Сегодня годовой грузооборот морского порта приближается к 1,2 млн тонн, а пассажирский поток на маршрутах морских перевозок незначителен. Но скоро все должно измениться. Грузооборот планируется увеличить до 8 млн тонн. Прослеживаются широкие перспективы роста морских пассажирских перевозок и качественный скачок в развитии туристической сферы. О том, как это произойдет, мы попросили рассказать генерального директора АО "Корпорация развития Камчатского края", кандидата социологических наук Николая Пегина.
Генеральный директор АО "Корпорация развития Камчатского края" Николай Пегин / АО "Корпорация развития Камчатского края" |
– Камчатский край – одно из красивейших мест России. Об этом знают даже те, кто никогда не посещал полуострова. Несомненно, регион располагает огромным потенциалом для развития туризма. На каком уровне эта отрасль находится в крае сегодня и какой вклад вносит в общую экономику региона?
– Сегодня в крае идет активное наращивание туристической инфраструктуры. Позитивные сдвиги в этой сфере позволили уже в минувшем году добиться увеличения потока гостей полуострова почти в три раза. Согласно данным агентства по туризму и внешним связям Камчатского края, полуостров в минувшем году посетили около 180 тысяч человек.
По прогнозам специалистов, российских и зарубежных экспертов, при условии комплексного развития территории поток отечественных и иностранных туристов возрастет до 800 тысяч в год. Для сведения читателей сообщу, что эта цифра более чем в два раза превышает численность населения, постоянно проживающего на сегодняшний день в крае.
Мощный дополнительный импульс развитию туриндустрии во всем ее спектре, от строительства гостиниц до разработки новых морских и сухопутных туристических маршрутов, придало принятое 28 августа 2015 года правительством Российской Федерации решение о создании территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка". Масштабный проект, не сравнимый ни с каким другим в рамках новейшей истории полуострова, позволит, в случае его успешной реализации, уже в краткосрочной перспективе увеличить валовой региональный продукт на семь процентов. И локомотивом камчатской экономики станет именно туриндустрия, которая в общем объеме краевого валового внутреннего продукта пока занимает скромное место.
В отличие от других территорий опережающего развития Дальневосточного федерального округа, ТОР на полуострове формируется по отраслевому принципу. ТОСЭР "Камчатка" предусматривает развитие портово-промышленной зоны, туристско-рекреационного и агропромышленного комплексов.
В ближайших планах – строительство на территории региона широкой сети гостиниц, дефицит которых ощущается уже при нынешнем количестве гостей полуострова.
Среди крупнейших объектов туристско-рекреационного комплекса территории опережающего развития "Камчатка" предполагается создание горно-лыжного курорта "Петровская сопка", разноплановый комплекс сооружений которого сделает ГЛК востребованным российскими и зарубежными туристами в течение всего года. Соглашение о строительстве горнолыжного комплекса, вопреки западной политике санкций, подписано с немецкой группой компаний West-Woods Consulting. Инвестор в возведение ГЛК планирует в общей сложности вложить до 20 миллиардов рублей.
Охотно инвестируют предприниматели в строительство современных курортных зон "Паратунка" и "Зеленовские озерки". Вокруг них в нынешнем году приступили к созданию инфраструктурных объектов, запланированных к строительству за счет средств регионального бюджета. Курорты возводятся вокруг термальных источников, воды которых успешно используются при лечении разнообразных болезней опорно-двигательной и нервных систем человека.
– А развивается ли морской круизный туризм?
– Начиная с 1993 года, полуостров регулярно посещают иностранные круизные суда различной классификации. В нынешнем году мы надеялись на 19 заходов, но состоялись только 13.
– Почему это произошло?
– Заходы шести круизных судов не состоялись либо из-за отсутствия разрешения органов пограничного контроля, либо из-за отмены рейсов их организаторами в связи с длительными сроками согласования. Хочется надеяться, что в следующем году бюрократические барьеры на пути развития круизного бизнеса исчезнут. Для такой уверенности есть серьезные основания.
Устранению значительной части административных барьеров в сфере международного туризма призван способствовать разработанный председателем комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой законопроект об обеспечении круизной деятельности, который в данный момент находится на рассмотрении в нижней палате парламента.
Также очевидно, что развитие круизного туризма невозможно без комплексной реконструкции морских ворот Камчатки.
Намечается масштабная модернизация порта краевого центра с увеличением грузооборота на первоначальном этапе до 8 миллионов тонн в год. Предстоит создать терминалы навалочных грузов, контейнерно-логистический, рыбопромышленный, нефтебазу, а также бизнес-центр. Отдельной строкой стоит строительство в Авачинской бухте, на мысе Сигнальном, причалов для приема океанских лайнеров. Большие круизные суда пока швартуются на траверзе Петропавловска. Туристов на берег доставляют катерами.
Места швартовки круизных лайнеров с горно-лыжным курортом "Петровская сопка" свяжут автострада и канатная дорога с пропускной способностью две тысячи пассажиров в час.
В самом тесном соседстве с будущими причалами круизных лайнеров располагается международный яхтенный порт, концепцию которого разработали сотрудники Корпорации развития Камчатского края.
Проект предусматривает стоянки не только для яхт, приписанных к Петропавловску-Камчатскому, но и для российских и зарубежных маломерных парусных и моторных судов, владельцы, которых путешествуют вдоль берегов полуострова.
Отсюда будут начинаться большие и малые морские прогулки для местных жителей и гостей Камчатки.
После реализации всех намеченных мероприятий регион готовится принимать до сотни иностранных круизных судов за туристический сезон. Как мне кажется, есть необходимость и российским бизнесменам подумать об организации круизных туров для соотечественников. Им, безусловно, окажется интересным посещение Камчатки, Чукотки, Курильских и Командорских островов, которые могут стать реперными точками единого морского круиза.
– Если провести сравнение с особенностями круизного бизнеса в соседних с вами азиатских государствах, в чем специфика Камчатского края?
– Прежде всего, мне хотелось бы отметить то радушие, с которым встречают гостей жители Камчатского края. Здесь живут уникальные по своей доброте и отзывчивости люди. Это во-первых. Во-вторых, мы гарантируем туристам полную безопасность. Уровень преступности на полуострове низок, террористические угрозы минимальны. А в-третьих, специфика камчатских круизов обусловлена уникальностью самого нашего региона. Трудно найти край, похожий на Камчатку, где природой на рубеже материка и океана созданы удивительные по красоте ландшафты, не обезображенные антропогенным вмешательством. Сложно где-либо еще встретить столь удивительный и разнообразный мир наземных и морских животных, как у нас. Занесенные в Международную Красную книгу сивучи устроили лежбища в черте краевого центра. Другие редкие животные обитают у самой границы города…
Одним словом, возникло желание узнать об особенностях камчатского туризма – приезжайте к нам.
– Существуют ли в регионе точки роста для пассажирского судоходства?
– Потребность в развитии пассажирского судоходства на Камчатке ощущается очень серьезная. Во многие поселки края, расположенные на западном и восточном побережьях полуострова, можно добраться только по воздуху или по морю. Но из-за экстремального климата, которым отмечен наш регион, вылеты по тем или иным направлениям могут откладываться и на неделю, и на больший срок. Морской транспорт в этом отношении оказывается более гибким и экономически выгодным.
Правительство нашего региона, отдавая себе отчет в растущей потребности в морских пассажирских перевозках и опираясь на существенную помощь федерального центра, осуществляет последовательные целенаправленные шаги в развитии морского транспорта и сопутствующей инфраструктуры.
В Петропавловске-Камчатском завершается строительство современного здания морского вокзала, рассчитанного на одновременное обслуживание 200 пассажиров. В его же стенах разместится пункт пропуска через государственную границу.
В 2014 году на Камчатку пришел теплоход усиленного ледового класса, названный в честь первого губернатора Камчатки "Василий Завойко". Судно рассчитано на перевозку 34 пассажиров и 200 тонн груза. В течение всего минувшего года оно активно доставляло пассажиров, в том числе туристов, из краевого центра на Командорские острова, в поселки Тиличики, Палану, Оссору и другие населенные пункты полуострова.
Теплоход располагает комфортабельными двух– и четырехместными каютами, комнатой отдыха и сауной. Каждый пассажир имеет право провезти до 100 килограммов багажа.
Кроме того, для перевозки пассажиров между населенными пунктами расположенных на севере края Олюторского и Пенжинского районов региональное правительство приобрело два судна на воздушной подушке "Арктика".
Ощущается потребность и в морском пассажирском сообщении с другими дальневосточными регионами. На сегодняшний день между Петропавловском и городом Северо-Курильском Сахалинской области на регулярной основе курсирует грузопассажирский теплоход "Гипанис". Рассматривается возможность возобновления морского сообщения между Камчатским и Приморским краями, организации международных рейсов.
– Можете ли вы обозначить основные барьеры, мешающие быстрому развитию морских пассажирских перевозок в регионе?
– На мой взгляд, они достаточно ясны. Россия в тихоокеанском бассейне практически не имеет современного морского пассажирского флота. Нужны также организационные и законодательные меры, которые бы позволили потребителям в полной мере ощутить преимущества морского транспорта перед воздушным. Одним словом, "лететь самолетом, конечно, быстрей, но все-таки море останется морем, и нам никогда не прожить без морей".
– На каких инвесторов можно рассчитывать, и есть ли уже конкретные проекты, в которые стоило бы вкладываться уже сейчас?
– Если позволите, я начну отвечать со второй половины вопроса, тем более, что это автоматически даст ответ на его первую часть. Потенциальным инвесторам рекомендую вкладывать средства во все без исключения проекты, реализуемые в рамках территории опережающего развития "Камчатка", о которой шла речь выше. Но советую поторопиться. Российский и международный бизнес проявляет активный интерес к ТОРам.
Количество якорных инвесторов территории опережающего развития "Камчатка" к сегодняшнему дню возросло уже до 18. В число их входят как российские, так и зарубежные компании. В рамках реализации проектов ТОР в регионе привлечено 34 миллиардов рублей частных вложений.
В январе заключено первое инвестиционное соглашение между управляющей компанией территории опережающего развития ДФО акционерным обществом "Корпорация развития Дальнего Востока" и ООО "Красноярск". Общество с ограниченной ответственностью планирует возвести на площадке ТОР "Камчатка" комплекс по хранению и складированию нефтепродуктов на 18 тысяч тонн. Создаваемое предприятие намерено заниматься хранением и заправкой топливом морских и сухопутных транспортных средств.
Безусловно, интересен для инвесторов проект международного яхтенного порта. Он перспективен во всех отношениях. Достаточно будет сказать, что в регионе зарегистрированы свыше тысячи маломерных плавсредств, подпадающих под категорию моторных и парусных яхт.
Выходя за рамки нашего разговора, хочу обратить внимание потенциальных инвесторов и на проекты в области разработки минерально-сырьевых ресурсов полуострова. К ним также проявляют предметный интерес российские и зарубежные компании.
В сентябре минувшего года на Камчатке начал работу крупный горно-обогатительный комбинат, ведущий разработку золота на месторождении "Аметистовое". Его мощность составит четыре тонны благородного металла в год. Общий объем частных инвестиций в создание комбината превзошли 16 миллиардов рублей. Ежегодные отчисления ГОКа в бюджеты всех уровней превысят 700 миллионов рублей.
На очереди начало разработки другого крупнейшего месторождения полезных ископаемых – "Озерновского". Его недра кроме золота содержат серебро, другие цветные металлы и даже алмазы. Строительством горно-металлургического комбината и разработкой месторождения займется ОАО "СиГМА".
Переходя к рассказу о перспективах развития горнорудной отрасли, я отметил, что тема выходит за рамки нашего разговора, но уже спустя минуту подумал, что ошибся. Увеличение грузооборота Петропавловского морского порта впрямую связано с разработкой минерально-сырьевых ресурсов полуострова. Уже сегодня полуостров экспортирует никелевую руду; впереди разработка и обогащение титаномагнетитовых песков, мощные запасы которых обнаружены вблизи краевого центра. К их добыче проявляет интерес целый ряд компаний.
Перспективные инвестиционные проекты Камчатки можно перечислять еще долго. Подробно с ними можно познакомиться на сайте нашей Корпорации. Также мне хочется напомнить читателям журнала, что в общероссийском рейтинге инвестиционной привлекательности прошлого года Камчатский край опережает все другие субъекты федерации, входящие в состав ДФО – Якутию, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области и Чукотский автономный округ.
– Какой отпечаток соседство с Азией накладывает на экономику региона, особенно учитывая "азиатский поворот", декларируемый нашим правительством?
– Хочу немного поправить вас. Мы не соседствуем с Азией. Камчатка входит в состав этой части света. Близость Китая, Южной Кореи, Японии – стран с быстро развивающейся экономикой и многочисленным населением – предопределила приоритет внешнеторговых связей региона еще до так называемого "азиатского поворота". Короткий логистический рукав также диктует нам приоритетный выбор зарубежных партнеров среди стран АТР. Таковы объективные законы экономики и игнорировать их непозволительно.
Китайская Народная Республика является важнейшим зарубежным партнером края. Около трети экспортной продукции Камчатки, что в абсолютном исчислении составляет почти 650 миллионов долларов, поставляется в КНР. Основой экспорта полуострова в Китай являются рыба и морепродукты. Понятно, что речь в основном идет о сырце либо о продуктах, прошедших минимальную переработку. Такое положение дел сегодня уже не устраивает российскую сторону. И в последнее время доля товаров камчатского экспорта с высоким процентом добавленной стоимости неуклонно возрастает.
Ключевые потоки импорта к нам также направляются из стран Юго-Восточной Азии. Основу зарубежных поставок составляет промышленное оборудование – в первую очередь для предприятий, занятых в сфере переработки морепродуктов и горно-рудного кластера.
Значительная часть судов камчатского промыслового флота в силу целого ряда причин ремонтируется в портах Китая и Южной Кореи. Надеемся, что с развитием территорий опережающего развития, после создания в ряде крупнейших портов российского Дальнего Востока режима "порто-франко", ситуация с судоремонтом изменится. Его станет выгодно производить в России.
– Стоит ли понимать ваши последние слова, как поддержку распространения статуса "свободного порта" по образцу Владивостока и в другие прибрежные регионы Дальневосточного федерального округа? Мне известно, что правительство края направило в Минвостокразвития предложения о предоставлении режима "порто-франко" и Петропавловску, но стоит ли за этой идеей серьезное экономическое обоснование?
– Хочу сразу подчеркнуть, что предложения правительства региона о предоставлении Камчатке статуса "порто-франко", направленные в Минвостокразвития, почти в полной мере нашли отражение в проекте федерального закона "О свободном порте Дальнего Востока". Документ ныне находится на рассмотрении в Государственной Думе. Меня приглашали принять участие в его обсуждении в Общественной палате РФ, которое прошло 30 ноября прошлого года. В ходе подготовки к "нулевому чтению" я высказал мнение о том, что документ крайне важен для Камчатки. Без его принятия реализация портово-промышленной части программы создания территории опережающего социально-экономического развития трудно реализуема.
Проект закона "О свободном порте Дальнего Востока" предусматривает распространение режима свободного порта Владивосток на отдельные территории ДФО. В их число входят городской округ Петропавловск-Камчатский и два других муниципальных образования нашего края – Вилючинский городской округ и Елизовский район.
Режим "порто-франко" устанавливает меры государственной поддержки широкой предпринимательской деятельности для привлечения инвестиций в формирование транспортной инфраструктуры, создание и развитие производств, основанных на новых технологиях, активизации туризма, а также для повышения качества жизни населения регионов. Режим свободного порта в территориальных образованиях, отнесенных в сферу действия его юрисдикции, устанавливается на 70 лет. Законодательная база "порто-франко" максимально ориентирована на стимулирование туризма, деловых поездок и в целом на решение задачи по интеграции России в АТР.
На площадках свободного порта Дальний Восток для предпринимателей будут действовать значительные налоговые послабления, пониженные ставки страховых взносов, специальный визовый порядок въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации для иностранных граждан. Законопроект определяет особые условия трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов свободного порта Дальнего Востока, упрощенный порядок таможенного, карантинного, фитосанитарного и других видов контроля. Реализация перечисленных преференций позволит обеспечить высокую конкурентоспособность порта Петропавловска на рынке транспортных услуг. Последнее обстоятельство окажется особенно важным, если учесть перспективы превращения главных морских ворот Камчатки в международный порт-хаб на трассе Северного морского пути.
Значительное количество российских и зарубежных экспертов, в чем мне удалось в очередной раз убедиться на проходившем недавно в Южной Корее IV Международном семинаре по вопросам арктических перевозок, уверены, что на базе порта Петропавловска-Камчатского принципиально возможно формирование международного транспортного узла. Он свяжет логистические потоки Юго-Восточной Азии, Западного побережья Северной Америки и Европы посредством Северного транспортного коридора, проходящего через Арктическую зону РФ, от Мурманска на западе до Петропавловска на востоке.
Уже сегодня краевой центр играет серьезную роль в обеспечении безопасности мореплавания в восточном секторе Северного морского пути. В Петропавловске-Камчатском базируется Пограничное управление ФСБ России по восточному арктическому району. Его корабли несут службу в Чукотском, Восточно-Сибирском морях и в море Лаптевых. Уверен, что недалеко то время, когда Петропавловск-Камчатский, став перевалочным пунктом на пути грузов из Азии в Европу и обратно, будет иметь ключевое транспортное значение на СМП. Но и здесь нам следует торопиться. Уже несколько портов стран АТР пытаются принять на себя эту роль.
– Что, такой интерес, действительно, существует?
– Да, особенно со стороны Южной Кореи. Буквально на днях, 22 января, на переговорной площадке Корпорации, состоялась встреча с гендиректором одной из компаний Республики Кореи господином Ян Ен Хо. Он, инициировав разговор о Северном морском пути, говорил о готовности его коллег – соотечественников-бизнесменов, отправлять грузы в Европу через Арктику уже сейчас.
Нам и в целом следует поторопиться с реализацией всех наших проектов, на базе привлечения частных инвестиций, создания механизмов государственно-частного партнерства укреплять экономический потенциал региона, чем, собственно и занимается "Корпорация развития Камчатского края".
Беседовал Ренарт Фасхутдинов