Для проведения соревнований организаторы предоставили специальный стенд, который располагался в бассейне на глубине 5 метров. По условиям, подводный аппарат, управляемый дистанционно оператором, должен был выполнить ряд заданий: соединить разъёмы, открыть люк, установить прибор в нужное место или очистить поверхность от обрастаний. Жюри при вынесении итоговой оценки учитывало количество успешных операций и скорость их выполнения.
Судейский монитор / Команда СПбГМТУ |
Технические данные подводного робота RedROV:
-
Число двигателей: 6
-
Максимальная рабочая глубина: 20 м
-
Скорость горизонтального движения: до 2-х узлов
-
Кабель: диаметр 4 мм, длина 50 м
-
Видеокамера: 1 цифровая IP -камера.
-
Вес подводного модуля в воздухе — 5 кг
-
Размеры подводного модуля 550x440x180 мм
Сколько времени заняла подготовка к соревнованиям? С какими трудностями столкнулись?
Всего подготовка робота длилась полгода, ей занимались 3 - 4 человека. Так как все люди занятые, то всё что можно, делали дома, а для испытаний и синхронизации работы собирались в университете. Всего мы провели порядка 10 испытаний в опытовом бассейне СПбГМТУ. Наиболее сложными задачами были - стабилизация робота по глубине, трудноуловимые программные ошибки, задержки видеосигнала и, конечно же гидроизоляция систем.
Тут стоит сказать, что как бы не боролись ребята за "сухость" – вода путь везде найдёт. Как позже выяснилось, во время перелёта перегнулся ввод кабеля питания, что привело к нарушению гидроизоляции коробки с аппаратурой, в результате чего на управляющие платы попала вода. Это привело к повреждению аппарата и досрочному снятию с соревнований.
Команда из Китая / Команда СПбГМТУ |
Кем были ваши конкуренты?
Роботы на конкурсе были совершенно разные, вплоть до самых удивительных. Например, один из них, весом примерно 50 килограмм опускала в воду команда из восьми человек. Популярны конструкции из водопроводных труб, а вообще каждый делает во что горазд, лишь бы работало.
Ещё из запомнившегося: некоторые команды из Китая состоят из школьников 13-15 лет. Наверное, им помогают взрослые, но это замечательно, что дети в таком возрасте участвуют в международных соревнованиях, через несколько лет из них вырастут настоящие профессионалы. Была одна команда из Египта, поразительно, что со всеми текущими событиями в их стране, находятся деньги на подобные поездки. Необычно и то, что Европа была практически не представлена на соревнованиях, ну а основной контингент - разумеется американцы.
Робот конкурентов / Команда СПбГМТУ |
Какие планы по модернизации аппарата уже есть?
Сейчас робот полностью разобран и мы заняты изготовлением следующей версии. Команда расширилась и сильно обновилась. Уже готов чертёж нового, полипропиленового корпуса, изготовлен "стакан" для оборудования из дюралюминия. В январе планируем первые испытания нового аппарата, для начала в экспериментальном корпусе, после прояснения некоторых моментов – изготовим рабочий корпус.
Идут ли вам навстречу спонсоры?
И да и нет. Денег мы ни у кого не просим, нам нужно оборудование. Кто-то отмалчивается, кое-кто, что приятно, живо интересуется и помогает. К примеру, фирма "Hikvision" поставила нам видеокамеру для подводной съёмки, а драйвера управления шаговыми двигателями манипулятора предоставила фирма "Онитекс", за что им всем большое человеческое спасибо.
Робот команды СПбГМТУ / Команда СПбГМТУ |
Пока я не вижу такой необходимости, да и, честно говоря, результатов их работы, как говорится, "по делам их узнаете их". Возможно, они изготавливают что-то для военных, но на гражданском рынке с отечественными аппаратами всё достаточно глухо, не считая аппаратов серии "Гном", разрабатываемых в Москве. Достаточно много закупают иностранных аппаратов, что тоже говорит о состоянии дел в нашей подводной робототехнике.
Интересные работы ведутся в ИПМТ ДВО РАН, но это Владивосток, далековато. Хотя их журнал "Подводная робототехника" мы читаем с большим интересом.
Ещё одна причина, по которой мы не идём за советом в больше КБ, это то, что у нас под рукой целый университет, где преподаватели с радостью готовы помочь. Это хорошие специалисты, в самых разных областях, хотя их средний возраст печалит. Несколько тяжелее с людьми, разбирающимися в современной технике: разрушительные последствия 90-х вырвали из преподавательского состава пласт людей, которые должны были в этом разбираться. Надеюсь, наше начинание поможет вырастить смену специалистов и в области современных технологий, и фундаментальных знаний.
Робот конкурентов / Команда СПбГМТУ |
Михаил, откуда появилась идея создания робототехнической секции на базе университета?
Это моя давняя мечта, хочется привлекать студентов, чтобы они могли практически что-то делать. Сейчас появилась возможность начать осуществление этого дела.
Студентам нужна организация рабочего процесса, необходимо показать, как применять полученные знания на практике. Сейчас же выпускник по большому счёту ничего не умеет, и это самое ужасное. Он приходит практиковаться на государственное предприятие и его там тоже ничему не учат. Многие госпредприятия поставлены на грань выживания, а когда речь идёт о нём, какое уж тут обучение. Обучение есть тогда, когда есть восходящий процесс, а когда речь о выживании, обучения не будет.
Ну а в коммерческие предприятия, где можно поучиться, людей без опыта берут с неохотой.
У меня в голове крутится такое определение – "учебно-производственное предприятие". Чтобы была сменяемость поколений; приходили студенты-первокурсники и видели, что ребята на 3-4 курсе уже делают сами что-то реальное, а может быть и делают за деньги. Не на бумаге рисуют проекты, а делают живую технику и получают за это живые деньги. Да и намного проще общаться со своими сверстниками, чем с 70-ти летними дедушками, при всём моём бесконечном уважении к этим самым дедушкам, на которых только наше образование и держится.
Команда СПбГМТУ и организаторы соревнований / Команда СПбГМТУ |
Нами собрана группа инициативных ребят, которые хотят работать, им это интересно, и они готовы заниматься. Уже в этом году нам должны выделить помещение, мы найдём финансирование и проведём олимпиаду по робототехнике для учащихся старших классов школ, где будут самые простые роботы, сконструированные нами. Так мы позовём ребят в наш университет и сами потренируемся. Кроме того, я наберу новых студентов, желающих заниматься разработками. Проекты у меня есть, а вот людей нет, людей найти тяжело.
Студенческое Конструкторское Бюро действительно большое дело. И совсем по-западному фантастично звучит получение денег за разработки студентов. Особенно с учётом активов знаний учащихся или не их, как таковых, а скорее того, что называется образованием.
В качестве вывода, позволю себе упомянуть отрывок из статьи Михаила Чемоданова:
"...Пока я собирал команду на соревнования, мне пришлось просеять приличное количество человек. И теперь, если меня спросят о среднем уровне студентов Корабелки (подчеркну, что речь идёт именно о среднем уровне), я с тяжёлым сердцем буду вынужден признать, что он далеко не так высок, как хотелось бы.
Проблемы есть с умением работать руками – многие ребята не знают, с какой стороны подойти к ножовке, не говоря уж о таком чуде техники, как паяльник. В научной подготовке – зачастую для студентов становится открытием то, как знания, полученные ими на парах, связаны с реальностью.
Но главная проблема в другом. Если человек что-то не умеет, это не такая большая беда – при желании научиться может каждый. Главнейшая беда в отсутствии желания, горящего стремления реализоваться, сказать свое новое слово, создать что-то небывалое.
Основная проблема – в огне, а точнее в его отсутствии. Огонь жажды деятельности, жажды менять мир, этот огонь – он не разлит по рядам студентов. Есть лишь маленькие искорки, угольки разбросанные то там, то сям.
Вне пламени эти угольки, с высокой долей вероятности, угаснут. Оно и понятно – за счёт своего желания "огненные" студенты без труда обгоняют в учёбе своих менее целеустремленных товарищей. Это приводит к тому, что молодые таланты не учатся работать по-настоящему, ленятся. "Молодец среди овец, а среди молодца и сам овца" – так в схожих ситуациях говорила моя бабушка.
Оговорюсь - я не делю людей на гениев и посредственностей, более того я уверен что каждый человек гениален, вопрос только в правильном подходе к этому конкретному человеку. Говоря об "огненных" студентах, я считаю, что с ними изначально проще работать. И как на войне фронт противника прорывают в узком месте, лишь за тем развивая успех и вводя в прорыв новые силы, также и в деле совершенствования образования студентов нужно прорывать фронт бездействия и лени там, где это проще и с теми, кто сам этого хочет.
Из сложившейся ситуации, ситуации катастрофического недостатка "огненных" студентов, мне видится следующий возможный выход: создание точек роста, объединяющих "огненных" студентов.
Такой точкой может стать организуемое сейчас студенческое КБ. Необходимо собрать желающих трудиться студентов в такую организацию, дать им цели, объяснить, как этих целей достичь, помочь, направить".
Ирина Акимова