В члены Ассоциации на этом собрании было принято ОАО «Инженерный центр судостроения», г. Санкт-Петербург. Во время презентации предприятия генеральный директор ОАО «ИЦС» Зингер М.М. описал деятельность коллектива в последние годы:
За последние 5 лет ОАО «ИЦС» выполнены следующие основные работы:
-
головной многофункциональный буксир ледокольного класса типа «река-море» мощностью 3 600 кВт (пр.2805), построен по заказу Администрации С.-Петербурга, ведет ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз», спуск головного судна на воду произошел 13.10.2009г.;
-
плавучая судоподъемно-судоремонтная мастерская (пр.2768), строительство по заказу Администрации С.-Петербурга ведет ГУП «Судостроительно-судоремонтный завод «Спецтранс», завершаются приемо-сдаточные испытания:
-
головной прогулочный пассажирский теплоход (пр.Р118.2), передан Заказчику (Республика Казахстан) в 2008г.;
-
ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод», ведет строительство буксиров типа «река-море» мощностью 900 л.с. (пр.81173НМ.1 и пр.81173НМ.2);
-
ОАО «Красноярская судоверфь» ведет строительство барж-площадок для перевозки леса грузоподъемностью 2000 т (пр.82160); в 2004-2005 г.г., построено 2 грузопассажирских теплохода типа «Таймыр» (пр.2707) «река-море» плавания;
-
ОАО «Костромской ССРЗ», в 2004-2007г.г. велось строительство нефтеналивных барж типа «река-море» грузоподъемностью 4300 т (пр.2731 и модификации);
-
ОАО «Аркульский судоремонтный завод» ведет строительство удлиненных барж-площадок по пр.81218У;
-
ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод», в 2004-2007 г.г. выполнена модернизация теплоходов типа «Невский» с удлинением корпуса и повышением грузоподъемности, а также дооборудование т/х «Невский-13» для выполнения геологоразведочных работ (заказчик ОАО «Ленречпорт»);
-
ОАО «Ленречпорт» выполнил переоборудование озерного буксира пр.Р131 в буксир смешанного «река-море» плавания (пр.2822);
-
ОАО «Московский ССРЗ» в 2006г. выполнил переоборудование пассажирского теплохода «МАРИЭЛ» пр.Р51ЭА в прогулочное судно;
-
ОАО «Прибой» (Ростов-на-Дону) ведет работы по модернизации и переоборудованию пассажирского т/х «Петрокрепость» пр.588 в пассажирское круизное судно класса «М» пр.2754;
-
На ряде российских судостроительно-судоремонтных предприятий выполнена модернизация и повышение грузоподъемности грузовых теплоходов проектов Р97, Р97А, Р163, 576, Р86А, 21-88, Р32, Р32БУ, а также по замене главных двигателей и дизель-генераторов на судах проектов Р45, 81173, 758АМ, Р32БУ, Р32.3.1, Р32.3.2, 911В, 81170, Р131, Р162, Р153.
Работы по всем указанным объектам велись по документации, полностью разработанной ОАО «ИЦС».
Также ОАО «ИЦС» выполнены следующие проекты судов, строительство которых пока не начато:
-
Теплоход-шаланда типа «река-море» грузоподъемностью 4500 т, технический проект разработан и согласован со всеми надзорными органами. Заказчик – ОАО «Ленречпорт». Предполагаемый завод-строитель – ОАО «Невский судостроительно-судоремонтный завод».
-
Пассажирский катамаран пр.2814 на 180 мест для местных и пригородных линий. Разработан и согласован со всеми надзорными органами технический проект, выпущена РКД. Заказчик – ОАО «Пассажирречтранс» (Красноярск). Завод-строитель головного судна – ОАО «Красноярская судоверфь». Ожидается также строительство на ряде других заводов, учитывая, что эти суда идут взамен т/х типа «Москва» (построено более 240 ед.).
-
В порядке подготовки к участию в реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010-2015 г.г.» и ФЦП «Развитие гражданской морской техники 2009-2016 г.г.» в инициативном порядке для создания научно-технического задела выполнены концептуальные проработки по судам следующих типов:
-
контейнеровоз «река-море» плавания на 403 ед. TEU;
-
пассажирским судам различного назначения;
-
судам для обслуживания знаков судоходной обстановки на внутренних водных путях;
-
малые унифицированные научно-исследовательские суда;
-
сверхмалые (грузоподъемностью ок. 20 т) суда взамен т/х типа «Колхозница».
О работе Комиссии по национальной морской политике Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации присутствующих проинформировал ведущий советник Комиссии Карлашов В.В. Он поблагодарил Президента Ассоциации «РЕЧПРОМ» А. А. Гончарова за приглашение принять участие в работе собрания Ассоциации, которое в этом году проходит совместно с Ассоциацией судоремонтных заводов.
Наиболее значимым мероприятием 2009 года признан «правительственный час» на тему «О ходе реализации Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу». На «правительственный час» был приглашен и выступил с докладом Министр промышленности и торговли Российской Федерации В.Б. Христенко. Освещенные в ходе доклада вопросы, направленные членами Комиссии в адрес министра, а также характер поднятых при обсуждении проблем показал большой интерес со стороны членов СФ к тематике этого обсуждения. Данное мероприятие стало очередным толчком к принятию высшим руководством страны решения о строительстве современных верфей на Дальнем Востоке и в Ленинградской области.
Трижды в этом году собирался Экспертный совет в области судостроения, кораблестроения и судоремонта Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике. Практически на каждом заседании поднимался вопрос о необходимости разработки и внесения в Государственную Думу законопроекта, направленного на поддержку отечественной судостроительной промышленности. В настоящий момент Минтрансом России заканчивается разработка такого законопроекта. Члены Комиссии также подключились к этой работе, надеясь совместными усилиями добиться положительных результатов.
К сожалению в 2009 году Комиссии так и не удалось добиться рассмотрения Государственной Думой ПФЗ № 193014-5 «О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», направленного на устранение противоречий, связанных с неоднозначностью толкования требований подпункта 23 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса в части освобождения от налога на добавленную стоимость работ (услуг) по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания. (Справка редакции: 24 марта законопроект рассмотрен Государственной Думой в 1-ом чтении)
О деятельности Невского судостроительно – судоремонтного завода рассказал генеральный директор ООО «Невский ССРЗ» Баженов В.В. Завод в последнее время получил достаточно крупные заказы. Были подписаны три государственных контракта на строительство судов аварийно-спасательной службы для «Госморспасслужбы». Одно пойдет в Черноморский бассейн, второе - в Мурманск, третье - в Санкт-Петербург. Планируется и четвертое. Заказы размещены в рамках целевой программы Минтранса по переоснащению флота. В январе был согласован техно-рабочий проект, и на предприятии приступили к формированию корпуса и строительству. Приобретены главные машины, в ближайшее время начнется их монтаж на судне, пока все идет по графику. Второе судно будет заложено 6 апреля, третье — предположительно, в мае.
Завод сейчас достаточно сильно загружен, но это не предел. В настоящий момент на заводе работает 680 человек, из них основных производственных - 240 человек, кроме того, привлечено порядка 200 человек подрядчиков. В течении года планируется увеличение численности ППР до 1000 – 1100 человек. Это обусловлено очень большим объемом работ по обстройке, электромонтажным, трубомонтажным и наладочным работам. Эти суда очень сложные в техническом плане, оснащены системой позиционирования DP-2, оборудованием для ликвидации всех внештатных ситуаций, в том числе и разливов нефти, а также проведения спасательных операций, для чего предусмотрены водолазные комплексы на 60 метров и на 300 метров, боковой радар, опускаемый на 1000 метров под воду.
Кроме того, в рамках программы взаимодействия предприятий холдинга «Управление транспортных активов», завод принимает участие в совместном строительстве10 судов с «Окской судоверфью». Для средней части судна – это 97 метровая цилиндрическая часть - все секции будут изготавливаться на Невском ССРЗ. Старт производства назначен на 15 марта, первые отгрузки планируются уже в июле.
В скором времени будет подписан договор с «Морским Инженерным Бюро» на создание техно-рабочей документации для серии из 10 судов «река-море», типа «Волго-Дон макс», проект RSD 49. При удачном стечении обстоятельств резка металла начнется уже в июле. Планируется два судна сдать в следующем году, пять судов - в 2012 году, и три - в 2013 году. Вся эта программа также будет реализована в рамках холдинга.
На заводе идет широкомасштабная модернизация. Запущена линия изготовления плоских секций, идет закупка различных видов техники. Приобретен пресс, ведь на заводе к сожалению, нет адекватного гибочного оборудования. Закуплен трейлер на 150 тонн, т.к. весь объем секций по территории как-то надо перемещать. Произведена модернизация эллингов, пролетов, построенных еще в 70-80х гг. Все конструкции сейчас приводятся в надлежащий вид. Устанавливаются подъемные ворота. Закуплены 80-тонный и 50-тонный краны для эллингов. Общая стоимость программы модернизации - порядка 450 миллионов рублей. Уже к лету завод с обновленной базой возьмется за новые, более сложные задачи.
Вместе с тем, предприятие беспокоит ряд проблем, общих для большинства производств. Первая - это отсутствие достаточного количества квалифицированных рабочих. Приходится привлекать рабочих отовсюду, откуда возможно, в том числе и из Украины. Однако препятствием для этого является несовершенство миграционного законодательства. Приглашенный работник должен прибыть на завод, он должен быть оформлен, зарегистрирован, и после этого подаются документы на получение разрешения на работу. По закону срок оформления две недели. На практике - месяц с лишним! В итоге, руководитель предприятия рискует принимая таких рабочих. Приезжие первое время работают фактически нелегально, хотя все документы и поданы. Миграционная служба вопросы оформления систематически проваливает - сроки не выдерживает. А ведь постоянные комиссии, которые, как «волки», терзают предприятие, ничего не хотят знать. Вот пример - 29 декабря на заводе выявили одного не до конца оформленного рабочего. Штраф, для юридического лица за это - 850 тыс. рублей. Это государственный произвол. Ведь, к сожалению, без миграции сегодня не обойтись ни на одном предприятии - ни в строительстве, ни в судостроении.
Вторая - это подготовка инженерных кадров. Сегодня на Невском ССРЗ работает 50 конструкторов и технологов, из них 45 привлечены из других регионов. Это - Украина, Прибалтика, юг России, Астрахань, Волгоград и всего пять специалистов своих, шлиссельбургских. При этом нужно понимать, что как только «родное» предприятие активизируется, приезжие инженеры «снимаются» и уезжают домой. Решение этого «кадрового голода» пока не найдено. И выпускаемое профильными институтами новое поколение инженеров, к сожалению, не спешит на производство.
Третья – совсем недавно руководство «Силовых машин» уведомило, что «Завод турбинных лопаток» полностью прекращает производство полособульбового профиля. Больше производителей в России нет. Судостроители оказались заложниками иностранных производителей. Это, фактически, антигосударственная акция. Тем более что некоторые виды профиля не купить даже за рубежом. Мотивируется прекращение производства диверсификацией. До июня этого года заинтересованные предприятия должны найти выход из ситуации.