В середине сентября «экспедиционная группа» «Корабел.ру» вернулась в Санкт-Петербург из Крыма, куда отправилась для ознакомления с состоянием местного судостроения сразу после завершения работы «Гидроавиасалона», прошедшего в Геленджике с 4 по 7 сентября. Подробный отчет о встречах на предприятиях отрасли сейчас готовит наш корреспондент Владислав Букин, и вскоре Вы сможете его прочитать на страницах портала и в журнале, а я постараюсь поделиться первыми эмоциональными впечатлениями от этой поездки.
Значительная часть впечатлений не относится впрямую к судостроению, но мне они показались интересными и заслуживающими того, чтобы донести их до наших уважаемых читателей. Итак по порядку.
Выехав утром 7 сентября из Геленджика мы, честно говоря, рассчитывали ближайшую ночь провести в Керчи. Ведь расстояние всего около 200 километров, курортный сезон на излете, шторм прошел в ночь с 4 на 5 сентября и уже 2 дня стояла хорошая погода, поэтому большого скопления машин на переправе Кавказ – Крым мы не ожидали. Однако ошиблись. Примерно за 12 километров до порта Кавказ, около 14 часов, встали в очередь из машин и стали передвигаться «в час по чайной ложке». При этом какой-либо информации о том, что нас ожидает получить было неоткуда – соседи по очереди тоже впервые оказались в этой ситуации, а других источников знаний просто не было. Инфраструктуры вдоль дороги, вплоть до последнего километра, тоже не обнаружили. Да и на заключительном участке эта инфраструктура представляла из себя стоящие через 100 метров вдоль трассы синие пластиковые кабинки туалетов, куда заходить, по-моему, было просто опасно, и 3 или 4 лотка, на которых продавались сомнительного вида пирожки по 50 рублей за штуку и минеральная вода по 100 рублей, хорошо хоть, что не за глоток, а за бутылку в 0,5 литра. Эта дорога к полуночи привела нас в накопитель, где машины построили в каре, переписали номера автомобилей и отправили приобретать билеты на паром. Перевозка автомобиля стоит 1600 рублей, а пассажира 160. Все билеты оформляются лишь при предъявлении паспорта, как в самолет. Сам накопитель представляет из себя площадку, на которой по моим подсчетам, находилось 300 – 350 машин. Здесь же работала пара кафе, где можно было купить горячую пищу, чем активно пользовались все, отстоявшие в очереди на жаре уже около 10 часов.
Примерно раз в полчаса из этого накопителя отправляли по 30 – 50 автомобилей, и очередь медленно куда-то продвигалась. К 4 часам утра и нам пришлось покинуть этот гостеприимный уголок и, проехав километра 3, встать в новом накопителе, где уже были слышны шумы порта, из чего мы сделали вывод о том, что вышли на финишную прямую. И действительно, около 5 мы въехали на паром с гордым названием «Олимпия». Это старенькое, но еще крепкое судно берет на себя около 100 автомобилей и, по моим оценкам, около полутысячи пассажиров. Видно было, что поставлено на линию оно было в экстренном порядке, т.к. все надписи, включая схемы эвакуации, были лишь на английском и греческом языках. По-русски обозначались лишь «Вход» и «Выход». Сама переправа, включая швартовки, заняла около часа, и в начале седьмого утра мы оказались на крымской земле, а в 7 въехали в Керчь. Таким образом, 180 километров очень хорошего шоссе в Краснодарском крае, переправа через Керченский пролив и 10 километров пути от порта Крым до Керчи заняли у нас около 17 часов. Чтобы закончить тему переправы забегу вперед и отмечу, что обратно она заняла у нас 19 часов. Отличия крымской стороны переправы от кавказской не значительны, но они есть. Во-первых, там 3, а не 2 накопителя и информация налажена существенно лучше. Повсюду расставлены ЖК-панели, на которых размещается информация о работающих паромах и ориентировочном времени ожидания. Во-вторых, с приобретением продуктов питания ситуация лучше, кафе не 2, а около десятка. В-третьих, перед отправкой на паром все автомобили досматривают. Довольно внимательно. Меня даже попросили открыть канистру с бензином и удостоверились, что там именно бензин.
Справедливости ради надо отметить, что все кто обслуживает эту переправу и с той и с другой стороны проявляли чудеса выдержанности и корректности. Они очень доброжелательно относились ко всем, кто бы к ним не обращался, старались помочь, были вежливы и обходительны. Думаю, это не просто, ведь вокруг них постоянно находятся, мягко говоря, раздраженные люди, уставшие от стояния и ожидания.
В Керчи мы провели 2 дня, посетили 3 предприятия (подробный отчет готовится), к сожалению, не удалось понять, что же происходит на заводе «Залив», похоже они там сами не понимают этого. Познакомились с достопримечательностями этого некогда индустриального центра Крыма. «Некогда» - потому что сейчас многие предприятия не работают, в том числе и порты, их территории сданы в аренду и используются как складские терминалы или площадки для малых предприятий. Работы в городе явно не хватает, о чем нам говорили все, с кем нас сводила судьба, от директоров предприятий, до водителей такси или случайных людей на улице, с которыми удавалось пообщаться. А так город хорош, чист и гостеприимен.
Дальше мы планировали посетить Феодосию, «Феодосийскую судостроительную компанию «Море», но сделать нам этого не удалось – предприятие работает с частичной занятостью, всего 3 дня в неделю и, как сами понимаете, такое положение вещей не способствует распространению информации. Нам корректно отказали в приеме. Поэтому из Керчи мы напрямую поехали в Севастополь.
Севастополь для меня больше чем просто город в Крыму, я его очень люблю. Меня многое связывает с ним, от детских воспоминаний об отдыхе в нем с родителями, до командировки длиной в год, когда именно здесь в 1980 – 1981 годах я, будучи сдаточным механиком, испытывал и сдавал флоту свою первую подводную лодку. И сейчас город меня не разочаровал – чистый, красивый, доброжелательный и культурный.
Южная бухта заполнена кораблями и судами обеспечения, в Инкермане идет разделка кораблей «на гвозди» и отправка металлолома на переработку, в Севастопольской бухте стоят боевые корабли Черноморского флота России. Между Северной стороной и Графской пристанью курсируют теплоходы, перевозящие севастопольцев, а из Артбухты можно попасть на Северную и на автомобиле при помощи парома. На пляжах люди купаются, рынок бурлит, на Приморском бульваре фланируют группы отдыхающих и проводятся массовые мероприятия. В общем - идиллия.
Вместе с тем, есть наблюдения несколько иного плана. Особой дешевизны в магазинах или местах общепита я не обнаружил – цены среднероссийские. При этом заработок в 20 тысяч рублей считается весьма приличным. Работы, как и в Керчи, не хватает. На улицах большое количество закрытых офисов украинских компаний, от банков, до торговых сетей. Я уже давно не видел такого количества уличных телефонов-автоматов – значит востребованы, не все могут позволить себе мобильную связь. Пластиковые карточки к расчетам не берут практически нигде, даже в гостиницах. Работающий банкомат – редкость, да и то к нему очередь, а выдача наличных ограничена. Туристский бизнес, особенно малый, живет пока вольно. Катера, которые катают туристов по Севастопольской бухте, работают как в Стамбуле – зазывала ловит туриста и уговаривает его на экскурсию, вопрос цены – вопрос торга. Оборудование этих катеров – особый разговор для наших надзорных органов, которые пока еще туда не дотянулись. Но доберутся, будьте уверены.
Настроение людей – ожидание. Все, с кем пришлось пообщаться, рады присоединению Крыма к России. Все ждут улучшений. Не уверен, что некоторые ожидания сбудутся, но люди ждут. У меня возникло ощущение, что я попал в 1991 год в России, когда многие, и я в том числе, питали целый ряд иллюзий, разбившихся впоследствии о реалии жизни. Хорошо бы учесть этот опыт, ведь разочарование чревато непредсказуемыми реакциями.
И, конечно, крымчанам, в том числе судостроителям и морякам, надо помогать. И не только рублями, но и разъяснением российских реалий, правил нашей жизни. Ведь они оказались совсем в другой стране, не в той в которой были раньше, но и не в той ностальгия по которой жива в головах многих обитателей этого чудного полуострова.
Выехав утром 7 сентября из Геленджика мы, честно говоря, рассчитывали ближайшую ночь провести в Керчи. Ведь расстояние всего около 200 километров, курортный сезон на излете, шторм прошел в ночь с 4 на 5 сентября и уже 2 дня стояла хорошая погода, поэтому большого скопления машин на переправе Кавказ – Крым мы не ожидали. Однако ошиблись. Примерно за 12 километров до порта Кавказ, около 14 часов, встали в очередь из машин и стали передвигаться «в час по чайной ложке». При этом какой-либо информации о том, что нас ожидает получить было неоткуда – соседи по очереди тоже впервые оказались в этой ситуации, а других источников знаний просто не было. Инфраструктуры вдоль дороги, вплоть до последнего километра, тоже не обнаружили. Да и на заключительном участке эта инфраструктура представляла из себя стоящие через 100 метров вдоль трассы синие пластиковые кабинки туалетов, куда заходить, по-моему, было просто опасно, и 3 или 4 лотка, на которых продавались сомнительного вида пирожки по 50 рублей за штуку и минеральная вода по 100 рублей, хорошо хоть, что не за глоток, а за бутылку в 0,5 литра. Эта дорога к полуночи привела нас в накопитель, где машины построили в каре, переписали номера автомобилей и отправили приобретать билеты на паром. Перевозка автомобиля стоит 1600 рублей, а пассажира 160. Все билеты оформляются лишь при предъявлении паспорта, как в самолет. Сам накопитель представляет из себя площадку, на которой по моим подсчетам, находилось 300 – 350 машин. Здесь же работала пара кафе, где можно было купить горячую пищу, чем активно пользовались все, отстоявшие в очереди на жаре уже около 10 часов.
Примерно раз в полчаса из этого накопителя отправляли по 30 – 50 автомобилей, и очередь медленно куда-то продвигалась. К 4 часам утра и нам пришлось покинуть этот гостеприимный уголок и, проехав километра 3, встать в новом накопителе, где уже были слышны шумы порта, из чего мы сделали вывод о том, что вышли на финишную прямую. И действительно, около 5 мы въехали на паром с гордым названием «Олимпия». Это старенькое, но еще крепкое судно берет на себя около 100 автомобилей и, по моим оценкам, около полутысячи пассажиров. Видно было, что поставлено на линию оно было в экстренном порядке, т.к. все надписи, включая схемы эвакуации, были лишь на английском и греческом языках. По-русски обозначались лишь «Вход» и «Выход». Сама переправа, включая швартовки, заняла около часа, и в начале седьмого утра мы оказались на крымской земле, а в 7 въехали в Керчь. Таким образом, 180 километров очень хорошего шоссе в Краснодарском крае, переправа через Керченский пролив и 10 километров пути от порта Крым до Керчи заняли у нас около 17 часов. Чтобы закончить тему переправы забегу вперед и отмечу, что обратно она заняла у нас 19 часов. Отличия крымской стороны переправы от кавказской не значительны, но они есть. Во-первых, там 3, а не 2 накопителя и информация налажена существенно лучше. Повсюду расставлены ЖК-панели, на которых размещается информация о работающих паромах и ориентировочном времени ожидания. Во-вторых, с приобретением продуктов питания ситуация лучше, кафе не 2, а около десятка. В-третьих, перед отправкой на паром все автомобили досматривают. Довольно внимательно. Меня даже попросили открыть канистру с бензином и удостоверились, что там именно бензин.
Справедливости ради надо отметить, что все кто обслуживает эту переправу и с той и с другой стороны проявляли чудеса выдержанности и корректности. Они очень доброжелательно относились ко всем, кто бы к ним не обращался, старались помочь, были вежливы и обходительны. Думаю, это не просто, ведь вокруг них постоянно находятся, мягко говоря, раздраженные люди, уставшие от стояния и ожидания.
Порт Крым. Накопитель / Корабел.ру |
В Керчи мы провели 2 дня, посетили 3 предприятия (подробный отчет готовится), к сожалению, не удалось понять, что же происходит на заводе «Залив», похоже они там сами не понимают этого. Познакомились с достопримечательностями этого некогда индустриального центра Крыма. «Некогда» - потому что сейчас многие предприятия не работают, в том числе и порты, их территории сданы в аренду и используются как складские терминалы или площадки для малых предприятий. Работы в городе явно не хватает, о чем нам говорили все, с кем нас сводила судьба, от директоров предприятий, до водителей такси или случайных людей на улице, с которыми удавалось пообщаться. А так город хорош, чист и гостеприимен.
Дальше мы планировали посетить Феодосию, «Феодосийскую судостроительную компанию «Море», но сделать нам этого не удалось – предприятие работает с частичной занятостью, всего 3 дня в неделю и, как сами понимаете, такое положение вещей не способствует распространению информации. Нам корректно отказали в приеме. Поэтому из Керчи мы напрямую поехали в Севастополь.
Севастополь. "Запорожье" / Корабел.ру |
Севастополь для меня больше чем просто город в Крыму, я его очень люблю. Меня многое связывает с ним, от детских воспоминаний об отдыхе в нем с родителями, до командировки длиной в год, когда именно здесь в 1980 – 1981 годах я, будучи сдаточным механиком, испытывал и сдавал флоту свою первую подводную лодку. И сейчас город меня не разочаровал – чистый, красивый, доброжелательный и культурный.
Южная бухта заполнена кораблями и судами обеспечения, в Инкермане идет разделка кораблей «на гвозди» и отправка металлолома на переработку, в Севастопольской бухте стоят боевые корабли Черноморского флота России. Между Северной стороной и Графской пристанью курсируют теплоходы, перевозящие севастопольцев, а из Артбухты можно попасть на Северную и на автомобиле при помощи парома. На пляжах люди купаются, рынок бурлит, на Приморском бульваре фланируют группы отдыхающих и проводятся массовые мероприятия. В общем - идиллия.
Вместе с тем, есть наблюдения несколько иного плана. Особой дешевизны в магазинах или местах общепита я не обнаружил – цены среднероссийские. При этом заработок в 20 тысяч рублей считается весьма приличным. Работы, как и в Керчи, не хватает. На улицах большое количество закрытых офисов украинских компаний, от банков, до торговых сетей. Я уже давно не видел такого количества уличных телефонов-автоматов – значит востребованы, не все могут позволить себе мобильную связь. Пластиковые карточки к расчетам не берут практически нигде, даже в гостиницах. Работающий банкомат – редкость, да и то к нему очередь, а выдача наличных ограничена. Туристский бизнес, особенно малый, живет пока вольно. Катера, которые катают туристов по Севастопольской бухте, работают как в Стамбуле – зазывала ловит туриста и уговаривает его на экскурсию, вопрос цены – вопрос торга. Оборудование этих катеров – особый разговор для наших надзорных органов, которые пока еще туда не дотянулись. Но доберутся, будьте уверены.
Керченский судоремонтный завод / Корабел.ру |
Настроение людей – ожидание. Все, с кем пришлось пообщаться, рады присоединению Крыма к России. Все ждут улучшений. Не уверен, что некоторые ожидания сбудутся, но люди ждут. У меня возникло ощущение, что я попал в 1991 год в России, когда многие, и я в том числе, питали целый ряд иллюзий, разбившихся впоследствии о реалии жизни. Хорошо бы учесть этот опыт, ведь разочарование чревато непредсказуемыми реакциями.
И, конечно, крымчанам, в том числе судостроителям и морякам, надо помогать. И не только рублями, но и разъяснением российских реалий, правил нашей жизни. Ведь они оказались совсем в другой стране, не в той в которой были раньше, но и не в той ностальгия по которой жива в головах многих обитателей этого чудного полуострова.