Уникальный в своем классе и единственный в Европе танкер «Смольный» столкнулся в Финском е с грузовым судном «Леда». Сухогруз, следовавший из Копенгагена в Петербург, затонул, два члена экипажа погибли, еще шестеро оказались в воде. Танкер получил пробоину, из которой вытек мазут. нефтепродуктов начало расползаться по поверхности в сторону острова Котлин. Неожиданно на самом «Смольном» начался . На спасение людей, тушение возгорания и очистку акватории спасателям Балтийского Бассейнового аварийно-спасательного управления и МЧС потребовалось всего 5 часов. В акватории залива прошли крупнейшие за последнее время учения.
После почти полуторачасового морского перехода из базы Литке на Котлине в заданную начальную точку учений группа объединенного Штаба поднялась на Борт судна-спасателя «Калининградец». Координирует процесс спасательной операции не один человек, а сразу несколько специалистов, - по словам начальника Морского спасательно-координационного центра Санкт-Петербург Леонида Белова, это позволяет выработать максимально взвешенную стратегию спасения, а так же показать, кто на что способен.
В районе условного бедствия с утра погода была прохладная (температура около 12 градусов), южный ветер дул со скоростью до 2-3 метров в секунду. К началу учений даже вышло солнце. Ровно в 11 часов на дежурный МСКЦ получил сигнал бедствия со «Смольного». Сразу же в готовность были приведены все суда, находившиеся поблизости. На помощь с базы Литке вышел катер, а с аэродрома Касимово вылетел вертолет МИ-8. К «Смольному» направился и катер с водолазами, которые должны были не только участвовать в спасении людей, он и обследовать повреждение судна и поставит «заплату». Однако неожиданно появились дополнительные вводные – в воде оказался еще один «неучтенный» человек: пожарный МЧС. Причем в полной «боевой» выкладке. Моряки «Смольного» и спасатели судна за считанные минуты вытащили его из воды, тем самым лишний раз доказав, что могут оперативно действовать не только в рамках запланированных учений.
Прибывший на место через 40 минут вертолет провел разведку. После того, как летчики заметили на воде «терпевших бедствие», машина зашла на точку и зависла. Наблюдавшие за работой спасателей увидели необычную картину: из кабины на воду спускался человек в ластах (оказывается, именно так и должен выглядеть тот, кто работает не только в воздухе, но и на воде). Несколько отступая от легенды учений, «тела погибших» были подняты на борт «вертушки» в корзинах-плотах. Сбрасывать на воду спасательные плавсредства не стали – в воде оказались живые люди. Но все, что было отработано – сделано в полном соответствии с нормами. Меж тем, крепчавший ветер как маятник раскачивал люльку со спасенными, поднимающуюся на борт воздушного судна.
Не успели спасатели разобраться с «жертвами», как с кормы «Смольного» повалил густой дым. Возгорание тушили личные составы и танкера, и подоспевшего судна-спасателя. «Калининградец» - уникальное в своем роде судно на Финском заливе: оно оборудовано современными системами пожаротушения, стволы водометов достают за несколько десятков метров. За достаточно короткое время огонь удается потушить – со «Смольного» приходит сигнал отмены тревоги.
Выпускать специальные заграждения, способные остановить распространение нефтяного пятна по воде и собрать его на расстоянии более 20 метров с обоих бортов «Смольного» не стали – усилилось Волнение, погода начала портиться. Рисковать дорогостоящим оборудованием в данной ситуации руководство учений посчитало неоправданным (выпустили только одно боновое заграждение). «Смольный» уникален тем, что может и перевозить нефтепродукты, и «убирать» за собой или другими танкерами в случае разлива. Активная фаза спасательной операции на этом была закончена, равно как и учения.
Конечно, каждое судно, оказавшееся рядом с терпящим бедствие, по мере сил и возможностей будет помогать, однако фактически профессионалов, которые бы постоянно занимались именно обеспечением безопасности на море, почти не осталось. По словам главного специалиста по спасательным работам Балтийского БАСУ их флот – всего 10 единиц. При этом «Калининградец», участвовавший в учениях, - взят в аренду у МЧС, а флагман спасателей «Ясный» в только сентябре вернется в родной город с Севера. На Каспии несет службу «Эпрен». Те же суда, что базируются в Финском заливе, конечно, максимум за два часа уже будут готовы выйти на помощь, но этого, к сожалению, недостаточно.
По окончании учений руководство объединенного штаба вернулось на берег, а «Калининградец» так и остался в море – нести свою постоянную вахту.
В районе условного бедствия с утра погода была прохладная (температура около 12 градусов), южный ветер дул со скоростью до 2-3 метров в секунду. К началу учений даже вышло солнце. Ровно в 11 часов на дежурный МСКЦ получил сигнал бедствия со «Смольного». Сразу же в готовность были приведены все суда, находившиеся поблизости. На помощь с базы Литке вышел катер, а с аэродрома Касимово вылетел вертолет МИ-8. К «Смольному» направился и катер с водолазами, которые должны были не только участвовать в спасении людей, он и обследовать повреждение судна и поставит «заплату». Однако неожиданно появились дополнительные вводные – в воде оказался еще один «неучтенный» человек: пожарный МЧС. Причем в полной «боевой» выкладке. Моряки «Смольного» и спасатели судна за считанные минуты вытащили его из воды, тем самым лишний раз доказав, что могут оперативно действовать не только в рамках запланированных учений.
Прибывший на место через 40 минут вертолет провел разведку. После того, как летчики заметили на воде «терпевших бедствие», машина зашла на точку и зависла. Наблюдавшие за работой спасателей увидели необычную картину: из кабины на воду спускался человек в ластах (оказывается, именно так и должен выглядеть тот, кто работает не только в воздухе, но и на воде). Несколько отступая от легенды учений, «тела погибших» были подняты на борт «вертушки» в корзинах-плотах. Сбрасывать на воду спасательные плавсредства не стали – в воде оказались живые люди. Но все, что было отработано – сделано в полном соответствии с нормами. Меж тем, крепчавший ветер как маятник раскачивал люльку со спасенными, поднимающуюся на борт воздушного судна.
Не успели спасатели разобраться с «жертвами», как с кормы «Смольного» повалил густой дым. Возгорание тушили личные составы и танкера, и подоспевшего судна-спасателя. «Калининградец» - уникальное в своем роде судно на Финском заливе: оно оборудовано современными системами пожаротушения, стволы водометов достают за несколько десятков метров. За достаточно короткое время огонь удается потушить – со «Смольного» приходит сигнал отмены тревоги.
Выпускать специальные заграждения, способные остановить распространение нефтяного пятна по воде и собрать его на расстоянии более 20 метров с обоих бортов «Смольного» не стали – усилилось Волнение, погода начала портиться. Рисковать дорогостоящим оборудованием в данной ситуации руководство учений посчитало неоправданным (выпустили только одно боновое заграждение). «Смольный» уникален тем, что может и перевозить нефтепродукты, и «убирать» за собой или другими танкерами в случае разлива. Активная фаза спасательной операции на этом была закончена, равно как и учения.
Конечно, каждое судно, оказавшееся рядом с терпящим бедствие, по мере сил и возможностей будет помогать, однако фактически профессионалов, которые бы постоянно занимались именно обеспечением безопасности на море, почти не осталось. По словам главного специалиста по спасательным работам Балтийского БАСУ их флот – всего 10 единиц. При этом «Калининградец», участвовавший в учениях, - взят в аренду у МЧС, а флагман спасателей «Ясный» в только сентябре вернется в родной город с Севера. На Каспии несет службу «Эпрен». Те же суда, что базируются в Финском заливе, конечно, максимум за два часа уже будут готовы выйти на помощь, но этого, к сожалению, недостаточно.
По окончании учений руководство объединенного штаба вернулось на берег, а «Калининградец» так и остался в море – нести свою постоянную вахту.