"Корабелка" была, есть и будет

2 13442 13 мин
26 апреля 2015 года единственному кораблестроительному вузу страны исполнилось 85 лет. На вопросы о прошлом, настоящем и будущем альма-матер ответили профессионалы своего дела, выпускники СПбГМТУ разных лет.
Исполняющий обязанности технического директора ООО "Балтийский завод-Судостроение" Александр Михайлович Борцов. Окончил факультет корабельной энергетики и автоматики ЛКИ в 1973 году, по специальности "Инженер-электромеханик по автоматике и телемеханике".
 
Что было в "Корабелке", когда Вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Стремление рабочей молодежи получить высшее образование.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
Кузница кадров – не понятно для кого.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Готовить конкретные кадры для конкретных предприятий.

 
Николай Николаевич Ивакин / Корабел.ру
Главный редактор журнала "Корабел.ру" Николай Николаевич Ивакин. Окончил факультет корабельной энергетики ЛКИ в 1979 году, по специальности "Инженер-механик"

Что было в "Корабелке", когда вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Когда я учился в Ленинградском кораблестроительном институте, он был одним из ведущих вузов города и страны. Авторитет "Корабелки" был непререкаемым, где бы то ни было. Диплом кораблестроительного института был знаком качества таким же как у "Бауманки", "Политеха", "Военмеха".

Много ярких личностей, которые преподавали нам, по своему авторитету, опыту и влиянию на судостроительную науку были существенно выше, чем сегодня. Это ни сколько не умоляет достоинства нынешних преподавателей – все они заслуженные, но ситуация такова, что наши профессора ездили читать лекции в Канаду, Германию, Америку, Англию, в "Корабелку" приезжали учиться не только вьетнамцы. Не уверен, что сегодня профессорско-преподавательский состав имеет тот же авторитет.
Студенты всегда чувствовали заинтересованность предприятий в кадрах. Убеждён, что сейчас такого нет. Процент людей, которые после окончания института идут работать по профессии, существенно ниже, чем в советское время. Я думаю, что сегодня треть выпускников идёт работать по профессии, а может быть даже и меньше.
Здесь работает много факторов – советский менталитет, престижность профессии, осознанность её выбора.
Из опыта 20-летней давности могу сказать, что на завод работать приходили разные ребята. Те, кто хотел получить какие-то знания в институте – получали их, те, кто не хотел – не получали.
При этом в наше время система образования была так построена, что ежели ты даже не хочешь чему-то научиться, то тебя все равно заставят выучить и волей-неволей что-то в головы вбивалось. Сейчас этого нет.
Ещё и вопрос мотивации – может быть, один из полусотни абитуриентов бредит морем. Думаю, что большая часть ребят идёт в "Корабелку", чтобы не ходить в солдаты, девушки – за кавалерами или по тому, что так сложилось. А как следствие и процент людей, которые цепляются за профессию и быстро продвигаются, меньше.
Живой пример, давайте сравним возраст руководителей судостроительных предприятий на средину 80-х годов и сейчас. Мягко выражаясь, ситуация изменилась в корне. Я отлично помню, что в то время когда возраст руководителя подходил к 60-ти годам, кругом уже витала атмосфера – надо выбирать замену, и всегда два или три 40-летних их подпирали. Сейчас я такого не вижу – человек и в 60, и в 70 работает и не всегда ему есть замена.
Я не говорю, что всех 60-летних надо понижать в должности, имею в виду, что если раньше  был постоянный подпор, то сейчас его зачастую нет. Ребята, которые должны были окончить институт 20 лет назад и пройти все ступеньки карьерной лестницы, потерялись в перестроечной суматохе.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Наша "Корабелка" как и вся высшая школа, промышленность должна стремиться интегрироваться в мировую экономику. Когда я вступал в спор с К.П. Борисенко (Ректор СПбГМТУ до 2012 года, – примечание редакции) он говорил, что "мы учим специалистов для отечественной промышленности". На что я парировал: "Нужно сделать так, чтобы за нашими выпускниками стояла очередь работодателей из Кореи, Китая, Франции, Германии…".
Почему наш инженер, получивший диплом в "Корабелке" выброшен из научно-технического прогресса? В том числе, и в силу незнания языка. У нас как-то все считают, что мы учим для себя. Показатель класса высшего заведения, это тот ажиотаж, который создают на мировом рынке труда его выпускники.
Если в ближайшее время мы не преодолеем эту проблему, в след за всякими напастями, которые и без того терзают нашу страну, мы потеряем человеческий капитал. Как бы это грустно не звучало, а давно пора вспомнить, как Пётр набрал более-менее толковых ребят и отправил их в Европу учиться.
 
Олег Яковлевич Тимофеев / Корабел.ру
Доктор технических наук, заместитель генерального директора – начальник Арктического инжинирингового центра ФГУП "Крыловский государственный научный центр", Олег Яковлевич Тимофеев. Окончил кораблестроительный факультет ЛКИ  в 1980 году, по специальности Прикладная математика.
Что было в "Корабелке", когда вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Коллективизм раньше воспитывался с пелёнок, сейчас к нам приходят молодые индивидуалисты. В исследовательской работе необходима слаженность действий всего коллектива, всё должно быть как в танце, приходится учить ребят работать в команде.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
В отличие от других университетов, в "Корабелке" сохраняются внутренние традиции, особый студенческий дух – с большим успехом проходят фестивали, шлюпочные походы.
Интерес к знаниям не потерян, потенциал у ребят очень хороший. В 90-е годы в "Корабелку" приходили ни в чём не заинтересованные люди, сейчас ситуация меняется.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Цель СПбГМТУ – стать лидером в области политехнического образования. Нужно, чтобы эта задача была понятна для всех, кто работает в "Корабелке" – несогласные должны уйти.
Школьники должны быть нацелены на поступление именно в СПбГМТУ, выпускники же понятны для работодателя и ориентированы на конкретную работу в отрасли. 

 
Александр Сергеевич Бузаков /
 "Адмиралтейские верфи", ОАО
Кандидат технических наук, генеральный директор ОАО "Адмиралтейские верфи", "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" Александр Сергеевич Бузаков. Окончил Факультет корабельной энергетики и автоматики ЛКИ в 1980 году, по специальности "Судовые силовые установки".
Что было в "Корабелке", когда вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Я поступил в Ленинградский кораблестроительный институт в 1974 году, а в 1980-м, защитил диплом инженера-механика по специальности "Судовые силовые установки". Это было время, когда интерес к инженерным специальностям среди молодежи был очень высок! И сегодня, 35 лет спустя, я с удовольствием и благодарностью вспоминаю творческую атмосферу, студенческую дружбу и взаимовыручку, которая царила в институте.
Если сравнивать "Корабелку" 70-х годов прошлого столетия и сегодняшний ГМТУ… Наверное, утрачен элемент романтики и дух коллективизма, который был присущ нам, советским студентам. Я сказал бы, что раньше студенты стремились получить максимальный объем знаний и с огромным уважением относились к своей будущей профессии. Сегодня учебу воспринимают как данность, и после окончания вуза, к сожалению, далеко не всегда выбирают работу по специальности…

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
"Корабелка" с момента своего создания была и остаётся ведущей школой отечественного кораблестроения. Сложно переоценить роль вуза в подготовке многих поколений советских и российских инженеров-кораблестроителей и их вклад в развитие науки, в процессы совершенствования проектирования и производства, обеспечение мирового приоритета российских судов и кораблей.
Морской технический университет всегда по праву считался одним из самых престижных технических вузов не только города, но и страны. И сегодня студенты университета так же, как 80, 40, 20 лет назад, получают фундаментальные академические знания, с которыми можно одинаково свободно работать как на заводе, так и в проектном или исследовательском институте. Такой профессионализм в подготовке кадров на протяжении 85 лет – лучший повод для гордости!

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Сохраняя лучшие традиции ленинградской "Корабелки", идти в ногу с последними достижениями мирового судостроения. Движение вперед – это жизнь!

 
Вадим Анатольевич Манухин / Алексей Игнатьев
Кандидат технических наук, доцент кафедры строительной механики корабля СПбГМТУ, яхтенный капитан, мастер спорта России Манухин Вадим Анатольевич. Окончил кораблестроительный факультет ЛКИ  в 1982 году, по специальности "Динамика и прочность машин (судовых конструкций)".

Что было в "Корабелке", когда Вы в ней учились, но сейчас утеряно?
В "Корабелке" всегда были хорошие традиции, многие из которых сейчас утрачены. Например, студенческий кукольный театр. Студенты с куклами выступали даже в новогодних концертных программах, которые показывали по главному телеканалу страны. Был и студенческий джаз-оркестр, правда, к моменту начала моего обучения он уже не действовал.
В Советском Союзе было два кораблестроительных ВУЗа – Николаевский и Ленинградский, в России остался один. Но в Национальном университете кораблестроения имени адмирала С.О. Макарова, как теперь называется бывший НКИ, есть свои яхты, несмотря на всё, держится яхт-клуб. У нас же яхт-клуб, в котором, кстати, была судомодельная секция, секция водных лыж, секция олимпийских классов яхт и другие, с 1996 года прекратил своё существование по решению Учёного совета СПбГМТУ.
В данный момент политика ВУЗа такая, что студента за неуспеваемость  не отчисляют, пока он не дойдёт до диплома с десятком задолженностей по разным дисциплинам. Зачем тянуть время? Раньше, когда студент не справлялся с экзаменом, ему давали шанс экзамен пересдать, а в случае повторной неудачи отчисляли из института и не ждали, пока он опомнится на пятом курсе. В результате на первой сессии из группы отсеивались слабые и случайные студенты, состав выравнивался и обычно был стабильным до выпуска из института. Сейчас в группе к третьему курсу остаётся из 20-ти 7-8 студентов – случайные люди.  Они попали в "Корабелку" только потому, что не прошли по конкурсу в другой ВУЗ, в который подавали оригиналы документов. А попав в "запасной" ВУЗ, они были зачислены не на самые востребованные специальности.  Приходится учить людей, которые в техническом смысле не подготовлены, да и в моральном плане не хотят вообще работать по будущей специальности. Им нужен только диплом о высшем образовании. Есть, конечно, исключения, но таких сейчас меньшинство.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
Разве что студенческими шлюпочными походами, да и то, пока ими занимается энтузиаст капитан 2 ранга запаса В.А.Сапожников.
Традиционные фестивали "Весна на Лоцманской" сейчас проходят. Я не знаю на каком уровне, поскольку свободного времени на это не хватает. Есть ещё Межвузовский морской фестиваль, инициатором проведения которого был наш университет. Но, на мой взгляд, здесь больше пиара, чем реальной пользы. Как правило, в нём участвуют студенты, у которых с учебой дела обстоят из ряда вон плохо. Может быть, в том числе и из-за участия в подготовке и в проведении этого фестиваля.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Морской государственный технический университет должен стремиться выпускать качественный "товар", которым для учебного заведения являются специалисты. Выпускники "Корабелки" всегда были востребованы не только в СССР, но и за его пределами. Сегодняшних "специалистов" часто приходится доучивать работодателям.

Что, кроме образования, дала вам "Корабелка"?
Широкий круг знакомств с отличными людьми. С теми, с кем я учился, и с теми, кто меня учил, мы сохраняем хорошие отношения до сих пор.
"Корабелка" дала мне возможность заниматься парусным спортом, об этом я мечтал ещё школьником и добился в этом деле определенного успеха – стал Мастером спорта России по парусу, трижды был Чемпионом России в классе яхт "Л-6", в 2014 году был избран Яхтсменом года Санкт-Петербурга.
 
Валерий Райский / "ПТК", ООО
Генеральный директор ООО "Свар Технолоджи", международный инженер по сварке (IWE) Валерий Григорьвич Райский. Окончил кораблестроительный факультет ЛКИ в 1989 году, по специальности "Инженер-технолог сварочного производства".

Что было в "Корабелке", когда Вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Образование, тогда оно было на уровне. Сейчас жизнь ушла вперёд на 30 лет, а уровень подготовки остался тем же. Ушла крепкая профессура, на смену ей никто не пришёл.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
Тем, что "Корабелка" – единственный кораблестроительный вуз в России.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ? 
Я считаю, что должно произойти естественное вливание СПбГМТУ в состав "Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова". Гражданские кораблестроители, судоводители и портовики должны быть под одной крышей, как это сделано у военных, где объединяющая роль отдана "Государственному морскому университету имени адмирала Ф.Ф. Ушакова".

Что, кроме образования, дала вам "Корабелка"?
То же самое, что даёт любой другой вуз — друзей. Это свойство молодости — мы до сих пор так и дружим.

Генеральный директор ООО "РА Корабел.ру" Александр Николаевич Ивакин. Окончил факультет корабельной энергетики и автоматики СПбГМТУ в 2004 году по специальности "Технология судового машиностроения".
Что было в "Корабелке", когда Вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Мне очень трудно судить, так как я не достаточно хорошо знаю "Корабелку" сейчас. Из заметного рядом – исчез бар "Якорь" на площади Репина.
По-моему, правильнее спросить – кто? Моими преподавателями были ещё те люди, о которых я слышал по рассказам родителей и даже бабушек и дедушек (семья у нас почти вся училась в "Корабелке"). Явно сейчас их все меньше и меньше.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
Я в других заведениях не учился, поэтому мне сложно сравнивать. Но очевидно, что из стен Кораблестроительного института и СПбГМТУ вышло очень много великих ученых, руководителей, специалистов и государственных служащих.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Я думаю, что отраслевые специалисты лучше меня знают, куда должен стремиться ВУЗ, но всё-таки дам свое, одно пожелание. Необходимо в процессе обучения рассказывать студентам в принципе о структуре отрасли, о деятельности судостроительных и судоремонтных предприятий, о морском бизнесе в целом. По моим ощущениям, 99% профессорско-преподавательского состава даже примерно не представляют этого. Как следствие, выпускники как "слепые котята" движутся в сторону основных компаний-монстров, которые занимают большие доли рынка и которые на слуху. На самом деле, они свои знания могут применить ещё лучше и зарабатывать больше, если просто покрутят головой вокруг себя.

Что, кроме образования, дала вам "Корабелка"?
Офицерское звание.
 
Максим Сергеевич Бойко/ 
"Российский морской регистр", ГУ
Начальник научно-исследовательского отдела ФАУ "Российский морской регистр судоходства" Максим Сергеевич Бойко. Окончил магистратуру Факультета Кораблестроения и Океанотехники СПбГМТУ  в 2007 году, по специальности "Кораблестроение и океанотехника".

Что было в "Корабелке", когда вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Я закончил "Корабелку" меньше десяти лет назад, а это совсем немного. Из утрат с горечью вспоминаю безвозвратные потери профессорско-преподавательского состава – ушедших от нас замечательных учителей и больших ученых, посвятивших свои последние годы университету.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
"Корабелка" – основной "поставщик" кадров для судостроительной промышленности. Особенность судостроения, как и ряда других известных человеку с древности видов деятельности, заключается в том, что оно находится на стыке науки и ремесла. Поэтому ключевой задачей университета является передача комплекса знаний от преподавателя к студенту, включая уникальный опыт проектирования судов, судовых конструкций, оборудования, приборостроения, технологии судостроения, который накапливается как в университете, так и в отраслевых предприятиях. Эта неразрывная связь с промышленностью – ключевой фактор развития университета, фактор, определяющий его уникальность. Проще говоря, если не будет промышленности, то не будет и университета, и наоборот.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
Совершенно объективно можно сказать, что университет сегодня выходит на новый этап развития. Задача университета сегодня – укрепить связи с промышленностью, продемонстрировать готовность к сотрудничеству, готовность выполнять не только задачи по подготовке работников отрасли, но и научно-исследовательские работы в области судостроения, укреплять международные связи. Не секрет, что университетская наука во всем мире находится на передовой научно-технического прогресса, и у "Корабелки" в этом смысле есть все шансы стать мировым научно-образовательным центром в области судостроения. Необходимо создать в стенах университета интеллектуально стимулирующую среду, чтобы каждый амбициозный и талантливый молодой ученый мог найти в университете работу по душе. Однако было бы наивным полагать, что такую задачу можно решить в течение года или двух. Это длительная, систематическая работа, выполнить которую без заинтересованности со стороны промышленности практически невозможно.
 
Михаил Николаевич Чемоданов / СПбГМТУ
Лучший выпускник "СПбГМТУ" 2010 года, аспирант, преподаватель кафедры морских информационных систем и технологий СПбГМТУ,  технический директор ООО "Нониус Инжиниринг" Михаил Николаевич Чемоданов. Окончил Приборостроительный факультет СПбГМТУ в 2010 году, по специальности "Подводная робототехника".
Что было в "Корабелке", когда вы в ней учились, но сейчас утеряно?
Пять лет назад отношение к научным студенческим инициативам было лучше. На мой взгляд всё и раньше было далеко от идеала, а сейчас ситуация изменилась в худшую сторону.

Чем сейчас может гордиться СПбГМТУ, что отличает "Корабелку" от других высших учебных заведений?
Меня приятно радуют подросшие студенческие стипендии – сейчас учащийся может себя неплохо обеспечивать, они намного больше, чем в мои времена.

К чему и куда должен стремиться ВУЗ?
"Корабелка" должна стремиться работать c молодёжью ещё до поступления. Нужно идти в школы и предлагать им что-то интересное – курсы, кружки, секции, где дети могут поработать руками и, заинтересовавшись этим, уже придти учиться. Нужны вещи, которые привлекают и в то же время сглаживают разрыв между школой, университетом и большой наукой.

Что, кроме образования дала вам "Корабелка"?
Не только совокупность знаний, но и умение их получать. Умение преодолевать бюрократические сложности. На бюрократию в вузе студенты часто ругаются, но к сожалению в послеуниверситетской жизни ситуация с бюрократией не меняется. Получается, тоже своего рода школа жизни.
Также из "Корабелки" я вынес множество полезных контактов с разного рода людьми. Ну, и конечно же это друзья. У меня и свидетель на свадьбе, и крестные моей дочери из "Корабелки".

 
Материал подготовила Ирина Акимова
"РА Корабел.ру", ООО
Санкт-Петербург
+7 (921) 912-03-73, +7 (812) 458-44-52 (мн.)
"Санкт-Петербургский государственный морской технический университет", ФГБОУ Санкт-Петербург
+7(812)757-16-77
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Балтийский завод", АО Санкт-Петербург
+7(812)324-94-35, +7(812)324-93-70
"Свар Технолоджи", ООО Санкт-Петербург
+7(812)903-50-40



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил К.
28.04.2015, 15:44
Дело не в Корабелке, престиж профессии утерян. Для многих моих сверстников раньше одно только слово "корабел" вызывало какое-то особое чувство волнения. По-моему мнению, движитель науки работает вхолостую. В судостроении, в ЦНИИ "Румб" была  одна из лучших библиотек, а АСУ в судостроении внедряли среди первых. Отраслевая наука работала так, что университетские профессора считали за честь опубликоваться в отраслевых изданиях даже в качестве соавторов. А сейчас даже книги почти не издаются. Как были опубликованы в советское время, так и остались. Никакого жизненного цикла наукоемкой продукции. Сейчас уже маленькие дети без информационных технологий  не обходятся, сидят в социальных сетях, а сетевого информационного взаимодействия между предприятиями до сих пор нет. Письма по электронке, это еще не взаимодействие, это почта. Может все оттуда ноги растут? Но это лишь мое личное мнение.
-0+
#Калинин Владимир Алексеевич
28.04.2015, 19:51
За многие годы работы в отрасли крайне редко доводилось встречать выпускников Корабелки на судостроительных предприятиях .Тем не менее хочется пожелать университету укрепить свой бренд и оставаться в ряду лучших технических вузов страны. Выпускник корфака-69.
Свежие новости