивается такая гипотеза: Возможно именно поэтому, не желая доставлять себе трудностей в борьбе с международными конкурентными преимуществами Украины, многочисленные закордонные эксперты не устают говорить об исключительно плохих условиях ведения бизнеса в Украине? О плохом инвестиционном климате?
Но хуже всего, что мы позорно и, возможно, навсегда отстали от наших сотоварищей по бывшему Союзу. Даже сравнение с Белоруссией – как выстрел гаубицы в висок. И природных ресурсов особенных нет, и Бацька – не демократ, и народ уж такой промосковский, и в Европу не стремится, а душевой ВВП сябров – в 1,5 раза выше, чем у нас. Россия работает примерно в 2 раза лучше – именно во столько раз ее ВВП на душу населения выше украинского параметра.
Может, настало время задуматься, кому мы доверяли власть? И кому доверим её завтра? Ну и, все-таки, что же делать?
Что же все-таки делать?
Большевики оставили нам ряд единых и неразделимо общих для постсоветских стран международных конкурентных преимуществ. Растаскивание их по национальным «хатынкам» приводит к утрате этих преимуществ как таковых. Говорю о давным-давно признанных в мире, высокоэффективных, крупных и современных научно-производственных комплексах (кластерах): самолётостроение, ракетно-космическая индустрия, морская индустрия, нефтегазовый комплекс, АПК, и другие. В принципе их совсем немного.
Скажу о наиболее знакомом. Морская индустрия – важное международное конкурентное преимущество многих стран, имеющих возможности для развития этого кластера. Ещё бы! За время эксплуатации судна собственник получает чистую прибыль в 2-3 раза выше затрат на его создание. Темпы роста морских перевозок и вылова рыбы существенно выше темпов роста мирового ВВП. А глобализация мировой экономики и рост, увы, количества голодных обеспечат это соотношение и в долгосрочной перспективе. Морская индустрия – это Клондайк и Украины, и России! Как и черноземы!
Со времен еще Петра Первого наша морская индустрия развивалась как целостное международное конкурентное преимущество и царской России, и СССР. Наши флота, и гражданский, и военный, будучи органично включёнными и в мировую экономику, и в военное противостояние успешно конкурировали с флотами высокоразвитых стран. Этого не скажешь о многих других научно-производственных комплексах (кластеры) – сельхозмашиностроение, легковое автомобилестроение, станкостроение, которые были слегка «заметны» лишь в странах третьего мира.
Мозжечок морской индустрии был в Питере. Как известно, мозжечок, отдел головного мозга позвоночных животных и человека, участвующий в координации движений и сохранении позы, тонуса и равновесия тела; функционально связан также с регуляцией вегетативной, сенсорной, адаптационно-трофической и условнорефлекторной деятельности организма.
В Питере с начала 18-го века находились все ведущие институты кластера, которые и создавали стратегию развития флотов. В Украине мы имели десятки конкурентоспособных конструкторских бюро, судостроительных заводов, портов, перевозили десятки миллионов тонн грузов, ежегодно вводили в строй флот из почти сотни кораблей и судов, включая авианосцы, ракетные крейсера, крупнотоннажные суда, траулеры, суда с динамическими принципами поддержания и т.д. Примерно 200 тыс. украинцев имели пристойную зарплату и высокий общественный статус. Во-время оно, на втором году службы в Советской Армии (1966 г.), меня пригласили в особый отдел 86-й гвардейской Николаевской мотострелковой дивизии и предложили поступать в Высшую школу КГБ. Мой ответ ошарашил чекистов: Я должен вернуться на Черноморский судостроительный завод и строить авианосцы! И я, как и многие мои сверстники, был искренен!
От личного к общему. Но не мы создавали стратегию развития флотов – это прекрасно делал Питер!
Очень важно: украинская часть кластера морской индустрии дополняла потенциал российской части. Точнее: мы строили остро необходимые Родине корабли и суда, которые в России было строить либо невозможно, либо страшно невыгодно. То же самое можно сказать и по поводу перевозок грузов, и по вылову рыбы.
Сегодня наша часть кластера развалена. Все показатели упали в 8-10 раз. «Гуляет» 130-150 тыс. рабочих мест в основном на Юге, который во все времена, и при императорах даже, не баловал киевскую власть хотя бы минимальным почтением. Ежегодно утрачиваем (считая по паритету покупательной способности валют) порядка 40 млрд. дол. ВВП и 25 млрд. дол. зарплаты (примерно по 12% показателя 2008 г.). Это при нашей-то нищете! Отсутствие долгосрочной загрузки судостроения и развития кластера в целом блокирует решение ключевой её проблемы – восстановление трудового потенциала. И морская индустрия Украины погибает...
ТАКи да лицом к России
А рядом Россия, мощная морская держава, с громадной и долговременной потребностью в обновлении устаревшего флота (более 1000 единиц) и не имеющая мощностей для строительства крупных транспортных и рыболовных судов. Эти мощности остались у нас, в Украине. Для России, имеющей 38 тыс. км. береговой линии и 102 тыс. км. водных путей, мощный флот – это ещё и обеспечение территориальной целостности. Именно поэтому в России выделяются на обновление флотов колоссальные средства.
Конечно же Украина не может быть зазывалой при убитом ресторане. Кроме пустующих заводов и сильно сократившейся численности корабелов мы обязаны предложить России регуляторную систему достаточно полно впитавшую лучший мировой опыт поддержки судостроения. Речь идет, прежде всего, об отмене импортной пошлины на непроизводящиеся у нас механизмы, оборудования, устройства и материалы. Такая же норма должна быть введена и по налогу на добавленную стоимость. Должен быть и радикально упрощен возврат налога на добавленную стоимость от экспорта судов в Россию. И у нас уже есть пятилетний (2000-2004 гг.) положительный опыт эксплуатации таких норм. Возможные и другие дополнения – мы же стали умнее, вроде бы. Главное, что эти уже реанимируемые нами новации не требуют бюджетных средств.
Нет сомнений, что наша северная сестричка в состоянии полноценно загрузить нашу морскую индустрию на десятки лет вперед. И эта устойчивая перспектива позволит системно решить ключевую задачу – восстановление трудовых коллективов. Почему она же она не торопится спасать нашу еще недавно общую морскую индустрию? Только потому, что это кластер двойного использования: и чисто гражданского, и военного. Только недотепа может развивать кластер двойного применения не имея полной уверенности, что он не буде использован для укрепления своего потенциального конкурента. В данном случае это НАТО. Российские вожди достаточно прозорливы...
Ради спасения и кластера морской индустрии, и других наших общих с Россией международных конкурентных преимуществ стоит отказаться от вступления и в НАТО, и в Евросоюз. Ведь в, конце-то концов, благосостояние нации – превыше всего. Именно этому и должна быть подчинена внешнеполитическая ориентация Украины. Много раз высказывал этот тезис, но ... пока что он прохладно воспринимается в Украине. Пока что!
В начале 1990-х гг. московские вожди понимали опасность грядущего развала наших конкурентоспособных кластеров. Ведь у них «под рукой» еще был высококвалифицированный аппарат союзных спецов. Но допустили эту беду. Почему? Похоже, что Киев их просто обманул.
Вместо послесовия.
Пример потерь Украины по морской индустрии – лишь один из многих.
Думаю, легко соберутся похожие данные и по самолётостроению, и по ракетно-космической индустрии, и по нефтегазовому комплексу, и по АПК, и по других, весьма закрытых в силу их особенной значимости для национальной безопасности, кластерах.
Чертовски не хочется чтобы по происшествию годов самыми высокими технологиями наши внуки считали технологии макдональдзов...