ОАО "Морской завод "Алмаз" в этом году празднует серьезную дату — 29 июня исполнится 100 лет со дня основания предприятия. Несмотря на достаточно почтенный возраст, сегодня в цехах по-прежнему кипит работа, режут металл и спускают скоростные а для доблестных защитников родины из различных ведомств. На территории верфи есть даже своя культурная достопримечательность — стелла на месте захоронения лидеров декабристского восстания.
С ближайшим соседом "Морского завода" - "СФ "Алмаз" - мы уже знакомили читателя. Теперь на вопросы ответил руководитель предприятия на Уральской,19 — Виктор Михайлович Иванов.
Ваш завод начинался как база для строительства и ремонта скоростных пассажирских катеров. Для кого вы строите сегодня?
Основной наш заказчик сегодня — прежде всего, Пограничная служба ФСБ, также работаем с "Росморпортом". Чуть раньше для Минобороны была выполнена большая программа – построено более десятка адмиральских разъездных катеров пр. 21960, взамен устаревших типа "Соколёнок". Проект катера был разработан дизайнерским бюро "Рикошет", сейчас им владеет "Морской завод "Алмаз". Пр. 21960 постоянно дорабатывается — это современный катер, с качественной отделкой и современным оборудованием. Такие катера уже размещены на ТАРК пр.1144 - "Петр Великий", РКР "Маршал Устинов", на авианосце "Адмирал Кузнецов и других кораблях ВМФ.
В настоящее время по модернизированному пр оекту строим учебные катера для Института Береговой охраны ПС ФСБ РФ. В этом году будет передан пятый катер. Также для Погранслужбы строим "под ключ" патрульные катера пр. 12200 "Соболь" в качестве субподрядчика СФ Алмаз. За два года (2009-2010) сдано шесть единиц, а в этом году запланировано на сдачу еще 3-4 катера, два из которых будут переправлены на Дальний Восток для обеспечения работы АТЭС.
Несколько лет назад "Агат Дизайн Бюро" был разработал катер спецназначения пр. А-125 для спецслужб ФСБ. Катер сдан в 2004 году и патрулирует акваторию в Стрельне, у президентской резиденции. Модернизированный проект А 125-М1 - с большими размерами, более мощной установкой - тоже сдан заказчику. Если первый катер развивал скорость до 42-43 узлов, то второй на ходовых испытаниях разгоняли до 58 узлов. Проект тоже для ПС ФСБ РФ, сейчас катер работает в Калининграде. С такими проектами, конечно, хотелось бы продолжать работать. Но он достаточно дорогой, специфичный, и пока заказчиков нет. Впрочем, ПС ФСБ сейчас рассматривает возможность закупки еще нескольких таких судов.
В беседе с Грабовцем Л.Г., генеральным директором СФ Алмаз, мы узнали, что в связи с предстоящим переездом Морской завод должен взять на себя всю линейку заказов фирмы.
Да, так будет, более того, уже сейчас строим корпус "Светляка"(пограничный сторожевой корабль пр.10412) и адаптируем технологии для строительства многофункционального пограничного сторожевого корабля пр. 22460 "Рубин". Осваиваем всю номенклатуру заказов СФ.
Фирма переедет на мощности нашего завода, на их территории останется лишь эллинг и несколько цехов. Но благодаря нашим давним отношениям, уверен, мы вместе продолжим продуктивную работу.
В последнее время Вы строите исключительно небольшие суда. Чем это обосновано — потребностями заказчиков или вашими мощностями?
Наша специализация — быстроходные суда. Кроме того, мы, пожалуй, лучшие в России в работе с алюминием. Годы работы в этом направлении дали нам опыт и возможность оперативной работы. Сейчас самое большое судно в нашем исполнении - заказ 050, дедвейтом 1000 т, для Сахалинской пограничной службы — вот, стоит за окном.
Суда большего дедвейта наши мощности строить не позволяют, да и соревноваться с такими монстрами крупнотоннажный судостроения, как Балтийский завод, Адмиралтейские верфи и т.д. нет резона, мы лучшие в своей линейке судов.
У нас есть своя область, в которой мы разбираемся, развиваемся и постоянно совершенствуемся. Однако, любой заказ нам важен и интересен. Мы строили лоцманский катер для Росморпорта, буксиры, и будем работать с другими типами судов, когда к нам поступит заказ на них.
Наши собеседники в сфере IT- технологий жалуются на закрытость и консервативность отрасли. Что нового применяете Вы в своей работе?
Технологии шагают вперед, и мы активно применяем то же 3D–моделирование в проектировании, и отчасти в производстве. Но полностью использовать подобные модели пока нет никакой возможности. Ведь те же сборщики работают с чертежами, в двухмерном пространстве. И никуда от этого не деться. Судостроение – все-таки очень консервативная отрасль. Тем более, на наших небольших судах, когда счет идет на миллиметры, многое приходится дорабатывать по месту, иначе не проходит.
Те же бессварные трубопроводы. Это интересно, перспективно, и, возможно, мы бы их с удовольствием применяли. Но. В условиях небольшого пространства, во-первых, это не всегда выгодно, а во вторых, для нашей работы принципиально, чтобы материал был одобрен Регистром. Работаем только с сертифицированными материалами.
Если говорить о заводском оборудовании — здесь, пожалуй, можно отметить машину плазменной резки "Ванад". Заводом был приобретен один из первых опытных образцов. Планируем модернизировать машину до современного уровня, как-никак, купили десять лет назад, многое изменилось. Хотя нынешних технических возможностей машины хватает для обеспечения металлом двух заводов.
В ходе вашей деятельности, как складываются ваши отношения с ОСК?
С ОСК не пересекаемся. Маломерные суда сегодня строят многие, но в работе с алюминием мы на первом месте, это дает нам фору.
Владеец английской компании South Boats приезжал на "Морской завод Алмаз", и был приятно удивлен нашими возможностями. Эта компания занимается строительством катеров для обслуживания морских ветряных генераторов. Их отличительной особенностью являются неокрашиваемые корпуса из алюминия, только с оксидной пленкой. Суда получаются серебристые, приметные. Спрос на морские ветряки в Европе постоянно растет. Сейчас обслуживается около 600 станций, планируется установить до 2000 штук. Мощностей у South Boats очевидно не хватит, и мы не исключаем возможности подключения к этому проекту и Морской завод Алмаз.
Вы постоянно модернизируете существующие проекты. С какими конструкторскими бюро работаете?
Сегодня нашим постоянным партнером является "Агат дизайн-бюро". С ними делали А125-М1, и поддерживаем идеологию по развитию проекта. Тем более что катер получился очень удачный, за два года работы практически не было рекламаций.
К тому же, в отличие от большинства верфей, ну, кроме Laky Verf, у нас есть достроечное подразделение, созданное на базе бывшей "дочки" Морского завода, компании "Алкор-яхта". Когда компанию распускали, завод взял к себе всех специалистов, отделочников, достройщиков. В итоге, сегодня у нас есть участок 2120, где мы можем всю отделку доводить до яхтенного качества, используя соответствующие материалы, включая мебель. В итоге мы сдаем качественное, быстроходное, отлично оформленное судно.