О том, из чего складывается цена на круиз, какие категории туристов чаще всего встречаются на борту сибирских теплоходов и что можно посмотреть, взяв тур от Новосибирска до Салехарда, рассказывает исполнительный директор туроператора "НИКА".
Круизная тематика в последний год стала крайне актуальной. На заводе "Лотос" в Астраханской области уже заложен первый за 60 лет отечественный круизный лайнер. В Волгограде прошло заседание Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей, где горячо обсуждалась идея стимулирования речного туризма. На целой череде конференций и выставок, прошедших в 2016 году, выделялся круизный блок дискуссий с участием ведущих отечественных судостроителей, операторов, представителей муниципалитетов, регионов и федеральных министерств.
Однако практически везде в центре внимания оказывались Волга, Дон, Ока, иногда — реки и озера Северо-Запада. А все, что происходит к востоку от Урала, для многих так и осталось тайной за семью замками. Между тем там тоже есть судоходные реки, природные красоты, исторические достопримечательности. А значит, есть возможность организовать регулярные речные круизы.
Об этом мы побеседовали с Михаилом Корнышевым, исполнительным директором туроператора "НИКА", уже не первый год успешно организующей круизы по рекам Сибири.
— Михаил Васильевич, давайте сразу быка за рога возьмем. На чем вы собственно возите людей по Сибири? Что у вас за суда, какой вместимости и уровня комфорта? А то порой приходится слышать, что максимум, который там может ожидать туристов, — это дряхлые посудины, переделанные из барж.
— Первый теплоход, самый большой, который курсирует по рекам Обь и Иртыш, это теплоход "Ремикс". В свое время он назывался "Михаил Калинин", построен был, как и все теплоходы 305-го проекта, в Будапеште в 60-х годах. В то время он имел максимальную загрузку в 338 человек при восьмиместных каютами. Без восьмиместных на борт вмещалось 268 пассажиров. Когда наступили 90-е годы, многие теплоходы этого проекта были брошены умирать. Но в Новосибирске нашлись энтузиасты такого флота, и "Михаил Калинин" был выкуплен, а затем в 2007 — 2009 годах прошел первую модернизацию. Заменили при этом практически все. От старого 305-го проекта остался только внешний вид, а внутри теплоход модернизировался под очень роскошный дворец. Приглашенный дизайнер, молодая девушка из Новосибирска, мечтала посмотреть мир, но понимала, что вряд ли ей это скоро удастся. И она решила воплотить на борту теплохода концепцию кругосветного путешествия.
Теплоход "Ремикс" / ООО "НИКА"
Теплоход создавался для размещения важных делегаций, прибывавших в Ханты-Мансийск, почетных гостей и т.д. Поэтому на самой большой верхней палубе, где в свое время размещалось более ста туристов, было сделано всего 12 роскошных кают-люкс. Каждая каюта напоминает какой-то уголок света. Например, есть каюта "Япония", оформленная в японском стиле, есть каюта "Турция", есть каюта "Египет", есть каюта "Мексика", "Версаль" и даже "Белый дом". Чтобы было понятно — кают подобной площади нет ни на одном речном теплоходе не только России и Европы. На нем есть апартаменты размером в 68 и 66 квадратных метров. Нигде, ни на одной реке вы таких не встретите! Гранд-люкс — 36 квадратных метров, обычный люкс порядка от 18 до 22 квадратных метров плюс санузел. На верхней палубе все каюты оборудованы санузлом с окном. При этом в ванных комнатах стоит сантехника "Жакоб Делафон", одна из самых дорогих. Сам теплоход отделан пробковым отделочным материалом, поэтому имеет такой необычный, богатый дизайн.
Как я уже говорил, это был фактически плавучий отель для важных делегаций. Туристов он никогда не возил, пока, наконец, в 2015 году между судовладельцем и нашей компанией не была достигнута договоренность, что этот теплоход будет совершать круизные рейсы.
— Это здорово, но при таких роскошных каютах по-прежнему вряд ли доступно кому-то кроме вип-гостей.
— Доступно, потому что есть и другие категории кают. Нам ведь тоже нужна какая-то более-менее реальная загрузка, поэтому мы сделали на средней главной палубе 10 новых помещений. Это современные каюты класса "Комфорт" со всеми удобствами, просторных. Кроме того, есть еще 9 кают эконом-класса, которые тоже обладают современным дизайном, современной отделкой, но в них нет санузлов.
Теплоход "Ремикс" / ООО "НИКА"
Вот в таком виде теплоход "Ремикс" совершал круизы в 2016 году, в таком же виде он будет совершать их в 2017 году: есть роскошные люксы, есть комфортные каюты, к которым больше привыкли путешественники, и есть каюты эконом-класса. Общая пассажировместимость теплохода достигает 60 человек. Напоминаю, что изначально теплоход был рассчитан 338 пассажиров.
— С "Ремиксом" ситуация понятна. А какие теплоходы у вас ходят по другим рекам?
— На Енисее у нас относительно небольшое судно, которое носит название "Куприян". При его постройке использовался корпус теплохода ОМ, но по документам он значится как заново построенный: там был заменен весь металл, полностью спилена вся надстройка. Его владелец ТД "Куприян", как и в предыдущем случае, предназначал судно не для коммерческого использования, а для своих гостей и почетных гостей Красноярского края. Это могли быть небольшие круизы для официальных делегаций, или, например, для лучших преподавателей края, или для спортивной команды, выигравшей какие-то соревнования, — вот такие гости бывали на борту.
Мы уговаривали владельца предоставить теплоход для коммерческих круизов, и, наконец, он согласился. На судне восемь роскошных кают со всеми удобствами. Есть и двухкомнатные каюты, и однокомнатные, и большие, и маленькие. В каютах имеются дополнительные места, если поедет семья с ребенком. Теплоход весь отделан ценными породами дерева, и даже наружные прогулочные палубы устланы коврами. На борту в среднем около 15 пассажиров и 16 членов экипажа.
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА"
Судно имеет класс М, может легко преодолевать енисейские пороги, очень себя хорошо ведет. Обладает высокой скоростью — сложный маршрут в две тысячи километров из Красноярска на Север, выше Северного полярного круга, до Дудинки преодолевает с остановками за шесть дней. Не страшны ему ни течения, ни сильные ветра, теплоход очень устойчивый.
Третий наш теплоход мы используем на Амуре. Это теплоход "Таежный" — единственный выживший теплоход в Дальневосточном регионе. Весь пассажирский флот, который там был, даже прошедший в конце 1990-х — начале 2000-х годов полную модернизацию, оборудованный санузлами в каютах, центральной системой кондиционирования и так далее, — весь он был странным образом продан и переоборудован в рыбоконсервные комбинаты и общежития для рыбаков.
А теплоход "Таежный" выжил один совершенно случайно, благодаря тому, что половину навигации он перевозит медиков в рамках акции "Теплоход здоровья". Врачи объезжают труднодоступные места, где нет своих медицинских пунктов. В остальную часть навигации мы перевозим на нем туристов.
Это изначально теплоход ОМ-1, то есть первый выпущенный в серии ОМ. Он прошел полную косметическую модернизацию. Сегодня на нем поставлена новая сантехника, новая мебель, сделано новое оформление — коридоры, декорации и так далее. Я не могу сказать, что это роскошный теплоход, но это единственный существующий на Амуре теплоход, обладающий при этом удобствами в каюте.
— Теплоход "Таежный"... Насколько я понимаю, именно он должен был совершать круиз по Амуру в этом году, но в итоге так и не вышел.
— Я вам поясню, в чем дело. Когда на теплоходе всего девять кают и большой экипаж, это подразумевает немаленькую стоимость круиза. ОМ в свое время предназначался для перевозки пассажиров на не очень длинные расстояния, почему и обладал сидячей компоновкой мест. В сидячем положении он вмещает на борт порядка 160 гостей. Вот и сравните: 160 человек раньше, а сейчас — 16-18. То есть каждый человек платит за десятерых. Топлива теплоход при этом использует не меньше, плюс нужно посчитать оплату поваров и кухонных рабочих — их тоже надо селить, кормить, платить зарплату. Кроме того, когда повар готовит еду для полутора сотен, это одно. А когда только для пятнадцати? Затрат возникает намного больше.
Добавьте к этому сложный кризисный год, и вы поймете, почему на теплоход "Таежный" не было большой загрузки по туристам. И еще. Так как не было загрузки, то не было достаточного финансирования для того, чтобы сделать на теплоходе все девять кают, и модернизация была сделана только в семи каютах. А семь кают — это еще меньше пассажиров и еще выше цена. Поэтому мы решили этот теплоход не использовать в 2016 году для дальних туристических рейсов. Судьба этого теплоходов и круизов на нем на следующий год зависит от иностранных клиентов — на три рейса из четырех возможных идут заявки туристов из Германии. Стоимость 12-дневного путешествия — 200 с небольшим тысяч рублей.
Теплоход "Таежный" / ООО "НИКА"
— Для немецкого туриста это нормальная цена?
— Есть разные туристы, есть разный туристический продукт. Я вам приведу пример. На реке Амазонка предлагаются два вида круизов. Один — в бразильской части. Там недельный круиз стоит 2,5 тыс. долларов в формате "все включено", на роскошном корабле. А другой вариант — в перуанской части, где круиз стоит 6,5 тыс. долларов на небольшом корабле с гораздо меньшим набором развлечений. И на оба варианта есть свои клиенты. Так и здесь — есть своя категория клиентов, для которой это нормальная цена за возможность увидеть Амур.
Конечно, я понимаю, что это дорого. И если бы теплоход был на двести мест, стоимость путевки была бы намного меньше. Мы уже давно ведем разговоры с администрацией Хабаровского края — там хорошо знают, что там нужен большой теплоход, чтобы путевки на круиз стоили во много раз меньше. Но сейчас вопрос стоит так — либо дорого, либо ничего. Согласитесь, ведь в такси ездить намного дороже, чем в большом автобусе. Но при этом есть места, куда можно добраться только на такси, и вы садитесь и едете.
— Тогда получается, что сейчас ваш основной клиент — это все-таки человек состоятельный?
— Смотря, что вы понимаете под состоятельным. На тот же круиз по Оби-Иртышу у нас есть предложения и за 62 тысячи на 12 дней. При этом в 62 тысячи входит великолепное четырехразовое питание. Мы периодически по программе угощаем туристов то местными настойками, то вином, то шампанским, то устраиваем вечеринку с пивом. То есть можно сказать, что входят и напитки — не каждый день, но через день точно. Кроме того, в стоимость круиза входит чай, сок, морс и так далее. Получается, что деньги на борту не нужны. Более того, в цену входят экскурсии в каждом месте стоянки. У нас, в отличие от многих других компаний, не бывает такого, что включена пешеходная экскурсия на полчаса и к концу стоянки, а другая предлагается за деньги. Все экскурсии входят в стоимость, ничего не заставляем доплачивать.
Я вам открою секрет, из чего складываются эти 62 тысячи рублей за билет. В районе 15 тысяч уходит на экскурсионную программу, на питание туристов заложено еще порядка 30 тысяч, и только 20 тысяч остается на проезд расстояния в 2700 километров! Сколько стоит проехать 2700 километров в купейном вагоне поезда? Даже чуть больше. Понимаете? А у нас в эту же цену входит и познавательная программа, и обслуживание.
— Это билет в эконом-класс?
— Да, столько стоит эконом-класс. "Комфорт" — порядка 110 тысяч. Если у вас есть деньги на "люкс" — 140 тысяч. На железной дороге ведь никого не удивляет, что у нас есть и вип-вагоны, и люкс-вагоны, СВ-вагоны, плацкартные, сидячие — на каждый кошелек предложение.
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА"
Когда выбираете стоимость путевки, нужно понимать: не может быть так, что в суп положили на 300 рублей, а взяли с туриста за него только 30. Так было, но в советское время. Когда говорят, что в советское время круизы стоили дешево, я могу это опровергнуть. Я в свое время работал еще в "Бюро путешествий". Все помнят, что на Валаам съездить стоило три рубля. Если быть точным — 3 рубля 90 копеек. Это на самом деле десять процентов от реальной стоимости путевки, которая составляла 39 рублей. При этом средняя зарплата в Советском Союзе была 120 — 130 рублей. Мог бы кто-то тогда купить путевку за 39 рублей? Нет, это безумно дорого за две ночи и один день. А потратить без малого четыре рубля ничего не стоило, потому что 90 процентов доплачивало государство. Путевка в Астрахань в действительности стоила 512 рублей круиза. За нее платили 50 рублей и говорили — дорого. На 24 дня! Полтысячи рублей смогли бы заплатить? Нет, этой суммы большинству было бы не накопить.
Поэтому круизы никогда не стоили дешево, просто за них кто-то доплачивал. Сейчас у нас нет в Российской Федерации профсоюзов, нет того, кто оплачивает 90 процентов их стоимости. Так что приходится платить самому.
— Можно ли сказать по процентам, если есть такая статистика, сколько туристов у вас из европейской части России, сколько иностранцев и сколько местных жителей?
— Если мы говорим о прошедшем годе, то у нас не было иностранных туристов, кроме одного заезда — длинного круиза с очень известными и высокопоставленными людьми из Европы. Все остальные туристы были на 80 процентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. Местным же интересны только короткие круизы — и этот интерес очень небольшой.
Если мы говорим о 2017 годе, то уже сейчас более 50 процентов всех туристов — иностранцы. Все остальные забронированные места — это туристы из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов центральной части России. У нас бывали туристы и из Минеральных Вод, и из Ростова, но все это западная часть.
— А с чем связываете такой приток иностранцев?
— Во-первых, негатива, который льется на Российскую Федерацию последние два года, стало сейчас в Европе немного меньше. Во-вторых, европейцы уже перестали на это реагировать. Они понимают, что круиз по Сибири — это интересный продукт, который знакомит с настоящей Россией, там нет фальши. Это реальная природа, реальные люди, нет истоптанности, коммерциализированности мест. Зато есть возможность почувствовать настоящий дух, познакомиться с настоящим народом, понять, что представляет из себя эта удивительная страна Россия.
При этом, если мы проведем параллель с теми экспедиционными маршрутами, которые давно уже предлагаются иностранцам морскими круизными компаниями, например, Quark Expeditions, то стоимость наших круизов в пять-шесть раз меньше.
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА"
— А клиенты из Азии, вы их привлекаете?
— Мы посещаем международные выставки, в том числе с участием Азии, демонстрируем свой продукт. Вот сейчас на выставке в Шанхае будут представляться наши круизы. Но все-таки это немножко не совсем формат для китайского путешественника. Их интересуют круизы недельные, а у нас они более продолжительные. И кроме этого, им важен такой момент, как шопинг во время путешествия. А у нас с этим в Сибири не очень хорошо: путешественникам предлагают рыбу, мед, орехи. Тогда как азиатских туристов привлекают, в основном, брендовые вещи, одежда и так далее.
Но я считаю, что никогда не надо зависеть только от одного рынка. Те компании, которые, к примеру, ориентировались исключительно на американских туристов как самую платежеспособную категорию, очень пострадали, когда вдруг включились санкции и их не стало. Нужно работать с разными рынками, поэтому мы рады принять и китайских туристов, и японских, и вьетнамских, и туристов из Ирана — всех. Всем есть место на наших теплоходах. Но мы не делаем основную ставку ни на один рынок, ни на одну категорию туристов.
Например, даже в этот сложный для россиян период, мы не хотим ориентироваться только на иностранцев. Да, если не будет зарубежных туристов, то наши суда не смогут курсировать. Да, мы понесли очень большие финансовые убытки в этом году из-за того, что наши российские путешественники не покупали туры. Но ситуации, при которой туристами будут только иностранцы, мы не допустим.
— Чем наполняются ваши туры? Если говорить о центральной части России — Волге, Оке, то там история, религия и т.д. У вас на что делается упор? Что едут посмотреть?
— Давайте я вам вкратце пробегу один круиз, попробую его рассказать за три минуты. Мы садимся на теплоход в Новосибирске — очень современном городе, ему всего 113 лет. При этом его многое связывает, например, с Санкт-Петербургом. Туда шла эвакуация, оттуда поступала помощь в блокадный Ленинград. В городе даже есть памятник блокадникам. Отдельная тема — Транссиб, потому что Новосибирск возник благодаря мосту и Транссибирской магистрали.
А на следующий день в круизе мы попадаем в Томск. Это уже город старинный, с большой историей, где можно посмотреть архитектуру — деревянную, резную, уникальные дома с жар-птицами, со змеями и так далее. А затем теплоход попадает в тайгу, где есть замечательные горячие источники — в них можно искупаться. Дальше туристов ждет Нарым — а это уже история Сталина, место, где он был в ссылке.
Потом мы попадаем в Нижневартовск, где находится нефтяное озеро Самотлор. Нефть там выходит на поверхность, и ее можно потрогать. И каждый турист получает в подарок пробирку с нефтью. Сам город Нижневартовск, еще недавно был крошечной точкой, в книгах писалось — село Нижневартовск. А теперь какое село? Крупный город! То же самое можно сказать про отстроившийся Сургут, куда туристы тоже заглянут. При этом между городами тянется замечательная тайга.
После этого мы добираемся до Ханты-Мансийска — города, который сейчас напоминает швейцарский — ухоженный, роскошный, богатый, с богатой современной архитектурой, с великолепными музеями. Там же, в месте, где сливаются Иртыш и Обь, находится плавучая часовня — вот вам религиозная составляющая.
А затем мы движемся на север по Оби и попадаем в Березово — именно туда в свое время сослали Меньшикова, да и не его одного. Это уже история царской России.
Движемся дальше, и после тайги начинается зона лесотундры. А после зона вечной мерзлоты и полярного дня. И в конце концов мы выходим на Северный полярный круг. Вот вам путешествие на 12 дней. Ни с одним круизным продуктом нельзя сравнить, нигде нет такого!
Теплоход "Куприян" / ООО "НИКА"
— Как обстоит дело с традиционно больным местом — береговой инфраструктурой?
— Как ни странно, везде есть причалы, и часто очень хорошие. Когда в Санкт-Петербурге сносится речной вокзал и вместо него строится жилой дом, то, например, в Салехарде, на полярном круге, построен новый замечательный, великолепный речной вокзал. А какой речной вокзал находится в Ханты-Мансийске! Тоже обзавидуются многие города — как это красиво! Ну а для зеленых стоянок теплоходы 305 проекта еще в советское время были оборудованы очень длинным и прочным трапом. Таким образом они могут причаливать, как говорится, “носом в берег”, выкидывая длинный трап, по которому люди выходят на берег.
Поэтому в плане причалов мы не сталкивались с сильными неудобствами. Зато сталкиваемся с проблемами местных туристических компаний, которые забыли, что такое турист. Ведь 25 лет там не было круизов, и они не понимают, что делать с туристом, как его обслуживать! Мы их учим, что нужно держать табличку, что гид должен стоять лицом к туристам, и так далее. Вплоть до элементарных вещей — если хоть какой-то шаг ты не проговорил, то делают жуткие ляпы. Большинство из тех, кто там занимается обслуживанием туристов, это, к сожалению, муниципальные служащие, и для них прибывший теплоход — это проблема, а не радость. Мы даже слышали в некоторых местах стоянки такие фразы: "Зачем вы сюда привозите туристов, здесь нечего смотреть!" Приходится мне говорить им: "У вас невероятные музеи! У вас нефтяные месторождения! У вас красивая природа! У вас столько исторических мест! Люди не ложатся спать, они не идут на танцы, только бы посмотреть ваш город!" Порой мы им рассказываем про их достопримечательности, их богатства, хотя это муниципальные служащие культуры...
Теплоход "Таежный" / ООО "НИКА"
— Насколько те круизы, которые вы делаете, являются уникальными для Сибири? Есть ли другие компании, которые делают что-то похожее?
— В Сибири есть еще компания "Ленатурфлот", которая много лет исторически делает круиз по Лене. У них свои маршруты. Я не буду говорить, какие лучше, какие хуже, какие интересные, какие нет — это пусть решают туристы. Но они молодцы в том, что постоянно из года в год организуют эти путешествия.
Больше компаний, которые делают круизы, нет. Это: а) слишком сложно; б) наверно, слишком много требует сил и здоровья у тех, кто этим всем занимается. Ну и не очень большой спрос на самом деле, а значит, не особо выгодно. Учитывая опыт 2016 года, можно даже сказать, что совсем невыгодно.
— Следили ли вы за недавним Госсоветом в Волгограде и что полезного там для себя услышали? Чего ожидаете?
— Да, конечно, следил... Вы знаете, во всем этом проекте, связанном с Сибирью, мы всегда опирались только на собственные силы. Хотя многие считают, даже туристы, что мы получаем какое-то государственное финансирование. В интернете читал про себя гадости о том, сколько я получил сотен миллионов и так далее. Нет, это все сделано силами компании "НИКА", полностью за счет компании "НИКА". И мы не надеемся, что произойдет какое-то чудо сверху, потому что тот мир, в котором мы живем, мы создаем сами.
— Но вам интересны, например, вложения в постройку нового судна?
— Я четыре года слышу на всех форумах про этот проект PV300, замечательный теплоход. Я даже записывал цифры: в том году он стоил 2,3 миллиарда рублей, а в этом году стал стоить 3,2 миллиарда рублей. Если посчитать экономически, даже с вложением собственных средств, этот теплоход не окупается ни за 20, ни за 30 лет. И даже за 50. Вот вы видели стоимость путевок на теплоходе "Ремикс", стоимость которого оценивается порядка 90 миллионов рублей. А если теплоход будет стоить в 30 раз дороже, путевка во сколько раз будет дороже? Ее смогут покупать? Думаю, я ответил на ваш вопрос. При такой себестоимости теплохода — нет.
— Хорошо, "с нуля" покупать судно вам невыгодно. А вложиться в глубокую модернизацию еще какого-нибудь теплохода не планируете?
— Есть такие планы у компании. Мы хотим превратить еще один теплоход проекта 305 в современный — это теплоход "Парис", бывший теплоход "Патрис Лумумба". Он проходил в свое время модернизацию, на нем был сделан плавучий роскошный отель в богатых интерьерах, но они со временем износились. В результате полностью была спилена вся надстройка и пошло заново строительство новой надстройки.
В следующем году теплоход еще не выйдет в эксплуатацию. Сейчас решается, что это будет — прогулочное судно или все-таки, что вероятнее, круизное с каютами. Но, понимаете, кризисные времена — не самые лучшие, поэтому этот проект на год отложен. В каталоге вы его найдете, но на самом деле в 2017 году он курсировать не будет.
#Кислицин Андрей Владимирович 17.10.2016, 08:27Очевидно 3,2 ярда за теплоход на 300 пассажиров - это возмутительно много! Но его можно сделать дешевле, скажем зачем ему 3 ВРК!? Что за фетиш? Две валолинии два ГД с генераторами на валах для отбора мощности и вот вам -20% от стоимости! Думаю так также сильно завышена отделка.
-0+
#Захаров Cергей 17.10.2016, 19:10А зачем пассажиру электродвижение с ВРК. Это шиза МИБа пихать куда надо и не надо электродвижение и ВРК.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 17.10.2016, 10:08Радует, что пока есть еще регулярное пассажирское сообщение на Оби http://flot55.ru/pages/raspisanie-dvizhenija-na-2013-god-omsk-tobolsk-salehard-antipajuta и Енисее http://www.prt24.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=69:2013-01-22-06-49-30&catid=1:2010-04-21-06-06-20&Itemid=8 По крайней мере все кто хочет увидеть красоты Сибири, имеют такую возможность на палубах крупных нормальных судов. Чтобы там не говорили 588 проект - это не ОМ. Чтобы неделю проводить на ОМике - это нужно быть речником (или речником в душе). Не уверен, что таких среди туристов большинство. По поводу переоборудования. Это уже стало общим местом: "...теплоход собирались пустить "на иго далее...лки", но мы его спасли..." В это лето подробно рассматривал переделанный 588 проект (название не буду называть - по Волге ходит летом с полной загрузкой). Ради того, чтобы устроить несколько дорогих кают с кондиционерами на 4 деке за ходовой рубкой с надстройки сняли все, включая шлюпки и шлюпбалки. Вместо них на надстройке разместили "батарею" ПСН-20. Моделирую ситуацию: Волга, вода +12-13 град (конец июня), Куйбышевское водохранилище (Камское устье, например - 40 км от берега до берега). Что-то случилось на судне, что срочно его нужно покинуть, например, пожар (Как "Баргузин" на Байкале в этом году). Чтобы ПСН раскрылся, его нужно сбросить в воду принудительно (гидростатическими устройствами комплектуются только надувные плоты на судах смешанного река-море плавания, на реках - просто вытяжной конец, прикрепленный к фундаменту). То есть отдать страховочный конец и сбросить груз массой 180 кг с фундамента, а в ряде случаев еще дотащить до обреза палубы, бывает и так ПСНы установлены. Допустим, сбросили с обоих бортов (экипаж оказался на высоте). Плоты раскрылись и плавают в нескольких сотнях метров от теплохода относимые ветром. Дальше пассажиры (среди них женщины, дети) прыгают в холодную Волгу, плывут к плотам и из воды пытаются забраться на раскрывшийся ПСН по веревочным трапам, которых всего два на один плот, друг напротив друга. Забраться по этим трапам из воды и для физически крепкого мужчины задача непростая. Кто первым окажется внутри плота? А женщины? А для женщины, которые поддерживают детей? Это в июне. А в мае Волга еще имеет температуру 8-10 градусов даже в Самаре. При этой температуре в воде человек теряет сознание от переохлаждения максимум за полчаса (известные открытые данные). Вот так примерно выглядит цена переоборудования судна для устройства нескольких ВИП кают. Поэтому я НИКОГДА не покупаю путевок на переоборудованные круизные суда. От творений "девочек-дизайнеров" хочется держаться подальше.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 26.10.2016, 14:17Михаил Эрнстович, на теплоходах 588 проекта на 4 деке за ходовой рубкой никогда не было шлюпок. И никогда ни на этих, ни других аналогичных судах шлюпки не были основным средством эвакуации людей. По правилам на судах класса "О" должны обеспечиваться места в шлюпках для 15% людей на борту. Остальные люди должны быть обеспечены плотами. Исходя из этих требований, на большинстве существующих судов, учитывая уменьшение их пассажировместимости, имеется избыток мест в шлюпках, еще больший, чем до реконструкции.
#Францев Михаил Эрнстович 27.10.2016, 13:33Очень не хотелось переходить, что называется "на личности" но приходится. Начнем с того, что я никогда не писал, что у проекта 588 шлюпки установлены на ЧЕТВЕРТОМ деке. У меня написано НА НАДСТРОЙКЕ. Профессионал увидит разницу. Далее привожу две фотографии пассажирских теплоходов проекта 588 "Циолковский" и "Хирург Разумовский". На "Циолковском" штатно установлены четыре шлюпки на третьем деке. На "Разумовском" из за VIP-кают на четвертом деке, вместо фальш-трубы, шлюпки и шлюпбалки сняты, а вместо них "батарея" плотов. Сделано это для понижения ЦТ судна, так как иначе возникнут проблемы с остойчивостью. У проекта 588 поперечная метацентрическая высота всего-навсего 2,00-2,33 м. Поэтому и надстройка сделана из алюминия, чтобы была легче. Смотрим здесь http://russrivership.ru/public/files/doc39.pdf общая вместимость 4 шлюпок 64 человека. А у "Хир далее...урга" пассажировместимость всего 160 человек. То есть шлюпки обеспечивали гарантированное спасение почти половины пассажиров (потому что в шлюпки просто садятся и спускаются, а чтобы забраться в ПСН прыгают в воду). На судах, снабженных коллективными спасательнымисредствами, должны быть предусмотрены устройства для спуска на воду этих средств и безопасной посадки в них людей (Технический регламент ВВТ п. 115), но на "Хирурге" мы их не увидим. Да и сбросить эти плоты при форс-мажоре отдельная сложная задача. Поэтому, когда я вижу на бортах таких судов женщин и детей, я твердо знаю, что нормы Правил РРР (как показал опыт "Булгарии") их не спасут.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 28.10.2016, 02:37До переоборудования только каютная вместимость этих судов составляла 339 пассажиров, с учетом палубных мест - 400, плюс 72 члена экипажа, всего 472 человека. Количество мест в шлюпках обеспечивало посадку в них не половины, а всего 13% всех находящихся на борту людей. Понятно, что это лучше, чем ничего. Но, насколько я знаю, при переоборудовании шлюпки полностью демонтированы только на этих двух судах. На остальных теплоходах этого типа процент обеспеченности людей местами в шлюпках после переоборудования, наоборот, увеличился. Так что, если следовать Вашей логике и отталкиваться от реальных переоборудований, то большая часть таких судов после переоборудования стала как раз безопаснее. :)
Да и сбросить эти плоты при форс-мажоре отдельная сложная задача. Поэтому, когда я вижу на бортах таких судов женщин и детей, я твердо знаю, что нормы Правил РРР (как показал опыт "Булгарии") их не спасут.
Не надо спекулировать на Булгарии. Дополнительные шлюпки там никак не помогли бы и правила РРР не при чем, т.к. они были нарушены.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 28.10.2016, 17:50При аварии "Булгарии" большинство погибших женщины и дети - это факт и в этом нет никакой спекуляции.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 28.10.2016, 18:09Александр! Уже в 70-е годы прошлого века 588 проект не ходил с полной пассажировместимостью в 400 чел. Даже "чехи" проекта 26-37 на скорой линии Москва-Астрахань на палубу пассажиров не брали. Шлюпка при спасении женщин и детей всегда лучше надувного плота - это известный факт, подтвержденный множеством морских катастроф. Я повторяю, что у "Хирурга Разумовского" в настоящее время заявленная пассажировместимость составляет 160 чел. Сохранение 4 шлюпок обеспечивало бы спасение 64 чел. или 40% пассажиров. Это цифры. При той комплектации спасательными средствами, которая сейчас принята на "Хирурге" все 160 чел. + экипаж будут спасаться вплавь, потому что требования п. 115 Технического регламента ВВТ на этом судне не выполнены.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 29.10.2016, 00:14Как же это 588 проект не ходил в полной пассажировместимостью, когда ходил. И в 70-е, и в 80-е в пик сезона на судах транспортных линий бывало много палубных пассажиров. Так что те 472 официальных человека, включая экипаж, очень даже бывали в рейсах, а если учесть неучтенных людей (включая детей экипажа), то и больше. Я не знаю, почему на "Хирурге" убрали 4 шлюпки, но то, что на большинстве судов после переоборудования процент мест, обеспеченных шлюпками, стал выше, это факт. Другой вопрос - действительно ли плоты настолько хуже, но это отдельная тема.
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович 29.10.2016, 06:26Хотелось бы внести дополнения по поводу плотов. В соответствии с п. 8.5.18 Часть V ПСВП РРР изд. 2015 года плоты с массой в упакованном состоянии свыше 80 кг. должны быть оборудованы устройством для сброса. Этот пункт и говорит о том что если плот более тяжелый то тогда просто положить на палубе и закрепить недостаточно и надо предусматривать способ сброса. Такие конструкции обычно достаточно просто выполняются. Этот пункт Правил РРР перешел в новые Правила из предыдущей редакции Правил РРР 2008 г. Отсюда вопрос если на вышеуказанных судах плоты просто лежат на палубе без обеспечения требований пункта тогда куда смотрели двое? Один из которых эксперт согласовывающий проект второй эксперт который осуществлял тех. наблюдение за переоборудованием или модернизацией по проекту.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 29.10.2016, 06:48Не имея на руках статистики по проданным билетам на скорых линиях, спор о загрузке судов скорой линии становится достаточно беспредметным. Могу привести только собственные впечатления. В 1981 году, когда наша небольшая группа возвращалась с практики из Тольятти в Горький в конце июля, имея на руках служебный групповой билет МРФ. Наши барышни отказались садиться на пароход "Володарский"(пассажирская линия Горький-Астрахань), потому что следом через два часа шел "Капитан Рачков"(скорая линия Москва-Астрахань), на котором они проходили практику в 1979 году (видимо захотелось увидеть каких-то старых знакомых). На "Рачкове" не было свободных мест в каютах, но не было и НИ ОДНОГО палубного пассажира. Капитан согласился взять нашу группу до Ульяновска, потому что потом она успевала сесть на утренний "Метеор" до Казани и там пересесть на вечерний "Метеор" до Горького. Несколько часов до Ульяновска при +35 под солнцем при штиле на Куйбышевском в далее...дхр. никому не доставили удовольствия. Все пожалели об альтернативе в виде "Володарского" и высказали девушкам все, что они об этом думают. В прошедшее лето, когда шли на Астрахань (было +45) и назад, на палубах нашего теплохода днем не было почти никого: все прятались в надстройке, где от кондиционера держались стандартные +20. Мне несколько раз доводилось ходить на палубе (недалеко 5-6 часов). Без еды, воды и теплых вещей (летом в районе Горького бывало достаточно прохладно на воде, особенно ночью) то еще удовольствие. На пароходах всегда бывали палубные пассажиры до пристаней в сельской местности (проезд был существенно дешевле, чем на "Ракетах" и "Метеорах"). На скорых линиях я палубных пассажиров не помню (может быть просто не обращал внимания).
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 29.10.2016, 13:29Михаил Эрнстович, Вы разожгли во мне любопытство человека, с детства дотошно изучающего историю пассажирского флота, в том числе и транспортных линий. :) Вы пишете: "Несколько часов до Ульяновска при +35 под солнцем при штиле на Куйбышевском вдхр". Но теплоходы транспортной линии Астрахань - Москва проходили участок Тольятти -Ульяновск в ночное время, прибывая в Ульяновск ранним утром (во всяком случае не позднее 8 утра). И при этом было +35 и солнечно? Может быть, теплоход опаздывал? Но Вы пишете, что успевали на утренний "Метеор" из Ульяновска.
Палубные пассажиры не обязательно находились на открытых палубах. Они занимали, например, откидные сиденья в коридорах нижней палубы.
--2+
#Францев Михаил Эрнстович 29.10.2016, 07:34Давайте посмотрим на фото, где видно расположение плотов. Судя по количеству плотов, это скорее всего ПСН-20. Его характеристики здесь http://www.larta-spb.com/product/item/2-avarijno-spasatelnoe-oborudovanie/52-plot-spasatelnyj-naduvnoj-psn-61020-mk По 6 плотов с каждого борта 6х2х20=240 мест. Как раз 160 пассажиров +экипаж. Каждый плот в снаряженном состоянии весит 185 кг. У проекта 588 шлюпочная палуба существенно уже средней, на чертеже http://russrivership.ru/public/files/doc39.pdf и фото это хорошо видно. На фото видно, что под плотами шлюпочная палуба не расширена и имеет стандартный обвод. Для того чтобы спустить плот весом почти 200 кг его просто сбросят с края палубы. Вероятность, что при этом кокон с плотом упадет на нижнюю среднюю палубу и будет раскрыват далее...ься там (по времени это около 2-3 минут) достаточно велика. При небольшом крене на противоположный борт плот гарантированно попадает не в воду а на палубу ниже ярусом. На фото можно увидеть, на сколько от борта относится точка подвеса шлюпки, чтобы она спускалась за бортом. Представьте себе, что в момент какой-то аварии (например, пожара см. фото), когда внутренние коридоры задымлены, когда по шлюпочной палубе к плотам пробежать невозможно, потому что она разгорожена (см. фото) экипаж должен спускать по шесть плотов с каждого борта, начиная с внешних. Шлюпка спускается без применения физической силы: отдал стопора, ослабил тормоз и под собственным весом она идет на воду. Пассажиры при этом должны садиться в шлюпку еще на палубе с нормального настила. В палубной команде сейчас постоянный некомплект экипажа. Работает в основном слабо обученная молодежь (наблюдаю каждую навигацию). Насколько велика вероятность, что при аварии люди просто растеряются, и не желая рисковать жизнью, таская тяжести на высоте возле открытого уреза палубы, будут спасать сами себя? Боюсь, что велика! По данным следствия, на "Булгарии" только малая часть экипажа спасала пассажиров, а остальные спасали сами себя. Это просто модель ситуации. Но, к сожалению, вероятность развития ситуации по такой модели не равна нулю.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 29.10.2016, 09:10И в дополнение еще один теплоход - "Русь Великая". Класс "М-ПР" 2,5 (до переоборудования "О"). Интерьеры сделаны красиво http://z-alexey.livejournal.com/281985.html, но если верить фото 39 на корпус это мало повлияло. Со спасательными средствами все примерно то же, что и на "Хирурге Разумовском". Но зато какой район плавания! Самара - Саратов - Волгоград - Ильевка (Элиста, Серафимович, Костомарово)- Романовская - Ейск - Керчь (3 дня Севастополь, Ялта, Феодосия, Судак, Новый Свет, Бахчисарай) - Ростов-на-Дону (Азов, Таганрог) - Константиновск - Ильевка - Камышин - Саратов (Тарханы) - Хвалынск – Самара 16.04.2017-30.04.2017 В это время температура воды, если верить проекту "Планета" http://planet.iitp.ru/sea_monitor/archive/2008/12/04.htm колеблется в пределах 7-14 град. А летом Соловецкие острова, где температура воды в августе 12-13 далее...http://proznania.ru/?page_id=2354 В такой воде в открытом море забираться в спасательный плот без гидрокостюма одно удовольствие. Когда жена предложила воспользоваться услугами этого судна для путешествия в Крым, я, изучив имеющиеся материалы, отказал наотрез.
--1+
#Францев Михаил Эрнстович 29.10.2016, 11:56В Правилах РРР в каждом последующем издании выхолащиваетсявсе больше конкретики, заменяясь общими фразами. Но вот по поводу устройства для сброса Правила РРР говорят, примерно, то же, что и Технический регламент ВВТ в п. 115. А о чем идет речь? Для этого давайте обратимся к очень интересному документу. Называется он SOLAS 74 (последняя редакция).В интернете он имеется. И о чем же идет речь? Правило 3 (стр. 200) 6. Спуск методом свободного падения есть такой метод спускаспасательной шлюпки или спасательного плота, при котором они с их комплектомлюдей (выделено мной) и снабжения на борту разобщаются с судном и сбрасываются на воду безкаких- либо удерживающих их приспособлений Правило 11 (стр. 206) 6. Места сбора и посадки в спасательные шлюпки и плоты,спускаемые с помощью шлюпбалок и плот-балок, а также спускаемые свободным падением, должны располагаться так, чтобы в спасательные шлюпки и на спасательные плоты можно было размещать пострадавших на носилках. 7. У каждого местаспуска или у каждых двух расположенных рядом мест спуска должен быть далее... предусмотрен цельный посадочный штормтрап, отвечающий требованиям пункта 6.1.6 Кодекса, длиной, равной расстоянию от палубы до ватерлинии при наименьшей эксплуатационной осадке судна, неблагоприятных условиях дифферента до 10° и крена до 20° на любой борт. Однако Администрация может разрешить замену таких штормтрапов одобренными устройствами, обеспечивающими доступ в спасательные шлюпки и на спасательные плоты на воде, при условии, что на каждом борту судна имеется по меньшей мере один посадочный штормтрап. Для спасательных плотов, требуемых правилом 31.1.4, могут быть предусмотрены другие посадочные средства, обеспечивающие спуск людей на воду контролируемым способом. 8 В случаенеобходимости должны быть предусмотрены средства для подтягивания к борту судна спускаемых с помощью шлюпбалок и плот-балок спасательных шлюпок и плотов и удержания их у борта с целью обеспечения безопасной посадки людей. Правило 12 (стр. 207) Места спуска должны быть расположены так, чтобы обеспечитьбезопасный спуск спасательных шлюпок и плотов с учетом, в частности, того, что они должны быть в стороне от гребного винта и участков корпуса с крутыми подзорами и по возможности так, чтобы спасательные шлюпки и плоты, за исключением спасательных шлюпок и плотов, специально предназначенных для спуска методом свободного падения, могли быть спущены по отвесному борту судна. Если они расположены в носовой части судна, то они должны находиться в защищенном месте в корму от таранной переборки, при этом Администрация должна уделять особое внимание прочности спускового устройства. С описанием все более-менее ясно, осталось увидеть, как этовыглядит. Смотрим изображения 1-5. Среди них нет ни одного фото, изображающего устройство свободного спуска плота (с ЛЮДЬМИ согласно Правилу 3) Становится более-менее понятно, что этот способ на практике трудно реализуем. У нас же этот метод, похоже, является основным, а в качестве такового устройства рассматривается фундамент, на котором на палубе закреплен кокон спасательного плота. И по-любому речь не идет о том, что пассажиры должны забираться на плот с воды. А у нас получается так.
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович 29.10.2016, 15:13С Михаилом Эрнстовичем можно несомненно согласится в тем, что конкретики в Правилах и нормативных документах все меньше. И если на сегодняшний день в Правилах РРР она хоть какая-то есть (качество конкретики не учитываю) то нормативка для строительства маломерных судов вообще представляет из себя нечто... Это какая-то смесь всех документов и общих фраз в исполнении МЧС... Кто читал или сталкивался с Тех. регламентом таможенного союза по маломерке и приказами МЧС 501, 502, 608 и т.п. те меня поймут. Такое ощущение что его писали способом копирования в них общих фраз из учебников. Причем из общих первых пунктов с которых начинается тема или раздел в учебнике.
--2+
#Францев Михаил Эрнстович 30.10.2016, 09:30В лето 1981 года температура в Куйбышеве (ныне Самаре), Тольятти и Ульяновске ниже +45 днем не снижалась. Добавлю, это в тени. Тольяттинский СРМЗ работал с 5 утра до 13 часов дня потому что днем работать было невозможно. Солнце вставало примерно около 5 утра а к семи грело очень сильно. Я ответил на Ваш вопрос?
-1+
#Соснин Александр Сергеевич 30.10.2016, 22:10Не понял, где же тут несколько часов под солнцем, ну да ладно :)
--3+
#Францев Михаил Эрнстович 30.10.2016, 09:59[quote="29 Октября 2016 г. 13:29, Соснин Александр Сергеевич"Палубные пассажиры не обязательно находились на открытых палубах. Они занимали, например, откидные сиденья в коридорах нижней палубы.[/quote]
А вы сами пробовали сидеть в этих коридорах? Там ведь еще и МО недалеко. Да при жаре за бортом! "Люблю море с берега, а корабли на картинке?"
-3+
#Соснин Александр Сергеевич 30.10.2016, 22:16Я не только это неоднократно пробовал, я на этих судах провёл и провожу очень много времени. А судя по комментариям про жару от МО в пассажирском коридоре нижней палубы на 588 проекте Вы и вправду любите эти суда с берега. Это тоже чудесно, но пытаться при этом чему-то учить тех, кто этот проект реально эксплуатирует, несколько странно. :)
-1+
#Донской Алексей Владимирович 31.10.2016, 11:18Также странно выглядят комментарии Михаила Эрнестовича про спасательные средства и работу с ними. Даже собственные картинки как следует не рассмотрел.
А жара от МО видимо связана с наличием главных котлов, в распахнутые раскаленные топки которых десятки кочегаров кидают уголь днем и ночью )))
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 03.11.2016, 05:12При чем тут коридоры 588 проекта я не понял? "Капитан Рачков" вообще-то не "немец, а "чех" проекта 26-37. Человеку претендующему на статус "историка пассажирского речного флота", стыдно не знать факт, что скорая линия Москва - Астрахань в те годы обслуживалась исключительно пассажирскими теплоходами серии "Октябрьская Революция" проекта 26-37
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 03.11.2016, 10:35Михаил Эрнстович, Вы уже не знаете к чему придраться. :) То, что с 1965 года линия Москва - Астрахань обслуживалась 26-37, это азы. Вы побывайте в стольких рейсах и проведите столько времени в библиотеке, работая со старыми книгами и газетами по пассажирскому флоту, как я, потом и поговорим.. :) Разговор шёл о вместимости теплоходов 588 проекта, я этот проект и упомянул. По 26-37 ровно то же самое.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+