И помнит мир спасенный...

1 1116 6 мин
Что бы вы подумали, увидев на рассвете при морозе минус 20 на северной окраине великоустюгского города Красавино, расположенного на высоком обрыве левого берега Северной Двины, в 100 метрах от дороги огромную... рубку атомной подводной лодки? Вот и я подумал: "Блазнит, чудится!" Протерли мы с напарником от неверия глаза, глянули вновь - точно, стоит рубка да еще и крылья горизонтальных рулей раскинула вширь. Рядом с рубкой - свежевыкрашенное здание школы. Крутанули мы руль вправо, подъехали к школе, читаем мемориальную доску: "Здесь учился герой- подводник Сергей Анатольевич Преминин, спасший мир от ядерной катастрофы". Повернули к рубке, вышли, по сугробам добрались к ней, пощупали: "Настоящая!!!" Каким же образом рубка атомной подводной лодки появилась у кромки тайги в провинциальном северном городе?

История эта началась 17 лет назад. Утром 3 октября 1986 г. во время несения боевого дежурства в Атлантике в 480 милях к северо-востоку от Бермудских островов после всплытия в ночное время для сеанса связи с базой ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 проекта 667АУ из 19-й дивизии подводных лодок Северного флота погружался на заданный горизонт. Примерно на глубине 65 метров экипаж ощутил, что лодку неожиданно качнуло. Гидроакустики доложили, что услышали шум винта рыболовного сейнера и записали его на магнитофон. На глубине 80 метров из ракетного отсека поступил доклад о срабатывании сигнализации "Пожар в ракетной шахте", была объявлена аварийная тревога. В результате нештатного поступления забортной воды в третью шахту левого борта произошел надлом корпуса находившейся в шахте баллистической ракеты Р-27 и утечка окислителя. Последовал взрыв, а за ним возникли пожар и сильнейшее задымление. Были сорваны крышка третьей шахты и обтекатели крышек других шахт, началось поступление воды в лодку, которая стала проваливаться на глубину. После аварийной продувки балластных цистерн лодка сумела всплыть на поверхность. Никакого рыбацкого сейнера на поверхности не было.

Через 4 часа после всплытия на лодке обеспечили электропитание и дали ход. По секретным каналам связи сообщили об аварии на базу. К месту аварии поспешили суда морского торгового флота СССР, спасательный буксир "СБ-406" из района Фарерских островов и судно "Агатан" с Кубы, а также атомный крейсер "Киров" из Кольского залива во главе с командующим Северным флотом. Почти сразу лодка была обнаружена патрульными самолетами береговой охраны ВМС США.

Это и немудрено: в непосредственной близости от нашего терпящего бедствие крейсера курсировала следившая за ним американская атомная подводная лодка класса "Лос-Анджелес". Есть версия, что первопричиной катастрофы является ее контакт с нашей лодкой. Подтверждением являлось наличие длинной продольной борозды к корме на палубе нашей лодки в аккурат через места крепления потерянной крышки третьей шахты и нескольких сорванных обтекателей крышек других ракетных отсеков. В ходе расследования этой катастрофы правительственной комиссией при спектральном анализе магнитной записи гидроакустических шумов погружения (и шумов того самого "сейнера") было установлено, что они принадлежат атомной подлодке ВМС США класса "Лос-Анджелес". Разгерметизация ракетной шахты на глубине 65 метров в результате столкновения с этой АПЛ привела к раздавливанию ракеты в ней, рассчитанной на предельное давление 5 атмосфер, и последующему пожару. Американцы же, как и англичане, никогда не подтверждали фактов столкновений своих подводных лодок с иными объектами. Не подтвердили и на этот раз.

Ядовитый газ продолжал распространяться по отсекам. Уровень загазованности в некоторых местах превышал предельно допустимый в тысячи раз. Многие члены экипажа были отравлены парами окислов азота. К этому моменту на лодке от задымления погибли командир БЧ-2 капитан 3-го ранга Александр Петрачков, матросы Игорь Харченко и Николай Смоглюк.

При попытке прокачать аварийную шахту водой в отсек вновь начала поступать забортная вода, что привело к короткому замыканию системы электропитания. Сработала аварийная защита реактора правого борта, но это не привело к его полной блокировке. Цепная реакция в нем продолжалась. Для заглушки реактора требовалось опустить компенсирующие решетки на нижние упоры. Механически это сделать не удалось - стало ясно, что данную операцию нужно проделать вручную.

В два приема командир спецтрюмной группы старший лейтенант Николай Беликов и спецтрюмный матрос Сергей Преминин сумели опустить три из четырех решеток, после чего командир надолго потерял сознание. Сергею дали два последних в отсеке регенеративных патрона к изолирующему противогазу, после чего он надел маску и двинулся к реактору. За ним задраили дверь. На опускание решетки ушло целых полчаса вместо 20 секунд в нормальной обстановке. Температура в седьмом отсеке поднялась до 70 градусов, резко увеличилось давление. Из-за этого заклинило дверь переборки между отсеками. Командир лодки капитан второго ранга Игорь Британов попытался сравнять давление между ними, накачав воздух в восьмой отсек, однако из магистрали повалил ядовитый дым, пришлось закрыть клапан. Раздвижным упором старший мичман Василий Ежов с двумя матросами пытались преодолеть расклин двери переборки, но тщетно, и Сергей, слабея, уже ничем не мог им помочь. Вскоре сигналы из седьмого отсека оборвались. Вновь и вновь, захлебываясь в кашле, старший мичман пытался добраться до умолкнувшего Сергея. Потом поступил приказ оставить загазованный отсек.

Предполагая, что в 4, 5 и 6-м отсеках продолжается пожар и возможен взрыв ракет, ночью 4 октября был заглушен и второй реактор крейсера. По приказу командира в 3 часа ночи началась эвакуация экипажа на подошедшие суда советского морского флота ("Анатолий Васильев", "Красногвардеец", "Галилео Галилей", "Федор Бредихин" и наш архангельский лесовоз "Бакарица"). На лодке осталась аварийная команда из 9 человек во главе с командиром. Через 15 часов удалось завести буксирный конец длиной полкилометра на теплоход "Красногвардеец", началась буксировка. По свидетельству очевидцев, видя ускользающую "добычу", американская подлодка, разогнавшись с погружением, своим перископом перерубила буксировочный трос, нарушив неписаное правило - спасшихся не топить.

По просьбе И. Британова из Союза был послан самолет ТУ-142, с которого сбросили несколько контейнеров с аппаратами и портативными радиостанциями. Часть из них разбилась о воду и утонула. Моряки сумели найти только 9 пригодных комплектов, которых хватило бы только на короткий заход внутрь корпуса. В ночь на 5 октября командир отправил остальных членов аварийной команды на гражданские суда, оставшись в одиночку на палубе лодки. Он провел на крейсере еще почти двое суток.

Нарастал дифферент на нос. Рядом на патрулировании находился однотипный ракетоносец К-137 "Ленинец" во главе с будущим командующим Северным флотом капитаном первого ранга Вячеславом Поповым. На нем имелось все для борьбы за живучесть и спасение корабля стоимостью много миллиардов народных рублей. Но ему было запрещено нарушать скрытность плавания.

К 11 часам утра 6 октября лодка погрузилась так, что из воды вышли винты. В 11.03 командир на надувном плоту покинул борт крейсера. Через три минуты тот ушел ко дну, навеки унося с собой тело вологодского паренька...

Спустя много лет на вопрос, почему он так упорно держался за лодку, Игорь Анатольевич ответил очень просто: "Так ведь это же добро народное, всей страной строили да и американцы рядом были". Капитан не имел права допустить, чтобы лодка попала к противнику. Девять месяцев капитана и командира БЧ-5 капитана второго ранга Игоря Красильникова допрашивали в Союзе, решая, посадить или нет. Командира лодки и его механика не осудили, но исключили из рядов КПСС и уволили по "служебному несоответствию без права ношения военной формы". Как отметила государственная комиссия, причины, приведшие к аварии, не зависели от экипажа. Авторитетные специалисты установили, что поступление забортной воды в ракетную шахту произошло не по вине подводников.

Сергей Преминин родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Учился в находящейся в трех километрах от родной деревни школе 15 города Красавина, а по окончании восьми классов - в СПТУ 4 речного флота Великого Устюга.

Сначала он был посмертно награжден в 1987 г. орденом Красной Звезды. Затем указом президента РФ от 7 августа 1997 года 844 матросу Сергею Преминину было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением его родителям медали "Золотая Звезда". Подвигу Сергея посвящены документальные фильмы "Враждебные воды" (снят западными кинематографистами), "Родословная подвига" (кинорежиссер Владимир Кудрявцев) и книга "Роковые Бермуды" капитана 1- го ранга запаса Е.К.Никитина. Именем Сергея названы набережная в ЗАТО Скалистый и две школы. В Красавине и в поселке Гаджиево на Северном флоте установлены бюсты героя.

По предложению вологодской общественной организации "Морское собрание" в начале 2003 г. вышло специальное постановление главы администрации Вологодской области В.Позгалева о строительстве мемориала на родине героя и установке там рубки лодки, аналогичной той, на которой служил Сергей. После переговоров с командующим Северным флотом адмиралом Г.Сучковым была определена подлежащая утилизации на заводе "Нерпа" лодка того же проекта. Заводчане срезали рубку общим весом 115 тонн, разделили на 13 частей и подготовили к отправке. Моряки Северного флота в июне 2003 г. безвозмездно доставили ее из Снежногорска в Северодвинск. Затем все части погрузили на баржу Северного речного пароходства и в третьей декаде июня вслед за буксиром "Плес" под управлением капитана Н.Беляева баржа по Северной Двине за четверо суток добралась до Котласа в Лимендский затон. Затем детали рубки перегрузили на автотрейлеры и привезли в Красавино на родину героя. Впервые в мире рубку атомной подводной лодки установили в качестве памятника. Для этого в таежный город специально прибыли 10 специалистов завода "Нерпа", помимо внешнего, вида восстановивших и внутреннее убранство рубки. Не забыли и родителей Сергея: решением вологодских депутатов им установлена дополнительная пенсия.




Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Сергей
27.12.2005, 00:39
Что же здесь комментировать? Ясно всё. Хотя что там было на самом деле, мы никогда не узнаем. Море умеет хранить свои тайны.
 
Сергей, Украина.
Свежие новости
Паром "Александр Деев" проходит проверку перед возвращением на сахалинскую линию
22:10 , 22 Ноября 2024 / судоремонт
рекламаПодписка 2025