«Бессмертным Героям - Советская Родина. Генералам, офицерам, сержантам и рядовым. Отдельной Приморской армии и морякам Азовской военной флотилии, павшим смертью храбрых за освобождение Крыма ноябрь 1943 - апрель 1944 гг».
Такие слова написаны на обелиске Славы Бессмертным Героям, ныне одном из символов Города-героя Керчь.
Такие слова написаны на обелиске Славы Бессмертным Героям, ныне одном из символов Города-героя Керчь.
Стоя у стелы, которая была открыта в октябре 1944 года, с вершины горы Митридат открывается вид на древнегреческий город Пантикапей. Ионийские колонисты из Милета ходили здесь еще в конце VII века до н.э., занимались виноделием, рыбной ловлей, торговали, чеканили свою монету. Даже сейчас в фундаментах домов вокруг городища нередко можно заметить камни, которые древние греки добыли с близлежащих каменоломен.
От Византийского периода Керчи, а тогда город назывался Боспор, остался удивительной красоты храм усекновения главы Иоанна Предтечи X века, а на самом берегу Керченского пролива стоит по-восточному строгая крепость Ени-Кале - напоминание и о долгом пребывании здесь турков.
Морское дело сюда пришло вместе с ионийцами, а в период пребывания генуэзцев - Восперо окончательно определился, как город рыбаков и моряков. Но история Керченской земли — это не только высокоразвитая культура, древние цивилизации, ремесла, и колоссальное трудолюбие, но и целая череда войн. Не даром, каждый архитектурный памятник в Керчи несет в себе напоминание о войне и прежде всего о Великой Отечественной. За словами Город-герой стоят Керченско-Феодосийская и Керченско-Эльтигенская десантные операции, оборона Аджимушкайских каменоломен и другие подвиги советских солдат, моряков и мирных граждан. С первых дней войны город был мобилизован на ремонт и переоборудование кораблей. Задачу поручили Керченскому судоремонтному заводу. Помимо основной задачи, завод изготавливал корпуса зажигательных авиабомб, снарядных ящиков, стволов, минометов, отливку чугунных корпусов для ручных гранат «лимонок».
Завод работал до самых последних дней обороны Керчи, 12 ноября 1941 года оставшиеся рабочие покинули город, а через три дня в Керчь вошли немцы.
В декабре того же года город, ценой немалых потерь, удалось освободить. Рабочие вернулись на завод. Многие их товарищи, не успевшие эвакуироваться, оказались среди семи тысяч расстрелянных немцами в Багеровском противотанковом рву. Несмотря на постоянные бомбардировки и разрушения, КСРЗ заработал еще с большей энергией. Когда вся территория превратилась в пустырь, последние уцелевшие станки и сварочное оборудование с КСРЗ пустили в эксплуатацию в подземных штольнях, в районе морской крепости и Павловских морских створов. Показателен тот факт, что несмотря на дальность расстояния от города и сложность передвижения из-за частых бомбежек, случаев опозданий на работу зафиксировано не было.
13 мая 1942 года в районе солдатской слободки был выброшен немецкий десант, завод оказался отрезан от города и прекратил свою деятельность до апреля 1944 года, когда вместе с воинскими частями в Керчь вошла и заводская оперативная группа. Оборудование перевезли в здание табачной фабрики, и уже через два месяца завод стал действующим предприятием, начал работать по плану, принимать в ремонт более крупные суда, производить их докование.
Пережив Великую Отечественную войну, предприятие не выдержало разрухи после распада СССР. Начиная с конца 90-х годов завод постепенно приходил в упадок и к 2010 году подошел уже с огромными долгами, полностью изношенным оборудованием и остатками самых стойких кадров, которые не видели «живых денег» по 9-14 месяцев. Хотя на отсутствие заказов пожаловаться было нельзя.
Как выход из сложившейся ситуации, украинский Фонд госимущества принял решение о приватизации предприятия. В 2011 году он выставил на продажу 98,04% акций КСРЗ за 39,8 млн гривен, однако, конкурс в итоге отменили из-за отсутствия заявок. Завод продали только со второй попытки в 2012 году за 34,445 млн гривен компании «Мерлин-2». Но новый хозяин на предприятии продержался около года. Внеся 10% стоимости предприятия после покупки, компания отказалась выплачивать оставшиеся 90% и договор с ней был расторгнут.
В декабре 2013 года Фонд госимущества провел уже третьи торги. Тогда заявки на приобретение завода подали две компании, и в итоге КСРЗ приобрела керченская фирма «Ювас-Транс» за 30,22 млн гривен.
По условиям приватизации, новый владелец был обязан погасить все задолженности по налогам и заработной плате (на тот момент Керченский СРЗ имел кредиторскую задолженность в сумме 35,5 млн грн и 3,5 млн грн дебиторской задолженности, при этом стоимость активов оценивалась в 31 млн гривен). Кроме того, собственник должен был внести не менее 5 млн гривен инвестиций и не менее, чем на 5 лет сохранить основной профиль предприятия.
Сразу после покупки директор «Ювас-Транс» Андрей Михайлович Черкасов заявил о том, что у компания серьезные виды на судоремонт. Для модернизации завода до 2018 года предприятие планировало инвестировать более 52 млн гривен, из которых более 46 млн — привлеченные средства.
В июне 2013 года был поднят плавдок КСРЗ, который затонул около года назад. Вот как прокомментировал тогда это событие Андрей Черкасов:
Однако, восстановление дока предприятие посчитало нецелесообразным, поэтому к зиме этого года его планируют утилизировать и в дальнейшем приобрести новый композитный док ХГЗ «Паллада» (г/п 8500 тонн и длиной 140 метров). Пока в активе завода находится только один плавучий док г/п 8500 тонн габаритами 155*33*14,8 м.
Сейчас КСРЗ способен принимать суда различных типов с габаритами до 140 м длиной, шириной до 20 м, осадкой до 4 м и водоизмещением до 8,5 тыс.т. Проводятся активные дноуглубительные работы, поэтому уже к зиме этого года завод сможет принимать на ремонт суда осадкой до 4,5-4,8 метров. И соответствующие заявки от судовладельцев уже есть. Глубина подходного канала составляет 8 метров; глубина у причалов 8 метров. Общая длина причальной стенки порядка 1400 метров.
Заказчиками Керченского судоремонтного завода традиционно были российские заказчики, и уход украинских компаний из Крыма на загрузку предприятия не повлиял, а введенные санкции напротив некоторые трудности создали. Судовладельцы, которые работают на зарубежных линиях, например тот же «В.Ф. Танкер», предпочли воспользоваться услугами турецких судоремонтных предприятий. Со снабжением ситуация ухудшилась еще серьезнее.
Но сложности появились не только с поставками материалов и запасных частей, в сентябре 2014 года начались перебои с электроснабжением. На этот случай всем керченским предприятиям выдали автономные дизельные электростанции мощностью 1000КВт. Есть такая и на КСРЗ, сейчас ведется проработка проекта подключения ее в общезаводскую электросеть.
Как и на «Краншипе», на КСРЗ с кадровым вопросом все в порядке. Штат завода составляет около 200 человек, предприятие наладило тесное сотрудничество по подготовке кадров с высшими, средними специальными и профессионально-техническими учебными заведениями города: Керченским государственным морским технологическим институтом, судомеханическим техникумом ПТУ№11, КВМПТУ №12. Большинство специалистов КСРЗ — молодые специалисты, поэтому и работа, несмотря на многочисленные трудности, заражена молодым оптимизмом. И есть на кого равняться.
Гуляя по территории завода, можно заметить небольшой памятник с доской, на которой написаны 18 фамилий. 2 марта 1942 года одна из бомб, сброшенных с немецких самолетов, попала в смежную стену между котельным и кузнечным цехами. 18 человек тогда погибли на боевом посту: такие же инженеры, рабочие.
Обещая возродить предприятие, руководство Керченского судоремонтного завода взяло на себя громадную ответственность. Еще остались ветераны, которые помнят этих 18 героев, работали вместе с ними, стояли рядом у станков под бомбежками. И очень хочется верить, что завод возродится, выйдет на полную мощность. Только тогда можно будет смотреть в глаза ветеранам.
От Византийского периода Керчи, а тогда город назывался Боспор, остался удивительной красоты храм усекновения главы Иоанна Предтечи X века, а на самом берегу Керченского пролива стоит по-восточному строгая крепость Ени-Кале - напоминание и о долгом пребывании здесь турков.
Морское дело сюда пришло вместе с ионийцами, а в период пребывания генуэзцев - Восперо окончательно определился, как город рыбаков и моряков. Но история Керченской земли — это не только высокоразвитая культура, древние цивилизации, ремесла, и колоссальное трудолюбие, но и целая череда войн. Не даром, каждый архитектурный памятник в Керчи несет в себе напоминание о войне и прежде всего о Великой Отечественной. За словами Город-герой стоят Керченско-Феодосийская и Керченско-Эльтигенская десантные операции, оборона Аджимушкайских каменоломен и другие подвиги советских солдат, моряков и мирных граждан. С первых дней войны город был мобилизован на ремонт и переоборудование кораблей. Задачу поручили Керченскому судоремонтному заводу. Помимо основной задачи, завод изготавливал корпуса зажигательных авиабомб, снарядных ящиков, стволов, минометов, отливку чугунных корпусов для ручных гранат «лимонок».
Завод работал до самых последних дней обороны Керчи, 12 ноября 1941 года оставшиеся рабочие покинули город, а через три дня в Керчь вошли немцы.
В декабре того же года город, ценой немалых потерь, удалось освободить. Рабочие вернулись на завод. Многие их товарищи, не успевшие эвакуироваться, оказались среди семи тысяч расстрелянных немцами в Багеровском противотанковом рву. Несмотря на постоянные бомбардировки и разрушения, КСРЗ заработал еще с большей энергией. Когда вся территория превратилась в пустырь, последние уцелевшие станки и сварочное оборудование с КСРЗ пустили в эксплуатацию в подземных штольнях, в районе морской крепости и Павловских морских створов. Показателен тот факт, что несмотря на дальность расстояния от города и сложность передвижения из-за частых бомбежек, случаев опозданий на работу зафиксировано не было.
13 мая 1942 года в районе солдатской слободки был выброшен немецкий десант, завод оказался отрезан от города и прекратил свою деятельность до апреля 1944 года, когда вместе с воинскими частями в Керчь вошла и заводская оперативная группа. Оборудование перевезли в здание табачной фабрики, и уже через два месяца завод стал действующим предприятием, начал работать по плану, принимать в ремонт более крупные суда, производить их докование.
Пережив Великую Отечественную войну, предприятие не выдержало разрухи после распада СССР. Начиная с конца 90-х годов завод постепенно приходил в упадок и к 2010 году подошел уже с огромными долгами, полностью изношенным оборудованием и остатками самых стойких кадров, которые не видели «живых денег» по 9-14 месяцев. Хотя на отсутствие заказов пожаловаться было нельзя.
Как выход из сложившейся ситуации, украинский Фонд госимущества принял решение о приватизации предприятия. В 2011 году он выставил на продажу 98,04% акций КСРЗ за 39,8 млн гривен, однако, конкурс в итоге отменили из-за отсутствия заявок. Завод продали только со второй попытки в 2012 году за 34,445 млн гривен компании «Мерлин-2». Но новый хозяин на предприятии продержался около года. Внеся 10% стоимости предприятия после покупки, компания отказалась выплачивать оставшиеся 90% и договор с ней был расторгнут.
В декабре 2013 года Фонд госимущества провел уже третьи торги. Тогда заявки на приобретение завода подали две компании, и в итоге КСРЗ приобрела керченская фирма «Ювас-Транс» за 30,22 млн гривен.
По условиям приватизации, новый владелец был обязан погасить все задолженности по налогам и заработной плате (на тот момент Керченский СРЗ имел кредиторскую задолженность в сумме 35,5 млн грн и 3,5 млн грн дебиторской задолженности, при этом стоимость активов оценивалась в 31 млн гривен). Кроме того, собственник должен был внести не менее 5 млн гривен инвестиций и не менее, чем на 5 лет сохранить основной профиль предприятия.
Сразу после покупки директор «Ювас-Транс» Андрей Михайлович Черкасов заявил о том, что у компания серьезные виды на судоремонт. Для модернизации завода до 2018 года предприятие планировало инвестировать более 52 млн гривен, из которых более 46 млн — привлеченные средства.
В июне 2013 года был поднят плавдок КСРЗ, который затонул около года назад. Вот как прокомментировал тогда это событие Андрей Черкасов:
«2014 год – это новый этап в истории предприятия, а подъем дока, организованный руководством КСРЗ совместно с «Ювас-Транс-Верфь», стал знаковым событием, так как символизирует возрождение завода. Наверное, подобные эмоции испытывали керчане после Великой Отечественной войны, когда смогли поднять из руин практически уничтоженное предприятие».
Однако, восстановление дока предприятие посчитало нецелесообразным, поэтому к зиме этого года его планируют утилизировать и в дальнейшем приобрести новый композитный док ХГЗ «Паллада» (г/п 8500 тонн и длиной 140 метров). Пока в активе завода находится только один плавучий док г/п 8500 тонн габаритами 155*33*14,8 м.
Вид на Керченский судоремонтный завод / Корабел.ру |
Заказчиками Керченского судоремонтного завода традиционно были российские заказчики, и уход украинских компаний из Крыма на загрузку предприятия не повлиял, а введенные санкции напротив некоторые трудности создали. Судовладельцы, которые работают на зарубежных линиях, например тот же «В.Ф. Танкер», предпочли воспользоваться услугами турецких судоремонтных предприятий. Со снабжением ситуация ухудшилась еще серьезнее.
«Например, раньше мы закупали металл на Украине, где стоимость его была порядка 6000-6200 гривен за тонну. Теперь украинским заводам запрещено иметь какие-то отношения с крымчанами - приходится выстраивать отношения с российскими поставщиками, а они предлагают нам такой же металл, но по цене 9000 гривен. Естественно, нам придется поднимать цену ремонта на 20-25%», - рассказывает директор КСРЗ Владимир Чудиновских, - причем не все предприятия хотят работать с такой сложной логистикой. Поэтому мы очень ждем мост».
Но сложности появились не только с поставками материалов и запасных частей, в сентябре 2014 года начались перебои с электроснабжением. На этот случай всем керченским предприятиям выдали автономные дизельные электростанции мощностью 1000КВт. Есть такая и на КСРЗ, сейчас ведется проработка проекта подключения ее в общезаводскую электросеть.
Как и на «Краншипе», на КСРЗ с кадровым вопросом все в порядке. Штат завода составляет около 200 человек, предприятие наладило тесное сотрудничество по подготовке кадров с высшими, средними специальными и профессионально-техническими учебными заведениями города: Керченским государственным морским технологическим институтом, судомеханическим техникумом ПТУ№11, КВМПТУ №12. Большинство специалистов КСРЗ — молодые специалисты, поэтому и работа, несмотря на многочисленные трудности, заражена молодым оптимизмом. И есть на кого равняться.
Гуляя по территории завода, можно заметить небольшой памятник с доской, на которой написаны 18 фамилий. 2 марта 1942 года одна из бомб, сброшенных с немецких самолетов, попала в смежную стену между котельным и кузнечным цехами. 18 человек тогда погибли на боевом посту: такие же инженеры, рабочие.
Обещая возродить предприятие, руководство Керченского судоремонтного завода взяло на себя громадную ответственность. Еще остались ветераны, которые помнят этих 18 героев, работали вместе с ними, стояли рядом у станков под бомбежками. И очень хочется верить, что завод возродится, выйдет на полную мощность. Только тогда можно будет смотреть в глаза ветеранам.