Сегодня нехватка рабочих рук в одной из ведущих отраслей экономики региона - рыболовной - составляет более 30 процентов. Капитана, старпома, старшего механика на судно еще можно найти. Но второго механика, электромеханика, радиста - уже с трудом. Средний возраст командного состава на флоте подходит к 50 годам. Кто же завтра возглавит судовые службы, будет управлять судами и производством?
Дефицита в учебных заведениях, которые готовят специалистов для рыбного хозяйства, на Камчатке нет. Желающих учиться пока тоже хватает. Но поступают 30 человек, заканчивают 15, в море идут двое. Причем многие учатся за счет бюджета. Такие "учебки" отраслевые, то есть бюджетники учатся в них за счет рыбной отрасли, ее налогов. Но она ничего не получает взамен. Кто же виноват в том, что выпускников не прельщает звезда рыбака?
Вот типичная трудовая книжка выпускника мореходки: получил образование, поработал немного по специальности, а потом устроился оператором в клуб игровых автоматов. Может, и эта работа не самая денежная, зато рядом с домом и всегда при деньгах.
Выступая на конференции "Роль рыбной отрасли в экономике Камчатской области", председатель Ассоциации рыбопромышленников Камчатки Валентин Калинин предложил возложить вину на СМИ: "О каком приходе в отрасль молодых ребят можем говорить, если сегодня СМИ твердят, что рыбак - вор, браконьер, неплательщик. О каком престиже может идти речь? Сегодня доброго слова не услышите о рыбаке".
Так почему профессия рыбака сегодня становится на Камчатке непопулярной? Есть простой экономический закон: люди идут работать туда, где выгоднее. В советское время морские и сухопутные зарплаты различались ощутимо. Ради этой разницы многие соглашались на опасную и каторжную работу в море. Сегодня и на берегу можно заработать, поэтому большинство выбирает берег.
И речь не только о молодых, которые могли бы стать хорошими флотскими кадрами. Уже готовые специалисты, которых надо выращивать десять лет и больше, уходят с флота. Если раньше таксисты шли в море, теперь моряки идут в таксисты.
Если один сектор экономики больше привлекает к себе людской ресурс, то другой, чтобы не остаться без рабочих рук и мозгов, должен предложить лучшую зарплату. Чем тяжелее работа, тем зарплата должна быть выше. Рыбная отрасль давно испытывает конкуренцию со стороны других отраслей, но как-то слабо на нее реагирует.
Знакомый рыбак показал мне свой отчет для налоговой инспекции: за рейс ему начислили в пенсионный фонд шесть тысяч рублей. Получается, что его зарплата была чисто символической. Конечно, неофициально он получил больше. Но ведь это тоже обман. Рыбак, проходивший всю жизнь в море, сегодня пенсию получает в размере 2900 рублей. Именно потому, что в последние годы пенсионные отчисления были мизерными. А ведь некоторые фирмы не просто платят мало, а задерживают выплату или не платят вообще. Такое, к сожалению, происходит сплошь и рядом. По этим фактам возбуждались громкие уголовные дела. Правда, о результатах почти ничего не слышно.
Последние десять лет только и слышны жалобы моряков: вкалывал как каторжник в рейсе, а получил жалкие гроши вместо обещанной зарплаты… Другой все лето отпахал на красной путине, заработал только гастрит… Или у семьи в море без вести пропал отец, единственный кормилец. Как пропал, неизвестно: никто по-настоящему разбираться не захотел. Все, что получили от фирмы, - обязательная страховка и ни грамма сочувствия... Таких историй на Камчатке вам расскажут массу… Кто ж пойдет в море жилы рвать, когда в отрасли к людям такое отношение?
Работа рыбака по определению тяжелая, но в последние годы она становится еще более тяжкой и рискованной. Флот стареет: большинство судов 70-80-х годов постройки, срок службы которых закончен или близок к завершению. Аварийность высокая. Даже за нормальную зарплату уже не всякий согласится на эту работу. Тем более, что рейс длится месяцами.
- В море всякого насмотрелся и пережил, особенно после 1991 года, - говорит Николай Александрович, который в море работал с 70-х годов. - Бывало, ели гнилую гречку и ржавой водой запивали. Условия жизни на пароходе часто чуть получше, чем у бомжей. Сейчас вот думаю, ради чего?..
В кадровом агентстве плавсостава моряки ищут работу. Но только - на берегу, не в море. Почему? "Зачем мне тысячу баксов на ветер выбрасывать, чтобы в море идти?" - говорит моряк.Оказывается, каждые пять лет флотский специалист должен пройти аттестацию, получить сертификат стоимостью до двух тысяч долларов. Иначе в море не выпустят. Предприятия в большинстве случаев на себя эти расходы не берут - ищи деньги сам. Но не все находят. Таким образом, массу ценных специалистов отсекли от флота.
Многие рыбаки, которые сейчас живут на материке, хотели бы вернуться, чтобы поработать в море. Но, во-первых, надо приехать сюда: 10-15 тысяч рублей - за авиабилет. Во-вторых, где-то надо жить: квартиру снимать. В-третьих: аттестация стоит в среднем 1,5 тысячи долларов. Медкомиссия платная. Паспорт моряка платный. То есть еще в море не вышел, а уже столько денег отдал.
С 2003 года рыбацким предприятиям дают квоты, исходя из их промысловой истории. В 2008 году - очередное закрепление. Это справедливый принцип. Но есть побочный эффект: появились предприятия-рантье, которые, получив квоты, их не осваивают, а продают другим. Их хозяева тем и живут.
- Мой отец - рыбак, - говорит студент одного из камчатских вузов Алексей Кузнецов. - Но он же и отговорил меня идти по этому пути. В 2002 году, пока пароход стоял в порту, заработок у отца был мизерный. Но терпел - готовился к очередному рейсу. Очень рассчитывал на него. Сколько времени и средств потратил на оформление всех документов! А оказалось, что перед рейсом у судна поменялся хозяин. Старый экипаж просто вышвырнули на берег. Я получаю высшее образование не для того, чтобы на заводе сутками рыбу потрошить, а потом на улице оказаться.
С 2003 года на Дальнем Востоке мощные финансовые структуры (в основном, из центрального региона России) ради этой промысловой истории начали захват предприятий, у которых она есть. Их скупают, когда по-хорошему, когда по-плохому. Берут вместе с флотом и экипажами. Но те работать, похоже, не будут. Потому что новые хозяева собираются заниматься только продажей ресурсов. На Камчатке этот процесс уже наблюдается. Флот некоторых компаний уже не выходит из порта, хотя регулярно получает квоты. Реально работают и получают зарплату несколько человек в конторе.