Не от хорошей жизни многие люди в Украине безоглядно хватаются за любую работу, сулящую хоть какой-нибудь заработок сегодня и призрачную перспективу на завтра. А когда человек вынужден принимать любые условия, его не прочь обмануть даже товарищ по несчастью. Особенно красноречиво говорит об этом непрекращающаяся череда рассказов о судьбах «попавших» украинских моряков. Кто-то с самого начала своей карьеры поработал на дядю и был рад, что хоть домой возвратился невредим, кто-то один-два контракта проплавал «под флагом» без особых проблем, но «влип» на следующем. Наверное, каждому третьему довелось испытать состояние шока от ареста судна или экипажа у чужих берегов. Нашего моряка постоянно подстерегают всевозможные опасности – коварство фирм по найму на работу, сомалийские пираты, недобросовестные судовладельцы – несть числа примерам печального опыта украинского подфлажника!
Он наслышан о них, тысячу раз предупрежден, а значит, как говорили мудрецы, – вооружен. Но снова и снова мы слышим «sos» с борта турецкого, греческого, камбоджийского или другого судна, на котором трудится наш многострадальный соотечественник. Да, не от хорошей жизни все это с ним происходит. Пришел он в приличное агентство, а ему с порога – опыт работы есть? Чаще всего начинающему тут же на него и указывают, отправляя прямиком на кривую дорожку. Какому судовладельцу и какому посреднику нужны люди, ни разу не бывавшие на борту?! Только тому, который не собирается брать на себя ответственность за него! И вручает свою судьбу будущий морской скиталец первому встречному в надежде заработать плавательный ценз хоть за нищенскую плату – за деньги, которые можно получать в любой береговой конторе, фирмочке, магазинчике и т.п.
Как ни печально, но нередко и моряки со стажем становятся жертвами ловцов их «мятежных» душ. – От долгого ожидания следующего рейса не только ее ресурсы истончаются, но и кошелек худеет стремительно, не угоняясь за ценами на повседневную жизнь.
На днях мне довелось беседовать с инспектором ITF в Украине Натальей Ефрименко, которая занималась проблемами украинских моряков, нанятых на теплоход под камбоджийским флагом турецкой компании TUAN. Судя по ее рассказу, каждый продавец своей рабочей силы, имевший дело с компанией, занес это название в свой «черный список», потенциальному «наемнику», каждому коллеге в подробностях рассказал о том, что его ожидает, свяжись он с этим …
А произошла банальная история: обещали членам команды золотые горы, не обращай внимания на сумму, указанную в контракте – 390 американских долларов. Контракт на полгода, изложен на одном листочке на английском языке, где не было ни строчки, ни о питании, ни о доплатах за дополнительную работу, ни слова об обязательствах судовладельца в случае травмы или болезни и других социальных гарантиях. Они подписывали, кто – в зале ожидания Одесского морвокзала, кто – в подъезде какого-то дома. Представители крюинга, расположившегося в Одессе на улице Бугаевской, где вас, по возможности любезно, встречал Юрий Г., не стеснялись показаться своим клиентам не солидными.
Тем не менее, моряки уехали в Турцию. Увидев свой пароход, поняли, что работа их ждет черная, опасная, бесперспективная.
По телефону мне довелось общаться с капитаном:
– Оказавшись на причале, я ахнул. «Little K» – это кошмарный сон, судну сорок лет от роду, «Волгобалт» постройки 1967 года. (Как я позже узнал, предыдущий экипаж ремонтировал его, но денег за это не получил.)
Но делать нечего, поднялся на борт. Неоднократно пытался добиться от работодателя средств или материалов на покраску, ремонт – безрезультатно. О мерах безопасности заботиться он тоже не собирался, я еле выпросил лес для закрепления груза. Каждый раз при подходе к порту отсылал телексы по поводу продуктов питания, которых всегда не хватало. Не удалось получить и прайс-лист на них (по грубым подсчетам экипажа получалось, что на сутки выделялось всего полтора (!) доллара, вместо обещанных четырех). Мне даже канцтовары пришлось за свой счет приобретать, чтобы вести документы.
Люди сначала надеялись, что их труд будет оплачен и зачищали трюмы, но впоследствии отказывались, так как эта работа не оплачивалась. Судовладелец бесцеремонно предлагал мне заставить экипаж ее выполнять.
В один из приходов в порт наш хозяин перепродал пароход, и мы оказались, мягко говоря, не у дел. Это произошло по истечении двух месяцев со дня начала действия моего контракта. В течение трех дней экипаж – 12 человек, должен был покинуть Турцию. Без заработка. Денег выплачивать нам не собирались. После пяти дней пребывания в стране мы становились персонами нон грата. Решили рискнуть, остаться и попытаться добиться справедливости – обратиться в ряд инстанций, на помощь которых рассчитывали. Связались с украинскими дипломатами – генеральным консулом Украины в Стамбуле.
Большое участие в судьбах злосчастных моряков принял представитель консульства Станислав Прошко, по линии ITF – один из турецких профсоюзов, и, разумеется, инспектор ITF в Украине Наталья Ефрименко. Моряки поселились в гостинице, выходить из которой, как нелегалы, боялись, чтобы не попасть в руки полиции. Спасало, что фирма все-таки оплачивала какое-то время проживание и питание, удерживала на чужбине и перспективы получения денег. Экипаж покинул судно 8 декабря 2006 года. Вернулись домой к концу февраля 2007 года, получив неизгладимое впечатление об отношении к украинским морякам, и со своим мизерным заработком. Рассчитывать на то, что будет компенсирована «пересидка» и выполнение не свойственных специальности обязанностей не приходилось. А столько нервов, времени убито!
– Когда вначале мы общались с судовладельцем, и речь шла о работе, он прекрасно понимал мой английский. Я, как капитан, вполне сносно им владею, – рассказывает Игорь П. – Зато вопрос о зарплате он не понимал в упор. Мы даже обратились к одному из аборигенов, чтобы он изложил его на турецком языке, но и эта попытка не возымела действия ни на совесть, ни на разум хозяина, как видно имевшего богатый опыт, обмана людей, которых он нанимает на работу из нашей страны.
С помощью Украинской транспортной газеты «Моряк» хочу предупредить своих коллег, тех моряков, которые собираются в рейс, чтобы они учились на чужих ошибках и не повторяли их: покидайте родной берег лишь после того, как убедитесь в том, что обман исключен. Агентство по найму, крюинговая фирма обязана предоставить исчерпывающую информацию о судовладельце и судне, на котором предстоит работать. Подписывать контракт можно только после тщательного изучения каждого его пункта, и консультации со специалистами.
Поверьте мне, лучше поступать именно так, и не доверять никаким рассказам пусть даже добрых знакомых, на которые попался я и множество моих товарищей.
Отец одного из членов экипажа «Little K», который часто звонил Наталье Ефрименко, стараясь быть в курсе того, что делает инспектор ITF в Украине, Профсоюз работников морского транспорта Украины (ПРМТУ), международные организации и дипломаты для его сына и членов команды. Можно понять его беспокойство, когда случилось такое. Как был бы он прав, если бы своевременно отговорил сына подписывать контракт с TUAN! И как здорово было бы, если бы молодой моряк знал английский язык. Теперь-то он наверняка его выучит.
А еще они убедились: у моряков есть защитник – это ITF – международная федерация транспортников (МФТ), членом которой является ПРМТУ, который, заботясь о них, создал в Одессе Координационный центр помощи морякам (КЦПМ).
Обращаясь к украинским морякам, инспектор ITF в Украине Наталья Ефрименко говорит:
– Не стесняйтесь задавать возникающие вопросы мне, как представителю ITF, обращайтесь в Профсоюз и КЦПМ! Учите английский! Учтите, если вам в агентстве по найму не дают информацию о судовладельце и судне, значит, продолжать с ним дело опасно. Если вам не предоставляют возможности детально ознакомиться с условиями контракта – ждите обмана и неприятностей. Подписывайте контракт пока вы еще дома, и все сомнения развеяны с помощью специалистов.