История Медвежьегорской РЭБ флота неразрывно связана с Беломорско-Балтийским каналом. После окончания строительства канала в 1933 году обнаружилась острая нехватка флота и в особенности несамоходного. Под эти нужды в 1934 году и была организована Пиндушская судоверфь, которая подчинялась Наркомречфлоту СССР.
Помимо своего основного назначения — обслуживания грузового флота, у базы была и судостроительная программа. Так к началу июля 1934 года на заводе было построено 20 единиц несамоходного флота. Это были деревянные морские лихтера - «берлины» грузоподъемностью 800-1000 тонн. Если брать выпуск продукции по годам, то к концу 1934 года на Медвежьегорской судоремонтной базе было сдано в эксплуатацию судов непарового флота общим тоннажем 42500 тонн, по окончанию 1935 года уже 52500 тонн, а в первом полугодии 1936 — 31200 тонн. Если перевести на единицы флота того времени, то в год выпускалось 40-50 лихтеров. Тогда же, с конца 1935 года в Пиндушах приступили к строительству самоходного флота — полярных экспедиционных моторно-парусных судов типа «Смольный» по заказу Гламевморпути. Также в 1935 году на Пиндушской судоверфи было построено 17 самоходных катеров японского типа («кавасаки») с дизельными двигателями, 2 буксирных катера, 5 дрифтеров для рыбной промышленности. В связи с появлением более сложных заказов, на судоверфи строятся электросварочный, слесарно-монтажный цехи, новые стапели и дизельная электростанция.
В период Великой Отечественной войны с 1941 до 1944 года поселок Пиндуши был оккупирован финнами. То оборудование, которое не удалось вывезти перед приходом неприятеля, было разрушено и сожжено.
Поэтому в 1945 году по решению Совета Министров СССР развернулось масштабное восстановление судоверфи. Были построены: электростанция мощностью 1000 КВт, лесопильный цех, восстановлен кузнечно-механический цех, стапели и др. объекты. Уже в 1946 году обновленная верфь приступила к постройке барж грузоподъемностью 350 тонн и морских деревянных лихтеров грузоподъемностью 1250 тонн.
Медвежьегорская РЭБ флота / корабел.ру
16 марта 1957 года Пиндушская верфь была переименована в Пиндушский судоремонтный-судостроительный завод (Пиндушский ССРЗ). Через два года было завершено строительство наклонной части слипа для подъема крупнотоннажных судов. Параллельно осваивались новые виды производства: металлическое судостроение, контейнеростроение, домостроение, начинается строительство металлических барж грузоподъемностью 300 тонн. На баланс предприятия передаются несамоходные и буксирные суда, работающие в бассейнах Белого и Балтийского морей и на внутренних водных путях.
В 60-х годах происходит активная замена паровых буксиров типа «Ижорец» на современные дизельные суда. Пиндушская РЭБ флота, в которую переименовали Пиндушский ССРЗ, также активно принимала участие в деле обновления буксирного флота. Уже в семидесятые годы РЭБ начала производство барж-площадок грузоподъемностью 600 тонн, налажен серийный выпуск металлических контейнеров грузоподъемностью 5 тонн до 3800 штук в год.
В 1974 году впервые в отрасли на РЭБе была проведена модернизация т/х «Сормовский-5» в автомобилевоз для транспортировки автомобилей из Тольятти в страны зарубежья. Параллельно с основным производством на верфи ведется интенсивное строительство. Так в это время были построены: судокорпусный, столярный, контейнерный цехи, организовано автохозяйство. Кроме того был возведен ряд жилых домов для заводчан, 2 детских объединения, больница, учебный корпус и общежитие ГПТУ-13 другие объекты социального назначения.
К концу 1982 года на Медвежьегорской РЭБ и Петрозаводской РЭБ флотов на техническом обслуживании состояло 70 единиц несамоходного флота, 55 единиц судов типа «Волго-Балт», 24 «Волго-Дона» плюс пассажирские суда с флагманом «Михаилом Ломоносовым». Вместе с Петрозаводской РЭБ Медвежьегорская РЭБ флота тогда обслуживала весь флот Беломорско-Онежского пароходства (БОП).
В эпоху «глобального передела» на РЭБе все пошло по стандартному для всех пароходств страны сценарию. Суда, которые были приписаны к ремонтным базам, были приватизированы и разбрелись по регионам и странам ближнего зарубежья, оставив РЭБы ни с чем.
Потеряв основного заказчика, Медвежьегорская РЭБ флота перебивалась случайными заказами, далекими от судоремонта и судостроения, пока и эти работы сошли на нет. На некогда мощном предприятии осталась бригада охраны, директор и главный инженер.
Ожила РЭБ только в мае 2012 года, когда ее выкупила «Торгово-Промышленная нерудная компания» (ТПНК) под свои нужды. Предприятие планировало организовать там пункт перевалки сырья, благо необходимая инфраструктура, включая крановую технику, функционировала. Однако, по инициативе руководства ТПНК все же было решено возродить в Пиндушах судоремонт.
За два года на РЭБе были проведены работы по восстановлению жизнедеятельности предприятия: отремонтированы подъездные и подкрановые пути, сами краны, восстановлен станочный парк в механическом и судокорпусном цехе, отремонтированы косяковые и стапельные тележки. Слип предприятия позволяет поднимать суда массой до 2200 тонн и длиной до 116 метров и обслуживать одновременно до 9 судов подобных габаритов.
Однако, более существенные потери - в кадрах - на Медвежьегорской РЭБ решать оказалось гораздо сложнее. В лучшие годы на предприятии трудилось 800 только производственных рабочих, сейчас штат сократился до 60 человек. И естественно, что они вынуждены совмещать профессии, быть «универсалами».
Виктор Михайлович Карцев
/ корабел.ру
«К большому сожалению у нас полностью разрушена система профтехобразования. Так ГПТУ-13, которое раньше готовило молодые кадры для судоремонтных предприятий и речного флота было закрыто более 20 лет назад. Вкупе с тем, что молодых рабочих: сварщиков, судосборщиков, токарей, фрезеровщиков по району ни одно учебное заведение не готовит уже лет 15-20 — кадровый голод грозится перерасти в катастрофу. Например, на Медвежьегорской РЭБ самому молодому сварщику недавно исполнилось 40 лет», - говорит директор предприятия Виктор Михайлович Карцев.
«Районные власти хорошо понимают наши проблемы и совместно со всеми предприятиями региона пытаются найти методы решения», - продолжает Виктор Михайлович.
За 2 года работы возрожденной РЭБ было отремонтировано 19 единиц судов различного типа. При ремонте выполнены работы по замене обшивки, ремонту винто-рулевого комплекса (ВРК), ремонту и замене трубопроводов, систем осушения, отопления, ремонту электрооборудования и кабельных трасс, очистке и покраске корпусов судов. Кроме того, приняты и выполнены заказы по изготовлению и ремонту металлоизделий и металлообработке, а также по утилизации судов. Среди клиентов предприятия были ФБУ «Администрация «Беломорканал», ООО «Петрозаводская судоходная компания», ООО «ТандемИнвест», ООО «Порт Надвоицы», ООО «Акватик», ОАО «Кареллеспром», ООО «ЛДК» Сегежский».
Планирует РЭБ включиться в борьбу за заказы по модернизации Беломорско-Балтийского канала на изготовление металлоконструкций закрытий, шлюзовых ворот и других гидротехнических изделий. Все-таки предприятие изначально создавалось для нужд канала.
В июле 2014 года Медвежьегорская РЭБ флота отметила свой 80-летний юбилей. На долю предприятия пришлось немало трудностей, особенно в период перелома эпох. Оправиться от его последствий еще не получилось, возможно, не получится еще долго. Но важно одно — суда в Пиндуши на ремонт идут, и история Медвежьегорской РЭБ флота продолжается.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+