Сегодня на портале "Корабел.ру" мы предлагаем читателям познакомиться с соображениями о проблемах и перспективах отечественных речных круизов человека, которого смело можно называть одним из самых компетентных специалистов в этой сфере. Специально для нашего сайта написал статью Александр Соснин, председатель Совета директоров круизной компании "Инфофлот".
Текст, представленный ниже, отражает основные тезисы его доклада, прозвучавшего в конце сентября в Геленджике - на круглом столе по речным круизам, который был организован главным редактором "Корабел.ру".
От редакции
Когда речь заходит о речных круизах по России, почему-то принято говорить исключительно о проблемах этой отрасли. Причем чаще о проблемах не первостепенных: обмеление рек, отсутствие причалов, старение флота.
Нет, конечно, все перечисленное в той или иной степени присутствует. Никто не откажется от новых теплоходов, никто не будет возражать против хороших современных причалов, и уж, конечно, все обрадуются, если на реках не останется лимитирующих участков с малыми глубинами. Но это не те проблемы, которые по-настоящему мешают развитию речных круизов. Да и странно думать, что сейчас кто-то для нас построит флот, оборудует новые причалы, углубит реки, и тогда уж отрасль заживет. Нет, не заживет. Потому что критичные для отрасли факторы совсем другие. Я бы выделил три таких фактора.
Первый – это доходы потенциальных клиентов речных круизов.
В 2016 году средняя по отрасли цена путевки в круиз на человека в сутки составила около пяти тысяч рублей. Несмотря на то, что в эту цену включены питание и экскурсии, для многих туристов она оказывается высока, и они выбирают другой вид отдыха. Поскольку расходы круизных компаний предельно оптимизированы и потенциал для снижения цен практически исчерпан, а доходы потенциальных клиентов зависят от общей экономической ситуации, оставим этот фактор как данность, на которую мы не можем влиять.
Зато с другими факторами вполне можно работать.
Капитан круизного судна - не только уважаемый командир и прекрасный судоводитель. Он еще и гостеприимный хозяин теплохода. На фото - капитаны теплоходов "Н.А. Некрасов" и "Александр Бенуа" А.А. Быков и П.И. Гражданинов приветствуют туристов / Александр Соснин
Второй критичный для отрасли фактор – информированность людей о речных круизах.
Большинство россиян никогда не слышали о таком виде отдыха. Взять хотя бы Москву: многие ли из десятимиллионного населения столицы знают о том, что из их города отправляются в многодневные путешествия белоснежные теплоходы? Хорошо, если каждый десятый. А из тех, кто слышал о речных круизах, большинство находится в плену обычных заблуждений: там будет укачивать, там скучно и там "советский" сервис.
Надо рассказывать людям о речных круизах. Мы, как и наши коллеги из других компаний, продвигаем речные круизы на выставках, в прессе, в социальных сетях. Периодически снимаются ролики об отдыхе на речных теплоходах. Для объединения усилий по продвижению речных круизов три круизных компании – "Инфофлот", Водоход" и "Мостурфлот" объединились в "Речной альянс". Но, уверен, не все возможности здесь исчерпаны. Будущее – за такими решениями, как, например, интересные "вирусные" видео или съемка популярного телесериала, действие которого разворачивается на речном теплоходе.
Третий фактор – удовлетворенность людей, побывавших в речном круизе.
Недостаточно убедить человека отправиться в круиз. Важно, чтобы ему понравилось, и он вернулся, а заодно и рекомендовал такой вид отдыха другим. И в этом отношении делается многое.
1. Реконструкция флота.
Не секрет, что суда, выполняющие речные круизы, построены много лет назад (самому новому из них уже больше двадцати лет). Безусловно, эти теплоходы требуют должного ухода за механической частью, и это делается. Но еще больше, чем механическая, устаревает пассажирская часть. Казавшиеся роскошными в советское время пассажирские помещения речных судов перестали удовлетворять современным требованиям. Поэтому на большинстве судов проведена реконструкция пассажирских помещений.
Основное – это оборудование и размеры кают. Вместо небольших "кают-купе" появляются просторные гостиничные номера со всеми удобствами, а иногда и с балконом. Некоторые каюты делаются небольших размеров, но при этом они оборудованы всем необходимым в путешествии: санузел, телевизор, холодильник, кондиционер.
Изменения касаются и общественных помещений. На теплоходах появляются новые бары, фитнес-центры, кинотеатры с двумя экранами. Меняется отделка помещений, меняется их меблировка.
Для тех же, кто привык к "добрым старым" непереоборудованным теплоходам: несколько таких теплоходов до сих пор эксплуатируется в некоторых компаниях. Главное, чтобы новые речные туристы, случайно попавшие на эти суда, не составили по ним впечатление об отрасли в целом.
Пассажирская каюта теплохода "Н.А. Некрасов" после капитальной реконструкции судна / Александр Соснин
2. Сервис на борту.
Один из мифов о речных круизах – невысокий уровень сервиса на речных судах. А это давно не так. Круизные компании проделали большую работу для того, чтобы обеспечить на борту уровень сервиса, отвечающего современным требованиям. Это касается буквально всего: питания и обслуживания в ресторане, сервиса в каютах, развлекательных программ на борту и так далее. Правда, не секрет, что уровень сервиса зависит от круизной компании, и, к сожалению, бывает, что по худшим компаниям судят обо всей отрасли.
3. Открытие новых речных маршрутов.
Казалось бы, круизными компаниями давно освоены все судоходные реки, но некоторые пробелы до недавнего времени все же оставались. В 2011 году мы впервые после 30-летнего перерыва организовали круиз по реке Вятке, и с тех пор проводим его ежегодно. Причем, если в советское время на этой реке работали небольшие однопалубные теплоходы типа ВТУ, то мы используем на Вятке двухпалубный теплоход "Василий Чапаев". Круиз по Вятке – уникальный маршрут: теплоход проходит по большой воде от устья до самого Кирова, а это почти семьсот километров. Для этого круиза разработана очень интересная экскурсионная программа в местах остановок теплохода, причем она включает в себя не только посещение городов, но и несложные походы по красивым природным достопримечательностям вятского края.
Из других освоенных нами рек – Сура и Ветлуга. К сожалению, высотный габарит наших теплоходов не позволяет заходить на красивую реку Чусовую. Тем не менее, мы делали круиз и по Чусовой, пересаживая наших туристов с большого теплохода на небольшой теплоход типа "Ом".
Круиз по Вятке - редкое и необычное явление. На палубе теплохода "Василий Чапаев" / Александр Соснин
4. Расширение экскурсионной программы.
Возможность для движения вперед есть не только на новых для круизов реках, но и на давно проверенных речных маршрутах. Это – свежие экскурсионные программы. Ведь кроме городов на самом маршруте следования судна есть интересные места рядом с этим маршрутом. Например, теплоход зашел в Ярославль. Для тех, кто уже знаком с его достопримечательностями, мы предлагаем поехать в Ростов Великий, Карабиху, уникальное купеческое село Вятское. Сколько новых впечатлений получают речные путешественники, посещая эти, казалось бы, не речные города!
Более того, мы начали практиковать круизы с экскурсионной программой, объединенной общей тематикой. Так, в этом году мы провели круиз "Старинные усадьбы Волги и Шексны" на теплоходе "Солнечный город". В этом круизе были как обычные туристы, там и люди, интересующиеся историей русской усадьбы. Каждый смог выбрать программу по своему вкусу. А в ближайших планах у нас тематические круизы "Старинная купеческая архитектура волжских городов", "Удивительные монастыри" (не паломническая, а познавательная программа по самым красивым монастырям Поволжья) и даже "Авиационный круиз" с посещением авиазаводов и возможностью совершить демонстрационный полет на интересной авиатехнике.
Все это дает круизам по, казалось бы, стандартным речным маршрутам второе дыхание; привлекает в них как новых туристов, так и тех опытных речных путешественников, которые не хотели бы повторяться.
Усадьба Даниловское в Вологодской области - одно из мест, посещаемых туристами в круизе "Старинные усадьбы" / Александр Соснин
5. Продление навигации
И, наконец, мы делаем круизную навигацию настолько продолжительной, насколько это возможно. Начинаем в конце апреля, с открытием шлюзов, иногда со льдами. Заканчиваем под снегом – в начале ноября. Благодаря длительному периоду навигации мы можем отнести большую часть накладных расходов на летний сезон, сделав осенние цены на путевки более низкими. Это позволяет попробовать речной круиз многим новым туристам, которые потом не раз возвращаются на реку.
О том, как сделать речные круизы популярными и еще более любимыми, чем сейчас, можно говорить долго. Думаю, что если говорить не о проблемах, а о возможностях этого удивительного вида отдыха, если эти возможности находить и реализовывать, то количество речных туристов будет возрастать, а все остальное – новый флот, новые причалы, – со временем приложится.
Александр Соснин,
председатель Совета директоров СК "Инфофлот"
#Марков Владимир Николаевич 25.10.2016, 12:47Круиз на Вятке на двухпалубном теплоходе "Василий Чапаев" в первые дни открытия речной навигации это настоящий региональный праздник! Информация об этом событии идёт в социальных сетях почти в режиме он-лайн от самого Председателя Совета директоров СК "Инфофлот" Александра Соснина. Это флагман капитан-директор речного круизного флота России!
-3+
#Соснин Александр Сергеевич 25.10.2016, 12:59Спасибо, но эти круизы - плод труда профессионального коллектива береговых работников и плавсостава, а еще и смежников: путейцы, экскурсионные компании, ... Для меня они всегда самые лучшие и настоящие флагманы! :)
-0+
#Михаил К. 25.10.2016, 18:43Когда была централизованная экономика, отраслевой подход был закономерен, потому что всем управляло государство. Сейчас должна быть совместная работа с обязательным включением территорий. Это характерно, для всех видов флота. Без этого прогресса ждать придется очень и очень долго, пока не объединят усилия. А для этого надо менять подход к управлению и образованию в отраслевых вузах.
-0+
#Леонов Владимир Васильевич 25.10.2016, 20:12Подкину две небольшие бизнес-идеи для А.Соснина:
- двухпалубники проекта 305 могут ходить по Вятке до исторических городов Малмыж и Уржум вплоть до середины июля (а в 2015 году глубины позволяли ходить вплоть до сентября)
- если есть "авиационный круиз", то можно организовать и "катерно-лодочный круиз" по Вятке, поскольку в вятских городах Сосновка и Вятские Поляны сегодня работают семь фирм, которые производят в общей сложности свыше ста моделей катеров, мотолодок и гребных лодок. В Сосновке даже ходить далеко не надо - фирмы располагаются на территории судозавода
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 26.10.2016, 02:05Владимир Васильевич, спасибо, мы прорабатывали круизы по Вятке на летнее время, изучали статистику по уровням воды. Гарантировать проход судна с осадкой 160 см до Уржума (Медведка) до середины июля, к сожалению, невозможно. Малмыж - да, но там нет удобного места подхода для такого судна. Ездили, все изучали.
Катеро-лодочный круиз в каком-то виде обсуждали, как раз применительно к Вятке. Возможно, когда-то к этому придем, но речь не будет идти о длительных переходах на катерах. Все-таки у нас несколько другой формат отдыха, и соответственно другие, не "походные" ожидания клиентов.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 26.10.2016, 09:37Думается, необходимо отметить два принципиальных момента. Первое - возможности строительства теплоходов - плавучих отелей в России очень ограничены (несколько единиц за десятилетие) и в обозримой перспективе не расширятся. Создание плавучих отелей повышенной комфортности из судов возрастом более полувека подходят к своему физическому пределу, так как "металлолома" пригодного для этой цели практически не осталось, а выводить из эксплуатации теплоход, имеющий первоначальное состояние, чтобы его кардинально перестроить никто не будет, ибо деньги нужны здесь и сегодня, а не через несколько лет. Поэтому, думается, что сложившаяся система теплоходы+круизы будет функционировать в этом виде достаточно долго - до очередных потрясений неизвестного характера (предыдущим таким потрясением была, например, гибель "Булгарии" после чего весь 785 проект вывели из эксплуатации незаслуженно, скажем так). Второе. Сейчас стало дееспособным и финансово содержательным поколение, которое м далее...ыслит несколько иными категориями, чем просторные диваны в каютах и богатое меню. Оно живет на других скоростях, привитых им Интернетом. Плестись по Волге неделю, чтобы увидеть три церкви и два монастыря, а остальное время проводить на борту ибо стоянки коротки - для них уже малопривлекательное занятие. Весь мир уже давно развивается сетевыми технологиями. Возьмите Uber, Booking и прочее. Думается, что речная сеть Европейской части России хорошо приспособлена для применения этих технологий. Можно предположить, что будущее речного туризма - это сочетание скоростного железнодорожного, автобусного сообщения и перевозок скоростными судами с вместимостью пропорциональной автобусу по речным участкам, отелей на берегу с WI-Fi и интернет-сервисами, кафе и ресторанов на берегу с возможностью заказа меню через интернет на группу и т.п. И цены на круизы там будут не 5000 руб. в день (кстати у "Водохода" на многих четырехпалубных судах они и сейчас пониже 3500-4000 руб. без скидок), а норма прибыли выше. Вопрос сейчас стот, думаю, так: кто первый сможет?
-0+
#Михаил К. 26.10.2016, 12:54И запустить кольцо по Оке, здесь должны корабелы и эксплуатационники вместе подумать. Потому что кризы на водоизмещающих судах будут выгодны на длинных расстояниях, скоростные на коротких. Удивительно, что об этом мало кто хочет думать.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 26.10.2016, 14:08Михаил Сергеевич, все это давно и многократно просчитывали. Круизы на скоростных судах по своей экономике делать нецелесообразно. И даже использование скоростных судов в качестве обычного транспорта в некаютном варианте сегодня возможно либо на дотируемых маршрутах, либо на таком раскрученном туристическом направлении, как Санкт-Петербург - Петергоф.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 26.10.2016, 14:01Михаил Эрнстович, комбинированные туры давно и успешно делаются во всем мире, и в России тоже, а в Европе даже как раз с использованием речного транспорта. Клиенты - в основном молодые люди, которых не напрягает необходимость каждый день распаковывать - запаковывать вещи. Это совершенно другой вид отдыха. Что касается речных круизов, то спрос на них во всем мире успешно и динамично растет. Даже если бы это было не так, мы бы все равно занимались речными круизами. С чего нам менять любимое дело на нелюбимое? :)
Сетевыми технологиями в речном туризме мы занимаемся давно и успешно. Кстати, первыми в России сделали полный цикл покупки круиза онлайн, первыми сделали application programming interface (API) для использования наших данных внешними приложениями. Это как круизный оператор. А как круизное агентство мы активно подвигаем коллег, причем не только из России, на разработку своего API (у кого его нет) с целью создания удобной системы продаж круизов, чем-то похожей на Booking.com. Поэтому слова "сетевые технологии" для нас не лозунг, а реальность, в которой мы работаем. далее...
А цена путевки бывает и 2 тысячи в день, и 10. Я говорю про среднюю цену по отрасли, а не про то, какая она бывает. :)
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 26.10.2016, 15:24В СССР в комбинированных речных турах участие принимал неоднократно. В России о сколько-нибудь регулярных комбинированных речных турах слышать не приходилось. Пока. Скоростного флота в России тоже почти не осталось. Сетевые технологии, они ведь не от слова "Интернет", как у нас часто думают, а от слова "сеть" - множество элементов определенным способом связанных между собой. Городской транспорт - сетевой. Автобусные перевозки во многих регионах, да и на федеральном уровне становятся сетевыми. До рек пока дело не дошло, но думаю, что ждать этого долго не придется. В Сибири, насколько мне известно, уже существуют туры с использованием АСВП. Хотя условия там спартанские. Впрочем, даже на п/х "Комсомолец" - единственном пассажирском судне на Байкале в 80-х годах прошлого века они были вполне спартанскими. В Сибири к этому проще относятся. По Лене на сотни километров народ возят на катерах и моторных лодках. А на "Восходах" и "Метеорах" далее...; там возить, как выясняется, невыгодно. Поэтому "Восходы" с "Метеорами" идут на слом или продажу в Китай, а лодки и катера - везут пассажиров (а среди них и туристов). Поэтому когда начнется более-менее массовое производство скоростных бюджетных судов так сразу на реку придут сетевые технологии.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 26.10.2016, 19:50Михаил Эрнстович, давайте определимся, о чем мы говорим - о компьютерных сетевых технологиях или о транспортных сетях (тогда причем здесь booking.com)? И давайте не путать речные круизы с речными пассажирскими линиями.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 27.10.2016, 10:10Все "букинги" связывают через Интернет РЕАЛЬНЫЕ объекты. Мы говорим о перевозке организованных туристических групп (от 3 до 45 чел.) по железным дорогам, автомобильным дорогам и внутренним водным путям, рассматриваемым как единая сеть. При этом в узлах сети находятся отели, рестораны, достопримечательности и места развлечений. В связях между узлами - скоростные поезда, автобусы, скоростные суда. Система бронирования мест в отелях, групповых билетов на транспортные средства и их оплаты, заказов меню в ресторанах и кафе и прочего - через Интернет. Маршруты формируются через предпочтения и варьируются в зависимости от склонностей каждой из групп (условно Монастыри - Аквапарки). Примерно так.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 27.10.2016, 10:25Упрощенный пример: Москва - Нижний Новгород - скоростной поезд "Стриж" - 4 часа - Нижний новгород - экскурсии и развлечениия - 1 сутки - скоростное судно типа АСВП Муром (экскурсия) - Касимов (экскурсия, ночлег) - автобус - Константиново - автобус - Рязань (экскурсия, ночлег) - скоростное судно типа АСВП - Коломна (экскурсия, + автобусная экскурсия в Зарайск) - экспресс Москва - 2 часа. Отели в зависимости от предпочтений. Экскурсионная программа типа "Древняя Русь". Но есть развлечения и для детей и молодежи. Весь круиз может уложиться в 4-5 суток, что может быть вполне привлекательно. Вторая группа движется навстречу из Коломны в Нижний, исключая пустые пробеги АСВП и автобусов. Что самое интересное и важное - это то, что использование АСВП делает такой маршрут круглогодичным.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 28.10.2016, 02:45Это уже будет не круиз, и не развитие понятия "круиз". Это обычный комбинированный маршрут, совершенно другая специфика. При увеличении объемов на помощь организаторам таких маршрутов придут сетевые технологии, это вполне естественно. Но все же круиз - это другая категория отдыха, и одним из принципиальных моментов является отсутствие необходимости ежедневно распаковывать вещи.
-0+
#Морозов Эдуард Михайлович 28.10.2016, 16:08Господин Францев! Вы неверно определяете целевую группу потребителей круизов. Это помимо пенсионеров еще и семьи с детьми, и офисные менеджеры с нервным истощением. Им эти комбинированные круизы с АСВП нафиг не нужны. Им даже стоянки нужны не для обозрения монастырей, а чтобы прогуляться или поучаствовать в интерактивных мероприятиях типа "Авдотьиного чая". Основная цель в круизах для них - размеренное общение, анимация, концертная программа, речная инфраструктура, созерцание берега. Но никак не "галопом по Европам" по Золотому Кольцу. Я участвовал в автобусно-теплоходных турах и отношение у меня к ним резко негативное. И суда на СВП хорошо помню, я родом из СССР. И вовсе не хочу их использовать на отдыхе более чем на 1-2 часа, мне релакс нужен. Вот о чем может идти речь (и что я делаю каждый год) - о пакетных турах типа РЖД Стриж+теплоход. Будет скоростной сидячий поезд до Казани - москвичи начнут массово покупать круизы Казань-Астрахань-Казань или Казань-Москва. далее... Также речной турист заинтересован в хороших зеленых стоянках. Пример - Коприно.
-0+
#Морозов Эдуард Михайлович 28.10.2016, 16:46Я, как речной турист со стажем, который в последние годы привел в Инфофлот и Водоход не один десяток клиентов, хотел бы обозначить, чего нам, потребителям, желательно иметь в речных круизах (направления усовершенствования продукта):
1) Специальная программа для многодетных семей (доп. скидка в некоторых круизах);
2) Наличие у компании хотя бы одного в год круиза с бюджетными ценами, позволяющим отправиться в него людям достатка ниже среднего;
3) Оплата "на борту" всех услуг и товаров картой, выпуск спец. лимитированных карт для использования членами семьи;
4) Получение новой информации (лекции для взрослых, познавательные программы для детей) - в длинных круизах только развлекаловка надоедает;
5) Организация мини-экскурсий для желающих при помощи местного такси и местных гидов, что позволит разнообразить программу экскурсий. Например, можно заранее договориться с владельцами электромобилей в Плесе или владельцами экоферм.
-0+
#Соснин Александр Сергеевич 29.10.2016, 15:42Эдуард Михайлович, да, это то, что к чему мы все постепенно приходим.
-0+
#Францев Михаил Эрнстович 28.10.2016, 17:45Господин Морозов! Вам нужно покупать путевки на теплоход "Александр Суворов" компании "Водоход" - там сбудутся все Ваши пожелания. Кстати, видимо Вы невнимательно читали мой пост - я же написал, что круизы на теплоходах никуда не денутся, развитие пойдет в другой плоскости, потому что число теплоходов конечно и не увеличится. Кстати, не придумывайте, в СССР туров с использованием АСВП просто не было
-1+
#Морозов Эдуард Михайлович 30.10.2016, 17:53В СССР зато были пешеходно-речные комбинированные туры с использованием Ракет.
-0+
#Баженов Николай Николаевич 05.11.2016, 23:18Сегодня, по инициативе портала "Корабел.ру", началось обсуждение итогов Круглого стола по вопросам совершенствования внутреннего водного туризма в рамках Гидроавиасалона в Геленджике 22-25 сентября нынешнего года. Статья А.С.Соснина во многом перекликается с его собственным выступлением там и другими выступлениями на Круглом столе. Поскольку здесь есть много интересных и конструктивных предложений, может, есть смысл их объединить?
-0+
#Богуславский Дмитрий 12.11.2016, 18:44Главная беда сегодняшних круизов - постоянная отмена дополнительных экскурсий из-за недобора группы в 25-30 человек. Почему нельзя арендовать микроавтобус мне не понятно. На всех стоянках проводятся стандартные, не меняющиеся уже десятилетие экскурсии. Из-за этого часть постоянных клиентов круизных компаний предпочитают самостоятельную организацию экскурсий или вообще покупают круизы по рекам Сибири (Европы, Азии, Америки, Австралии, Африки). Никакие неудобства на теплоходах не причиняют такие страдания в круизах, как "День сурка" во время экскурсий, к сожалению.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+