Канонерский судоремонтный завод завершает модернизацию автономного глубоководного спасательного аппарата "АС-34" проекта 1855 "Приз" для Северного флота. В пятницу, 15 апреля СГА поместили в док №3 предприятия для проведения испытаний.
Это уже третий аппарат проекта 1855, который проходит модернизацию на Канонерском заводе. Первые два СГА "АС-26" и "АС-30" сейчас несут службу на Балтийском и Тихоокеанском флоте соответственно.
Документацию на модернизированный СГА разрабатывало ЦКБ "Лазурит", в проект 1855 добавился индекс "1" – 1855.1.
|
СГА "АС-34" на борту плавкрана / Корабел.ру |
В 2006—2008 годах СГА "АС-28" проходил модернизацию на заводе "Красное Сормово". Аппарат был оснащен телекамерами, манипуляторами, способными перерезать металлические тросы диаметром до 10 мм, вести подводные сварочные работы, закручивать и выкручивать гайки. В 2011 году "АС-28" был передан флоту.
В 2008 году был объявлен тендер на переоборудование головного аппарата "АС-26". Тогда свою заявку на выполнение работ, помимо сормовского предприятия, подал Канонерский СРЗ, который предложил существенно меньшую цену. Контракт достался канонерцам (стоимость работ по контракту от 26 июня 2008 г. составляла 284 млн руб). В 2010 году "АС-26" передали Балтийскому флоту, судном-носителем для него является СС-750 (бывший "КИЛ-141").
|
СГА "АС-34" / Корабел.ру |
|
|
СГА "АС-34" в корпусном цехе КСЗ / Корабел.ру |
|
|
СГА "АС-34" в доке №3 КСЗ / Корабел.ру |
|
В 2011 — 2014 годах Канонерский завод проводил модернизацию "АС-30" уже для Тихоокеанского флота (сумма по контракту от 28 сентября 2011 г. составила 339,7 млн руб., плюс 275,3 млн руб. на изготовление новых комплектующих изделий силами ЦКБ "Лазурит" по отдельному контракту). Помимо модернизации самого аппарата, было изготовлено оборудование для доработки судна-носителя "Саяны". СГА вошел в состав флота в 2014 году.
Госконтракт на модернизацию четвертого СГА "АС-34" был заключен 9 апреля 2015 года (стоимость работ составила 438,3 млн руб). До конца 2016 года аппарат должен быть введен в состав Северного флота.
Погрузиться и спасти
В середине 70-х годов в отечественном ВМФ возник вопрос о создании специальных средств для спасения терпящих бедствие подводников. Для создания современного СГА ВМФ и Минсудпром впервые в подводном аппаратостроении объявили конкурс между СПМБМ "Малахит", который на тот момент уже имел опыт в создании целого ряда подводных исследовательских аппаратов, и нижегородским ЦКБ "Лазурит".
За основу проекта 1855 нижегородцы взяли СПС проекта 1837 и АРС проекта 1839. Для обеспечения погружения на 1000 метров при водоизмещении в 55 тонн конструкторы предложили изготовить прочный и легкий корпус из титанового сплава. К тому же, был учтен опыт эксплуатации аппаратов проекта 1837 и 1839, корпуса которых были стальными и очень страдали от коррозии.
"Малахит" предложил конструкцию, которая требовала проведения достаточно большого количества ОКР по созданию комплектующего оборудования. К тому же, при водоизмещении в 40 тонн, подводные работы аппарат выполнять не мог.
В итоге ВМФ предпочел разработку ЦКБ "Лазурит".
|
Погрузка СГА "АС-34" на плавкран / Корабел.ру |
Всего с 1982 по 1989 годы на нижегородском заводе "Красное Сормово" по проекту 1855 было построено 4 аппарата, головной "АС-26" был сдан в 1986 году.
Технические характеристики СГА проекта 1855:
водоизмещение надводное, т |
55 |
водоизмещение подводное, т |
110 |
длина наибольшая (по КВЛ), м |
13,54 |
ширина корпуса наиб., м |
3,8 |
высота, м |
5,7 |
рабочая глубина погружения, м |
1000 |
предельная глубина погружения, м |
1000 |
скорость надводная макс., узл. |
3,7 |
скорость подводная, узл. |
3,7 (горизонтальная),
0,5 (вертикальная) |
дальность плавания, миль |
21 |
автономность плавания, час. |
120
(со спасенными — 10 часов) |
экипаж, чел. |
3 (+22 спасенных) |
|
Евгений Васильевич Крылов |
Главный конструктор проекта 1855 Евгений Васильевич Крылов (1921 — 1997 гг).
Участник Великой Отечественной войны, награжден Орденом Отечественной войны I степени, Орденом "Знак Почета", медалью "За отвагу" и другими наградами.
В 1951 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт (сейчас СПбГМТУ).
1956 — 1986 гг. – ведущий конструктор, начальник сектора, замначальника отдела, и.о. главного конструктора, главный конструктор.
За годы работы в ЦКБ поучаствовал практически во всех проектах, которое выполняло конструкторское бюро: 633, 690, 1601, 1602, 1603, 1604, 1605, 613ЭЭ, 947, 644, 665, 680, 1837, 1837-мк, 1855 и УПС, 1839.
К месту работы СГА доставляются на специальных судах-носителях: "Михаил Рудницкий", "Георгий Козьмин" (пр. 0536) и "Герман Титов", "Саяны" (пр. 05361), "СС-750" (пр. 141), либо заслуженным спасателем "Коммуна".
Помимо четырех "Призов", в составе ВМФ сейчас находятся два СГА пр. 18270 "Бестер", несколько аппаратов пр. 1837К и пр. 1839/18392 на всех флотах.
Титан на "Канонерке"
Первая задача, с которой столкнулся Канонерский судоремонтный завод при модернизации "АС", – научиться работать с титановыми сплавами. Предприятие до этого не занималось ремонтом подводных лодок, обработкой сложных и специальных материалов, поэтому осваивать все приходилось с нуля.
|
СГА "АС-34". Манипуляторы / Корабел.ру |
|
|
Рубка СГА "АС-34" / Корабел.ру |
|
|
Тоннельные подруливающие устройства / Корабел.ру |
|
В корпусном цехе завода организовали специальный сварочный стенд, оснастили новыми сварочными аппаратами, обучили персонал. Специалисты предприятия разработали отдельное ТУ, затем завод получил необходимые сертификаты от "Прометея" для работы с титановыми сплавами.
Сейчас Канонерский завод берет и сторонние заказы на изготовление конструкций из титановых сплавов. Мощности и навыки делать это позволяют.
Большой объем работ пришлось проделать и механическому цеху завода – это второй цех после слесарного по объему выполняемых работ.
Рассказывает начальник производства Канонерского судоремонтного завода Сергей Мармер:
"Первое, что мы сделали на всех подводных аппаратах, – это демонтировали все старое оборудование. Внутри они стали абсолютно чистым. Затем приступили к ремонту и насыщению новым оборудованием. По мере готовности устанавливали трубопроводы, прокладывали кабельные трассы, монтировали движительно-рулевой комплекс, насосы, специальное оборудование. Причем, все работы мы проводили собственными силами (за исключением монтажа навигационного оборудования – это выполняли подрядчики).
Отдельные узлы мы получали уже готовыми. К примеру, манипуляторы в сборе поставил МГТУ им. Н. Э Баумана. Отдельные сложные механизмы изготавливал и наш механический цех (нач. цеха Николай Макеев). Так, для "АС-34" там изготовили три гидроцилиндра, которые отвечают за позиционирование АГС на комингс-площадке аварийной лодки. Два из них – телескопические, габаритной длиной 1800 мм, подобные изделия мы производили впервые. На "АС-30" проблемными оказались иллюминаторы, на аппарате их всего четыре: там сложная обработка под конус с установкой на клей, серьезные испытания на давление 125 кг/см2. Но, в итоге, уже на "АС-34" мы провели эти работы без всяких задержек.
Стоит выделить и слесарный цех (начальник – Сергей Соколов), трубопроводный цех (нач. цеха Эдуард Агаджанов), электроцех (начальник – Леонид Колосов), которые вместе сделали самый большом объем работ. И отдельной строкой хотелось бы отметить ответственного строителя аппаратов – Александра Шилова, который вместе с экипажем АГС сопровождал все испытания и совершал погружения на 1000 метров".
|
Камера присоса СГА "АС-34" / Корабел.ру |
|
|
СГА "АС-34" / Корабел.ру |
|
|
СГА "АС-34" / Корабел.ру |
|
Теперь "АС-34" ждет длинная процедура испытаний. После проверки на герметичность в доке КСЗ и швартовных испытаний в акватории завода, аппарат на судне-носителе "СС-750" пойдет в Балтийск, где будет проводиться пробное погружение на 250 метров.
Затем, уже в мае, "АС-34" перевезут в Нижний Новгород для имитации глубоководного погружения на 1000 метров на заводе "Красное Сормово". И только в декабре 2016 года аппарату предстоит пройти госиспытания в Северном море с реальным погружением на 1000 метров.
Владислав Букин
[Больше фото в галерее ниже]
"Корабел.ру" и лично автор выражает благодарность за содействие в подготовке материала генеральному директору Канонерского судоремонтного завода
Николаю Михайловичу Вихрову
и зам.начальника коммерческого отдела КСЗ
Игорю Ивановичу Силенку.