О текущей ситуации с пассажирскими перевозками водным транспортом в Ленском бассейне рассказывает Генеральный директор ООО "Ленатурфлот" (Якутск) Евгений Александрович Бало.
Как вы оцените текущее положение дел с пассажирскими перевозками по социально значимым направлениям?
До сегодняшнего дня все компании, осуществляющие социально-значимые перевозки, работали либо "в ноль", либо сознательно несли незначительные убытки, покрываемые за счёт других направлений. В последние годы ситуация постепенно стала ухудшаться. В этом году Осетровский речной порт отказался от выполнения пассажирских перевозок. В 2015 ещё два основных перевозчика – "Пассажирское райуправление" и "Ленатурфлот" сократят количество пассажирских линий. Главная проблема в том, что рост тарифов не поспевает за ценами на топливо, а благосостояние народа за тарифами на перевозку. Чтобы 10-летнего ребёнка (а это уже взрослый билет), доставить в больницу семье придётся выложить 15 тысяч рублей (сумма двух билетов в оба конца), если они живут в Пеледуе, 20 тысяч рублей – в Визирном и 30 тысяч рублей – в Кюсюре. Добавьте к этому обязательный повторный приём, как минимум один. Уточню – средние зарплаты составляют в регионе 15-20 тысяч рублей. Мало того, что проезд не дешёвый, так ведь люди ещё должны заплатить государству налог в 18% за возможность реализации конституционных прав. Вопросы, поставленные в этом ключе, разбиваются о железобетонную стену. В общем, картина не радостная.
А фарватеры, инфраструктура?
С фарватерами для пассажирских судов всё нормально, а вот с причалами беда. Даже в Якутске в качестве причала используется просто баржа-площадка. Нет речи ни о гидрантах, ни о питании на стоянках, про береговую инфраструктуру, транспортную безопасность можно и не заикаться.
Сколько всего судов во флоте компании на данный момент? Где они работают?
В настоящее время у нас два круизных судна (Q-065), один пассажирский теплоход (пр.646) и 5 судов на подводных крыльях (СПК) (2 "Восхода" и 3 "Полесья"). Теплоход проекта 646 работает на линии Якутск-Неелово (1664 км) в этом году услугами перевозчика воспользовались 1800 пассажиров; СПК по Лене от Киренска до Олёкминска (1085 км) – 14300 пассажиров; по Алдану, Хандыга – Усть-Мая, (394 км) – 1600 пассажиров. Круизные суда от Ленских Щёк до Тикси (3120 км) – около 10 тысяч человек, считая как 4-х часовые прогулки, так и 14 дневные круизы.
Сколько времени занимает подготовка флота к навигации, что входит в неё, сколько денег выделяется?
В зависимости от типа и состояния судна подготовка составляет от двух недель до двух месяцев. В последние 3 года только на материалы и оборудование выделялось по 10-12 млн, не считая стоимости главных двигателей, приобретаемых в соответствии с Программой модернизации флота 2001-2014 годов. Смета предстоящего судоремонта сократилась в 8 раз по причине хорошего технического состояния судов. Конечно, хотелось бы продолжить модернизацию, но средств нет.
Какая часть от стоимости билета субсидируется государством? Есть ли льготы для малообеспеченных слоёв населения?
Из пяти наших пассажирских линий субсидируются две: Хандыга – Усть-Мая, примерно на 85% от потребностей, и Ленск-Олёкминск – примерно на 60%. Субсидии уменьшают стоимость проезда в 2,5 раза. Однако, до сих пор эти линии даже при субсидиях оставались убыточными. К началу навигации 2014 года топливо подорожало на 18% и стоило 45 500 рублей за тонну в Якутске, без учёта доставки на бункербазу, хранения и бункеровки, что в сумме – порядка 50 тысяч рублей. Цены в последние годы росли с падением перевозок, не меняя доходов. В этом году мы на большинстве линий оставили прошлогоднюю стоимость, однако падение спроса продолжилось. В связи с этим, в следующем году мы планируем отказаться как минимум от одной субсидированной линии, рассматриваем возможность закрытия ещё одного коммерческого направления, поскольку мы не можем решать социальные функции государства за свой счёт.
Сколько в среднем проводит пассажир на судне за одну поездку? Это в основном поездки из конца в конец или больше сообщение между промежуточными пунктами маршрута?
Если говорить о маршруте Якутск-Неелово, средняя продолжительность маршрута 1074 км, общее количество пассажиров 2000 человек, из них тиксинцев – 7%, ещё 4% – жители близлежащего Быкова Мыса. Эти 11% в случае закрытия линии могут летать самолётом, правда перевозить холодильники, мебель, бураны и прочее они уже не смогут. На сегодняшний день они и так отправляются в плавание только со скарбом, ведь цена на самолёт такая же. У остальных же 89% альтернативы нет. Только вертолёт и несоответствующие его экономике расстояния.
Какая просветительская работа ведётся вами с пассажирами для обеспечения их безопасности? Чем дополнительно оснащаются суда?
Всё стандартно: на СПК, как в самолётах, на двухпалубниках – каютные карточки, видеоролики, тревоги. Двухпалубные суда снабжены детскими спасательными жилетами в количестве 2,5 раза превышающим требования Регистра, есть запас по коллективным спасательным средствам. Опять же современная радионавигация, дополнительно установлены тепловизоры, а на одном из судов – вперёдсмотрящий эхолот.
Если говорить о замене флота, то когда нужно было менять существующие теплоходы?
У нас только одно судно старое и оно единственное в бассейне, которое может обеспечивать пассажирское сообщение в нижней Лене. Модернизировать или пригнать из другого бассейна – значит как минимум одну навигацию возить людей вертолётами, а линия почти 1700 км. И ощущение такое, что начинать что-то делать через год-два будет поздно.
Представлены ли на рынке суда, которые могут заменить ваши теплоходы? Какие это проекты? Обращались ли вы в КБ с этим вопросом?
В моём понимании "Полесья" и "Восходы" протянут ещё лет 20, нужно только лишь установить им надёжные двигатели. Мы уже поставили на три из пяти СПК МАНы и сменили бы на остальных, но по экономике пока не тянем. Что касается пассажирских транзитных водоизмещающих судов, то на сегодня того, что нам нужно, нет даже в проектах. Всё, что имеется – это уровень 70-х годов. Поэтому мы и обратились в "Морскую технику"(МТ) со своими "хотелками".
Сколько времени понадобилось для разработки технического задания (ТЗ) для компании "МТ"? Сколько по времени работала компания с заданием?
У нас есть люди, которые на пассажирских судах ходят с мотористов по 25-40 лет и разумеется их требования легли в основу ТЗ и они же участвовали в обсуждении концепта и ТЗ. И Вы, хотя бы раз, подняв в ручную снегоход на шлюпочную палубу 646 проекта, а потом, спустив его там, где нет причала, согласились бы с ними. А на то, чтобы нарисовать картинку, я потратил 3 вечера.
Чего вы ждёте от нового судна? Вы просчитали его окупаемость? За счёт чего и когда можно уйти в плюс?
Новый теплоход, обеспечивая доступную цену билета, сможет работать безубыточно, но "отбить" стоимость проектирования и постройки не сможет никогда.
Но с нашей точки зрения, вопрос экономики в районах Крайнего севера следует рассматривать с другого конца. Если не брать во внимание водный транспорт, то возможность жителей большинства посёлков добраться до больницы, учебного заведения и прочих жизненно важных объектов существует 3,5 месяца в году (пока работает зимник), не говоря о конституционных правах граждан, связанных с передвижением при практически полном отсутствии инфраструктуры. А это значит, что для участка Жиганск-Тикси необходимо будет в остальное время обеспечить вертолётное сообщение для 1700-2000 человек дополнительно в период навигации на расстояния 300-350 км плюс гостиница и перелёт самолётом из Тикси и Жиганска до Якутска. Без водного транспорта тема субсидирования пассажирских перевозок в целях обеспечения конституционных прав пассажиров будет стоить в десятки раз дороже. Вопрос строительства пассажирского флота для районов Крайнего Севера – это вопрос жизнеобеспечения. И окупаемость здесь должна рассматриваться в том же ключе, как для ГЛОНАС, БАМ, Владивостокских мостов, "Булавы", Олимпиады и других неотъемлемых атрибутов независимого правового государства. Это просто должно быть. Пассажирский флот никогда не был рентабельным,в том числе и при советской власти с копеечными ценами на топливо. Но даже после войны на нём не экономили. Спустя 10 лет после Победы в городах ещё лежали руины, а пассажирские суда уже строились сотнями.
Кроме обновления флота, видите ли вы другие решения проблемы?
Можно ли не менять ботинки, валенки, сапоги, тапки, шубу, ветровку, шорты, шапки всех мастей, ведь это дорого. Да можно, как Иванов ходить круглый год в трусах и сандалях . Но можно ли говорить при этом о безопасности и качестве жизни – вряд ли.
В качестве дополнения к интервью в рапоряжение редакции была предоставлена следующая информация. Во флоте компании "Ленатурфлот" числится 9 судов, самое возрастное из них – "Механик Кулибин" (тип "Байкал", проект 646)", в 2015 году отметит 60-летний юбилей. Времени на отпуск у "Ивана Петровича" (Кулибина) не представится ещё долго, а пора бы уже на заслуженную пенсию – строители немецкой верфи Warnowwerft Warnemuende (Nordic Yards Warnemünde) в 1955 году закладывали в него ресурс на 40 лет, но не тут-то было. Ровно таким же был расчёт и в отношении его коллег – теплоходов "Механик Калашников", "Родина", "Чернышевский", которые вместе с т/х "Валерий Чкалов", "Алексей Матросов" (Тип "Родина" пр. 588), ходят на реках Лена, Обь и Енисей. На четырёх основных социально значимых линиях Сибирского Региона средней протяженностью 1 770 км работают 6 грузопассажирских теплохода со средним возрастом судна 59 лет.
Основные социально значимые линии Сибирского Региона:
Речной бассейн |
Пассажирская линия |
Протяжённость, км |
Продолжительность рейса по/против течения, суток |
Кол-во остановочных пунктов |
Кол-во судов |
Проект судна |
Название судна |
Год постройки |
Ленский бассейн |
Якутск – Неелово (Тикси) |
1 664 |
4/5 |
13 |
1 |
Тип "Байкал" пр.646 |
Тх "Механик Кулибин" |
1955 |
Енисейский бассейн |
Красноярск – Дудинка |
1 984 |
4/6 |
17 |
2 |
Тип "Родина" пр. 588 |
Тх "В.Чкалов", "А.Матросов" |
1954/1954 |
Обь-Иртышский бассейн |
Салехард – Антипаюта |
718 |
2/2 |
3 |
1 |
Тип "Байкал" пр.646 |
Т/х "Механик Калашников" |
1955 |
Обь-Иртышский бассейн |
Омск – Салехард |
2 714 |
5/7 |
19 |
2 |
Тип "Байкал" пр.646 |
Т/х "Родина", "Чернышевский" |
1956/1955 |
По ТЗ конструкторское бюро группы компаний (ГК) "Морская Техника" разработало индивидуальный эскизный проект пассажирского судна "Коч-2100" проект PS75MT для замены теплохода "Механик Кулибин". В нём учтены особенности сибирских рек, требования местного населения по перевозке пассажиров и грузов.
Руководитель подразделения модернизации флота ГК "Морская Техника" Барканов Константин Александрович.
Родился 15 марта 1971 года в городе Выборге Ленинградской области, в 1989 году поступил в Ленинградский институт Водного Транспорта (Судомеханический факультет), специальность инженер – судoмеханик ("Проектирование судовых энергетических установок"), в 1997 году закончил аспирантуру. Имеет второе высшее образование в сфере экономики.
В ГК "Морская Техника" с 2007 года занимается разработкой и продвижением программ по модернизации флота, ведёт программу "Модернизация скоростного Флота России".
|
Проблема износа пассажирского флота отражена и в Государственной программе Красноярского края "Развитие транспортной системы" (подпрограмма "Развитие транспортного комплекса Красноярского края" на 2014-2016 годы).
В ней дословно говорится следующее:
Проблема износа пассажирского флота в настоящее время наиболее актуальна для маршрута "Красноярск-Дудинка", который обслуживается двумя теплоходами проекта 588 ("Валерий Чкалов" и "Александр Матросов"). Нормативный срок службы таких судов превышен на 19-20 лет.
До 2012 года данный маршрут обслуживал также дизель-электроход "М.Ю. Лермонтов" (проект 785, тип "Россия"), построенный в 1957 году. В настоящее время данное пассажирское судно эксплуатируется на маршруте "Красноярск-Игарка". Вопрос выделения маршрута "Красноярск-Игарка" из состава маршрута "Красноярск-Дудинка" возник в связи с ограничением Главным управлением Российского Речного Регистра района плавания на внутренних водных путях для указанного типа судов до разряда "Л" и "Р" после трагедии с теплоходом "Булгария", (проект 785, тип "Россия"). Для условий судоходства на реке Енисей это ограничение предполагает район плавания только до пристани Игарка.
Данные суда физически и морально устарели, механизмы выработали свой ресурс, уровень комфортности не соответствует современным требованиям, обеспечение безопасности перевозки пассажиров требует значительных затрат.
Теплоход "М.Ю. Лермонтов" в 2014 году выведен из эксплуатации. Теплоходы "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов" планируется вывести из эксплуатации в 2016 году.
Таким образом в 2016 году в Енисейском бассейне будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров от Красноярска до Дудинки и других населенных пунктов, расположенных в нижнем течении реки Енисей. Ликвидируется транспортное сообщение с данными населенными пунктами (кроме Игарки и Дудинки) и они останутся в полной изолированности.
По словам министра транспорта Красноярского края Сергея Ерёмина, главная задача, стоящая перед Правительством края в части модернизации флота – строительство в 2016-2017 гг. нового современного судна, так как к этому времени выработают свой ресурс и оставшиеся в строю теплоходы "Валерий Чкалов" и "Александр Матросов", которые ходят по социально значимому маршруту "Красноярск-Дудинка".
"Сейчас прорабатываются варианты схем финансирования и конкретное проектное решение судна. Сложность состоит в том, что у отечественных судостроителей нет опыта постройки современных пассажирских теплоходов с требуемыми характеристиками. На вторичных рынках – как российского, так и ближнего зарубежья – выставляются на продажу суда либо выработавшие ресурс, либо требующие значительной модернизации. А флот, построенный для речных бассейнов европейских государств, по техническим характеристикам не удовлетворяет требованиям безопасной эксплуатации на Енисее", – прокомментировал ситуацию Сергей Ерёмин.
Бассейны большинства сибирских рек считаются одними из самых сложных для судоходства в России. Во многом это обусловлено высокой скоростью течения, скалистостью грунта, большой извилистостью русла, к природным факторам добавляются и человеческие.
Особенности данных линий:
- социально значимые для населения, в ряде населенных пунктах единственное транспортное средство связи с "большой землей", альтернативы нет.
- используются населением для доставки личных вещей и предметов быта
- дотации населению на покупку билета и субсидирование оператору перевозок
- большая протяженность (от 718 до 2714 км) и длительность рейса
- большое количество остановочных пунктов, в ряде случаев, не оборудованных причалами, посадка осуществляется с лодок
- средний возраст использующихся судов более 60 лет (на 2015 год).
При написании технического задания для создания аван-проекта судна директор "Ленатурфлот" сформулировал следующие требования:
- судно должно быть экономичным в эксплуатации для оператора (компромисс между скоростью и мощностью двигателей – оптимальный расход топлива при скорости 20-25 км/час);
- безопасным для пассажиров (оснащено современным оборудованием, средствами спасения и связи);
- достаточно комфортабельным для пассажиров (спальные места, наличие ресторанного обслуживания);
- иметь возможность подхода к необорудованному берегу;
- принимать грузы (личные вещи, предметы быта, снегоходы, моторные лодки) на хранение и обеспечивать их сохранность и быструю разгрузку/выгрузку;
- принимать на хранение замороженные продукты местного производства (оленина, рыба);
- большая автономность плавания (возможность делать рейсы туда и обратно) – экономия на бункер-базах;
- экологически безопасным для окружающей среды, соответствовать современным экологическим нормам;
- давать возможность оператору получения дополнительного дохода при эксплуатации судна.
Возможности дополнительного дохода для Судовладельца:
- замена плав-магазинов
- доставка рыбаков с лодками на места лова
- обеспечение доставки крупногабаритных вещей в районы крайнего Севера
- возможность работы в режиме туристического судна между рейсами
Сравнительные характеристики судов по проектам:
Характеристика судна |
Тип "Родина" пр. 588 |
Тип "Байкал" пр.646 |
Тип "Коч – 2100"
пр. PS75MT |
Назначение судна |
|
Грузо-пассажирское двухпалубное |
Грузо-пассажирское двухпалубное |
Размерения |
|
|
Длина наибольшая, м |
95,80 |
65,20 |
76,70 |
Ширина наибольшая, м |
14,30 |
12,00 |
12,36 |
Высота борта, м |
4,30 |
3,70 |
3,30 |
Осадка, м |
2,40 |
2,22 |
1,60 |
Вместимость |
|
|
Экипаж (включая обслуживающий персонал), чел |
72 |
40 |
30 |
Пассажиры, чел |
400 |
169 |
220 |
Автономность, суток |
7,5 |
8 |
15 |
Дальность плавания, км |
|
|
4 000 |
Силовая установка |
|
|
Скорость максимальная, км/час |
23,7 |
22 |
25 |
Главные двигатели, кВт |
2 х 295 |
2 х 295 |
2 х 242 |
Наличие подруливающего устройства |
наличие |
отсутствие |
наличие |
Движители |
3 х ВФШ |
2 х ВФШ |
2 х ВФШ |
Классификация |
|
|
Класс |
О |
М |
О 2,0(лед 20) |
Судно "Коч – 2100" пр. PS75MT полностью соответствует требованиям судовладельца и должно заменить теплоход "Механик Кулибин", обеспечивая достаточный уровень комфорта для пассажиров и доставку грузов на расстояние более 1 500 км.
|
Судно "Коч – 2100" / "Морская Техника", ГК |
Особенности судна типа "Коч – 2100" проект PS75 MT:
- Наличие кают (для длинных маршрутов) 4-х местных – 34, полулюкс – 10, люкс – 2 – наличие в каждой каюте душа, санузла, климатической установки
- Наличие кафе-ресторана
- Наличие 60 сидячих мест для коротких маршрутов
- Возможность причаливания к не оборудованному берегу – наличие трапа 8 метров для схода пассажиров
- Два грузовых отсека для габаритных вещей, кран-манипулятор. Дополнительная возможность перевозки грузовых машин типа Газель на люковых крышках
- Наличие четырех реф-камер для приема и хранения замороженного груза
- Наличие кринолина на корме для подхода лодок
На данном этапе эскизный проект требует детальной проработки и финансирования в объеме 20-30 млн рублей, которых у судоходной компании нет. "Морская Техника" совместно с ООО "Ленаречфлот" 21 ноября этого года представила аван-проект судна на заседании Экспертного Совета при коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта. Судно было воспринято осторожно, эксперты внесли предложения на данных линиях использовать "Метеоры" и "Кометы", "А-145" или баржи.
Правительство Республики Якутия в 2012 году направило на поддержание социально значимых рейсов региона 3 млн рублей субсидий, ООО "Ленаречфлот" в 2013 году осуществило ремонт флота за свой счёт (10 млн рублей), однако даже в частичной компенсации затрат компании было отказано.
Главный инженер проекта Александр Попов подчеркнул, что конструкторское бюро готово доработать эскиз под технологические мощности любого судостроительного предприятия России. "Если начать сейчас, то головное судно можно построить уже к концу 2016 года", – сказал он.
Строительство головного теплохода обойдётся в сумму порядка 550 млн рублей. Представители "Ленатурфлот", "Морской техники" и, прежде всего, пассажиры надеются на поддержку строительства судна со стороны федеральных органов власти. Для реализации проекта необходима слаженная работа сразу двух ведомств – Министерства транспорта и Министерства промышленности и торговли России. Возможно, целесообразной станет совместная работа и заинтересованных регионов – Красноярский край, Республика Якутия, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но за поиском денег среди министерств и ведомств не стоит забывать одно – не сегодня-завтра у антикварных теплоходов полетит шестерёнка и люди в посёлках на берегу великих сибирских рек останутся без связи с миром, больниц, школ, а затраты примут совсем другой масштаб – авиационный.